Top.Mail.Ru
23 августа 2024 16:00
Образование

Не хватает учителей: перед 1 сентября школы Удмуртии ищут преподавателей физики и русского языка

Есть ли у вечной проблемы пути решения

Как привлечь педагогов в школы. Фото: freepik.com
Как привлечь педагогов в школы. Фото: freepik.com

Заканчивается август, и школы готовятся открыть свои двери перед учениками. В большинстве учреждений уже сделан ремонт, закуплены учебники – кажется, все готово к началу учебного года… Только вот учителей, как всегда, не хватает.

IZHLIFE попытался оценить масштаб проблемы и понять, насколько реально ее решить.

«Все бегут…»

Недавно в группе IZHLIFE ВКонтакте прошел опрос среди родителей школьников. Мы спросили, как складывалась ситуация с педагогами-предметниками в прошлом учебном году. К сожалению, только 12% опрошенных сообщили, что недостатка в учителях не было. 9% ижевчан рассказали о временных кадровых проблемах в школах, где учатся их дети. Но в 79% случаев родители пожаловались, что один или несколько учителей отсутствовали долго, и их приходилось замещать другими педагогами или студентами. Были случаи, когда дети просто занимались самостоятельно.

учтf.jpg
График составлен по данным опроса, проведенного в группе IZHLIFE | Новости Ижевска | Ижлайф 15.08.24, в опросе приняли участие 57 человек

«Катастрофически не хватает учителей. Все бегут. Ставят другого, но он не «резиновый» на все классы параллели. Естественно, ведет раз через раз, а то и реже. Знаний никаких толком не получается дать. В этом году дочь окончила 9 класс. Половину предметов ОГЭ занималась самостоятельно. А на подготовку ОГЭ по литературе дали преподавателя иностранных языков. И то хорошо, что дали», – поделилась одна из ижевских мам.

Сколько именно учителей не хватало, сейчас неизвестно, в пресс-службе администрации Ижевска лишь уточнили, что в 2023 году на работу в школы поступили 69 молодых специалистов. Какова потребность в кадрах перед 1 сентября, нам опять-таки официально не сообщили. Однако отметили, что самые востребованные вакансии – учителя русского и английского языков, математики, физики, а также логопеды, тьюторы и учителя начальных классов.

Тогда мы решили хотя бы примерно узнать, сколько вакансий педагогов есть в Удмуртии на 20-21 августа, и обратились к популярным онлайн-площадкам для поиска работы. На сайте «Работа России» в регионе обнаружилось 356 вакансий учителей, из них 168 – в Ижевске. Похожие цифры указаны на сайтах hh.ru и «Авито».

Многие школы ищут не одного и не двух педагогов, а сразу пятерых-шестерых. Так, в Алнашской школе требуются математик, биолог, физик, а также учителя технологии и информатики. Школа № 100 ищет логопеда, учителя начальных классов, учителей технологии, музыки, русского и литературы, физики, химии и физкультуры. А школе № 19 требуются учителя географии, английского, технологии и начальных классов. В школе № 31 похожая история – нужны химик, физик, математик и преподаватель английского. И если спрос на учителей технологии еще понятен – с этого года в школы возвращается труд в новом, усложненном варианте, то почему так активно набирают остальных предметников?

students-learning-school-th.jpg
В 2024 года в школах обещают больше дисциплины. Фото: freepik.com

Судя по размещенным вакансиям, труд отнюдь не на первом месте. Чаще всего сейчас школы Удмуртии нуждаются в учителях математики (56 вакансий на «Работе России»), русского языка и литературы (39 вакансий), а также английского языка (31 вакансия). Около 20 школ находятся в поисках учителей технологии, физики, химии и биологии; открыто 14 вакансий учителей информатики. И это лишь данные с одного сайта. Подчеркнем: такая ситуация складывается за 10 дней до начала учебного года.

Спасут ли положение целевики

«Кадровый голод существует не только в системе образования, он везде, повсеместно. Сейчас активно развивается платформа «Работа России», на которой мы будем продолжать сотрудничество с поиском кадров по целевому обучению. В этом году наши работодатели, то есть директора школ, уже заявились на этой платформе. Также планируем зарезервировать денежные средства на то, чтобы этих целевиков могли поддерживать наши образовательные организации. Я думаю, в сентябре мы уже сможем увидеть некоторые плоды», – говорит министр образования и науки Удмуртии Светлана Болотникова.

По данным Минобразования Удмуртии, в этом году в школы республики придет около 574 молодых специалистов. Кроме того, 13 человек будут работать в селе по программе «Земский учитель» – это не так много, но больше, чем год назад. Но учитывая, что цифра уже известна, а вакансии на сайтах еще размещены, нехватка педагогов все же остается.

В пресс-службе администрации Ижевска подчеркнули, что сейчас большие надежды возлагаются на сотрудничество с УдГУ – студентов выпускных курсов уже с этого года будут активно привлекать на работу в школы. Кроме того, вуз установил квоту на целевой прием, и те, кто поступил по ней в университет, в течение трех лет после окончания учебы будут обязаны отработать в школах.

