С начала учебного года школьники уже отучились два месяца и даже успели побывать на каникулах. А вот учителей по-прежнему не хватает. Некоторым приходится «закрывать» сразу несколько ставок. Да, к сожалению, даже сейчас, в ноябре, кадровая проблема остается весьма актуальной.
Сколько педагогов не хватает в Ижевске и Удмуртии, а также что делают для привлечения учителей в школы, узнал IZHLIFE.
Неумолимые цифры
За изменением количества вакансий в школах Удмуртии мы наблюдаем еще с августа. Перед началом учебного года на сайте «Работа России» их было размещено 356. К концу сентября цифра уменьшилась, но не так сильно, как хотелось бы – вакансий стало 258. Когда же мы открыли сайт в первую неделю ноября, то обнаружили 294 вакансии учителей, то есть их количество даже возросло. Если посмотреть по предметникам, то где-то, безусловно, есть прогресс, но, к сожалению, не в самых востребованных категориях. Учителей математики как искали в сентябре 48, так 48 ищут до сих пор. То же самое с физиками – их по-прежнему не хватает, открыта 21 вакансия. А потребность в учителях русского языка с сентября даже увеличилась – в начале учебного года на сайте было 32 вакансии, а в начале ноября стало 40.
Конечно, можно предположить, что в некоторых случаях работника уже нашли, просто забыли убрать объявление на сайте, да только в большинстве объявлений указано, что они актуализированы в конце октября или начале ноября.
На официальном сайте города Ижевска также обновились списки вакансий. Сравниваем и тут. Если на 1 сентября полностью укомплектованы педагогами были 11 городских школ из 80, то на 1 ноября ситуация улучшилась незначительно – теперь полный штат набран в 15 школах. Впрочем, многие школы доукомплектовались хотя бы частично: общее количество вакансий в сентябре составляло 364, а к ноябрю уменьшилось до 280. Здесь сделаем оговорку: в списке не только учителя, но и тьюторы, советники по воспитанию, водители автобусов и повара. Хотя учителей все-таки подавляющее большинство. И их нехватка продолжает ощущаться. Например, математиков за два месяца нашли всего троих, а нужно было 40, физиков взяли пятерых из 22 необходимых школам.
Как пояснила заместитель Главы Администрации Ижевска по социальной политике Наталья Гвоздкова, отсутствие учителя не означает, что предмет никто не ведет. Замещать может близкий по профилю педагог; кроме того, в рамках сетевого взаимодействия школы могут друг друга «выручать», то есть один педагог временно может вести уроки в нескольких учреждениях.
А школы действительно нередко добирают учителей осенью.
«Отток кадров из школ у нас, как правило, бывает в июне, после окончания учебного года. Педагоги заканчивают работу и начинают искать новое место. Но в конце августа и в первые две недели сентября обычно на работу уже выходят новые педагоги. Поэтому сказать, что сейчас у нас очень сильный кадровый голод, я не могу. Но он есть», – рассказывает она.
Кто и как должен искать учителей
Как утверждает Наталья Гвоздкова, укомплектованность школы кадрами во многом зависит от руководителя.
«В первую очередь, должна быть заинтересованность директора школы. Стремление найти молодого специалиста должно быть колоссальным. Ведь молодежь нужно еще и обучать. Не каждый директор готов это делать. Всем же хочется сразу квалифицированного работника, чтобы пришел и начал работать. Приведу в пример 84-ю школу. Каждый год в нее приходят по 4-5 молодых педагогов. В основном, конечно, это учителя начальных классов. Но это тоже хороший показатель, как они работают с молодежью. Они сразу же дают начинающему педагогу наставника, и учителя друг другу помогают, поддерживают. Поэтому молодежь с удовольствием приходит в такие учреждения», – говорит Наталья Гвоздкова.
Действительно, есть школы, где штат сейчас набран полностью. Многие из этих учреждений традиционно считаются престижными: Гуманитарный лицей, Спортивный лицей № 82, Социально-экономический лицей № 45, Лингвистический лицей № 25, Гуманитарно-юридический лицей № 86, а также школа «Липовая роща» и школы №№ 5, 27, 28, 32, 42, 49, 71, 78 и 89
С другой стороны, «тридцатка» и новая школа на улице Берша все-таки ищут нескольких учителей. Но это может быть связано с повышенными требованиями.
«В школе на Берша конкурс для педагогов. Желающих туда попасть очень много», – подтверждает Наталья Гвоздкова.
А есть школы, где ситуация противоположная: кадровая проблема не решается. Управление образования может посодействовать таким учреждениям – в его отдел кадров поступают резюме от учителей. Тем не менее активный поиск педагогов остается за школой. В ход чаще всего идут объявления на сайтах по поиску работы, а еще представитель школы может отправиться «ловить кадры» прямо в вуз.
«В апреле-мае, когда начинаются итоговые экзамены в педагогическом колледже, ГИПУ (Глазовский государственный инженерно-педагогический университет. – Прим. ред.) и УдГУ, некоторые директора школ и заведующие детских садов просто не выходят оттуда. Отдел кадров Управления образования согласует с педагогическими вузами даты и время встреч», – говорит Наталья Гвоздкова.
Новые кадры
Реальность такова, что педагогических кадров не хватает по всей стране. Поэтому Минпросвещения России приняло решение воспитывать новых педагогов «со школьной скамьи». Муниципалитетам предложили создавать педагогические классы, чтобы ребята шли в профессию целенаправленно.
«В прошлом году мы открыли в Ижевске 11 классов психолого-педагогической направленности. В этом году дополнительно открылось 29 таких классов. Многие ребята по окончании уже осознанно будут поступать в педагогические вузы. Я надеюсь, что опыт будет таким же успешным, как создание медицинских классов. Они работают у нас с 2018 года, и за этот промежуток времени уже видно, сколько ребят поступили в медколледж и медакадемию. Сейчас это около 53% выпускников», – рассказывает Наталья Гвоздкова.
Власти Ижевска уверены, что через несколько лет количество ребят, поступающих на педагогические специальности, тоже возрастет. Тем более что обучение в профильном классе дает дополнительные 10 баллов при поступлении.
Тем не менее стоит понимать, что все это – работа на перспективу. Школьники должны еще окончить 10-11 класс, а затем хотя бы три года отучиться в педколледже. Таким образом первые результаты этой программы мы увидим только лет через пять.
Результаты по целевому приему можно увидеть на несколько лет раньше – он сейчас тоже ведется. Напомним, его суть заключается в том, что работодатель оплачивает обучение студента, а студент затем обязуется отработать не менее трех лет по специальности.
Пока же в школы пытаются привлечь уже выучившихся молодых специалистов. В первые годы работы начинающие педагоги получают трехлетнюю поддержку от республики – сначала 40 тыс. рублей, затем 60 тыс. рублей и потом еще 80 тыс. рублей. В Ижевске такую поддержку сейчас получают более 3 тысяч педагогов.
Также молодые инициативные педагоги могут получить городской грант в 25 тыс. рублей на реализацию своего проекта, например, в рамках внеурочной деятельности. Стартовал этот проект два года назад. На базе Методического центра «Альтернатива» сейчас работает грантовый центр, где консультируют молодых педагогов.
Кроме того, существует программа наставничества, в которую могут заявляться любые школы и детсады. В 2023 году, на начальном этапе проекта, наставник и наставляемый получали по 15 тысяч, но с 2024 года это поощрение отменили, зато у наставников появилась прибавка к зарплате за нагрузку.
А вот программ, которые бы побуждали вернуться в профессию тех, кто ранее из нее ушел, к сожалению, у нас пока нет. Поэтому специалистам, имеющим педагогическое образование, но выбравшим другую сферу деятельности, возвращаться в школу по-прежнему не слишком выгодно. Меры поддержки на них не распространяются, а достойную зарплату можно будет получить только после переквалификации.
Изображение от stockking на FreepikИзображение от freepik
Изображение от freepik