Также в Удмуртии ведут работу по профориентации, в рамках которой открываются все новые педагогические классы – в 2023 году их уже было более 50, в 2024-м будет больше.

side-view-kids-learning-sun.jpg
Учитель – это не столько профессия, сколько призвание. Фото: freepik.com

А заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев рассказал в рамках августовской конференции педагогических работников о том, что в ближайшие годы в вузах на государственном уровне может вернуться система распределения, обязывающая уже всех, кто получил диплом педагога, несколько лет работать в школе. Вот только обязать – это не совсем выход. Учителя не идут в школы не потому, что не хотят, а потому, что условия зачастую оставляют желать лучшего.

Что с зарплатами?

Средняя зарплата педагогов, указанная в объявлениях, которые мы изучили, составляет 22-25 тыс. рублей на руки. Есть и зарплаты в 15 тысяч, а есть условные «до 40 тысяч», но за этим многообещающим «до», вероятно, скрываются классное руководство и дополнительные часы. 22 тысячи рублей – это оплатить «коммуналку» и 6-7 раз сходить в супермаркет. Прожить можно, но непросто. Неудивительно, что потенциальные предметники предпочитают работать в других сферах. Например, автор материала имеет диплом преподавателя биологии. В свое время я защитила его «на всякий случай», в дополнение к диплому биолога. Один раз он мне даже пригодился. Но работать преподавателем я не осталась, хотя об этом периоде сохранилось довольно много теплых воспоминаний. И очень мало кто из моих однокурсников пошел в школу. Сейчас гораздо выгоднее быть химиком на производстве или программистом, чем передавать эти знания новым поколениям.

Если преподавать все же хочется и получается хорошо, то учить можно и не работая в школе. И зарабатывать при этом больше. Или как минимум столько же. Услуги репетиторов сейчас стоят в среднем 1,5 тыс. рублей за час. Ну даже пусть будет тысяча – все равно, занимаясь с одним ребенком дважды в неделю по полтора часа, за месяц репетитор заработает 12 тыс. рублей в месяц. Если учеников будет двое, то месячный заработок составит уже 24 тысячи. Минус налог самозанятого 4%. Получается примерно та же сумма, что и у педагога в школе. А нагрузка меньше. И бумажной работы нет. И ответственности за целый класс. При этом репетиторство может быть дополнением к основному месту работы. Есть и другие варианты, например, образовательные онлайн-платформы.

Да, меры материальной поддержки предпринимаются, но они не охватывают всех, кто выбрал профессию педагога. Так, в Удмуртии уже несколько лет действует программа поддержки молодых педагогов. Учителя до 35 лет, принятые на должность педагогического работника в год окончания своего обучения, единовременно получают 40 тыс. рублей за первый год работы, 60 тыс. рублей за второй и 80 тыс. рублей за третий. А вошедшие в программу «Земский учитель» получают по 1 млн рублей и разные меры поддержки от муниципального образования, в которое приехали работать. Но если, например, автор материала решит снова пойти преподавать биологию, он вероятно, получит лишь «минималку».

ппп.jpg
Зарплаты учителей, скажем прямо, не слишком велики. Фото: скриншот с сайта «Работа России»

Впрочем, сейчас появилась новая надежда на позитивные изменения: с 2026 года в России планируется ввести единую систему оплаты труда для бюджетников. По плану, зарплата педагогов в Ижевске после этого сравняется с зарплатой московских учителей. Если Удмуртии удастся попасть в пилотный проект, то это произойдет уже в 2025 году. Но пока ждем.

Что еще не нравится учителям

Еще одним минусом профессии до недавнего времени было то, что учитель не имел практически никаких средств дисциплинарного воздействия на расшалившихся детей. Доходило до того, что школьники, которых уже ничто не пугало, даже вызов родителей (ну и что, родители же всегда на их стороне!), специально доводили педагогов до бессильного крика, чтобы снять эту сцену на видео и выложить в интернет. В настоящее время закон об образовании дополнили положением, согласно которому школы смогут устанавливать правила дисциплины, а учителя получат право обращаться в администрацию учреждения с требованием применить к ребятам-нарушителям дисциплинарное взыскание. Кроме того, в законе закрепили само право педагога на уважение и защиту достоинства. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

Впрочем, как прокомментировала министр образования и науки Удмуртии Светлана Болотникова, в школах региона подобное практиковалось и раньше – все конфликты стремились рассматривать с позиции двух сторон.

Огорчает педагогов и большое количество бумажной работы. Это не только проверка тетрадей, подготовка самостоятельных и проверочных работ и ведение журналов. Это еще и подробное тематическое планирование, которое меняется при каждой смене программы.

В 2022 года был принят закон, освобождающий учителей от ненужной писанины, но речь в нем шла только о «лишних» документах, которые не внесены в перечень Минпросвещения, например, разнообразных отчетах, количество и объем которых в некоторых школах превышали границы разумного. Также с 2023 года по всем школьным предметам начали действовать единые федеральные основные образовательные программы, поэтому есть шанс, что кардинально переписывать план в ближайшие годы не придется. Но бюрократии в работе педагогов пока что все равно остается немало.

Если подытожить – сейчас педагог, скорее, не профессия, а призвание. Это прекрасно, что есть учителя, которые не боятся трудностей и, несмотря ни на что, преисполнены вдохновения и любви к детям. Но их мало. Увы, куда меньше, чем свободных вакансий…

Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik