Хорошо написанная книга и качественно снятый фильм могут быть вымыслом чистой воды, но вызывают у нас настоящие эмоции. Даже взрослые иногда не в силах удержаться от того, чтобы не всплакнуть при просмотре «Титаника» или «Хатико». Что уж говорить о детях, для которых все, что творится на экране, – «взаправду».
Нередко родители стараются оградить впечатлительных детей от контента, отражающего тему смерти, болезни и потери, считая его травмирующим. А кто-то, наоборот, считает, что показывать грустные мультики нужно, чтобы развивать в детях эмпатию. Не зря же «Союзмультфильм» их в свое время столько наснимал! Но как на самом деле лучше для самих малышей? Об этом IZHLIFE спросил у своего постоянного эксперта, детского психолога и специалиста по семейным и детско-родительским отношениям Натальи Половайкиной.
Мы слишком сгущаем краски
«Я помню, как в детстве ревел из-за мультика про пингвинов – там один пингвин подсунул другому камень вместо яйца, и тот безуспешно его высиживал, а когда началась миграция, не смог бросить это непроклюнувшееся «яйцо», взял с собой и утонул с ним. Я помню, что меня не столько расстраивала смерть пингвина, сколько то, что произошла она из-за какого-то мерзавца, который вот так с ним поступил. Родители не поняли, почему я так убиваюсь, а для меня это была прямо травма», – вспоминает ижевчанин Андрей. И слово «травма» в данном контексте употребляет не он один. Тем не менее, по мнению психолога, называть детской травмой воспоминания о грустном мультике – это перебор.
«Мы, вероятно, перечитали научно-популярной психологической литературы и теперь называем «травмой» любой дискомфорт, который испытываем сами или испытывает наш ребенок. И некоторые родители действительно боятся, что грустный контент может нанести ребенку травму на всю жизнь. Но это не так. Травма – это действительно калечащее событие, которое наносит урон психике. Это не когда ребенок поплакал один вечер, и у него испортилось настроение, это когда речь идет, например, о насилии. Давайте не будем сравнивать», – говорит Наталья Половайкина.
Действительно, сочетанием «психологическая травма» в последнее время оперируют так же свободно, как термином «депрессия», делая последнюю синонимом хандры. Но это не что иное, как подмена понятий. Не стоит так сгущать краски.
На самом деле, психика детей куда крепче, чем принято считать, поясняет эксперт. Сейчас нам действительно могут казаться слишком печальными некоторые мультфильмы, снятые в послевоенные годы, но они стали продуктом своего времени, они отражали жизнь, какой она была тогда. А если вернуться в прошлое еще дальше, то мы увидим печальные истории Андерсена и довольно жуткие в исходном варианте сказки братьев Гримм. Однако дети легко воспринимают их и сейчас, несмотря на то, что современный контент во многом отличается. Опасности повсюду склонны видеть скорее взрослые, чем дети.
«В современном обществе тревожность иногда зашкаливает. Потому что у нас вода из-под крана бежит, машина под окном и квартира у каждого своя, продукты всегда можно в магазине купить. А если бы нам нужно было с утра скотину покормить, потом на речке постирать, потом еду заготовить, чтобы зимой не голодать, наверное, так бы за детей не тревожились – было бы просто некогда. Просто сейчас жизнь стала легче, и люди начинают тревожиться из-за всякой ерунды, чтобы только себя занять», – объясняет Наталья Половайкина.
От всего – не защитишь
Еще одна наша героиня по имени Алена считает, что детям на самом деле подходит далеко не всякий детский контент. Хотя все зависит от ситуации. Иногда и грустный мультик может быть к месту.
«Старший сын лет в семь в голос рыдал над мультиком «Астробой», где робот убивает мальчика. Я утешала, а что тут еще делать, какую-то версию выдвигала, что все будет хорошо. Но специально показывать детям грустные и тем более жестокие мультики и фильмы, считаю, не нужно. У меня отношение к воспитанию детей, как было у Будды, – до 18 лет они не должны знать никакого зла, которое происходит в мире. Другое дело, что мир все равно подсовывает что-то свое, и иногда такую свинью может подложить, что мультики покажутся хорошей психологической подготовкой. Например, другой мультик, «Город героев», – построен как раз на том, что мальчик теряет старшего брата, и благодаря его разработке побеждает зло. То есть ребенок переживает этот момент несправедливости, предательства и потери и живет вместе с героями дальше, обретая друзей и восстанавливая справедливость. Наверно, на каком-то этапе развития или в семейных обстоятельствах, когда происходят утраты, болезни, разводы, – это не самый плохой вариант», – говорит Алена.
С последней мыслью полностью согласен психолог.
«Меня очень смущает современное стремление завернуть детей в вату и уберечь их от всего на свете. Когда мы оберегаем детей от каких-то проявлений нашей окружающей действительности, в том числе негативных, то мы, получается, хотим уберечь их от жизни? То есть мы показываем, что мир – это весело, жизнь – это весело, это сплошные удовольствия, должно быть всегда классно. И это уже имеет, на мой взгляд, несколько опасную тенденцию. Родители начинают подменять этим реальный мир, что все должно быть только в кайф, все должно быть для тебя. Но ведь это далеко не так. Мы же не хотим вырастить ребенка потребителем?» – задает вопрос Наталья Половайкина.
По ее словам, ребенок может и должен понимать, что мир вокруг него – разный. Есть в мире хорошее, но есть и плохое, есть грустное, есть даже страшное. Но этот мир такой, какой он есть, и в нем нужно научиться жить. И задача взрослых – научить этому ребенка.
Конечно, ударяться в крайности тоже не стоит.
«Давайте разделять откровенную жестокость, например, триллеры 18+, и вещи, скажем так, общежизненные. Например, смерть. Ребенка не получится оградить от знания о ней. Умирает хомячок, который жил дома, умирают дедушка с бабушкой, то есть в любом случае мы с этим в жизни сталкиваемся. Не нужно ограждать от контента, если он жизненный: про грусть и потери, про семью и друзей», – говорит психолог.
Увы, крайности все же встречаются. Вот что вспоминает еще одна ижевчанка Екатерина:
«Я с детства очень впечатлительная, особенно это касается сюжетов с жестокостью по отношению к животным и кому-то слабому, а также сюжетов о потере близких и питомцев. Помню, когда я впервые посмотрела фильм «Безумная Лори» – я была классе во 2-3, наверное, – у меня случилась настоящая истерика. Я гостила у бабушки, и бабушка испугалась, так как не могла меня успокоить, начала маме звонить. Но если бы она знала, о чем этот фильм, то никогда бы мне его не включила. Хотя фильм замечательный и снят по замечательной книге. Кончилось там все, кстати, хорошо. Но события такие пронзительные, что даже сейчас, став взрослой, я не стану пересматривать и перечитывать это. В другой раз источником «шок-контента» стала моя прабабка. Она пересказала мне какую-то статью об очень умной кошке, которую все любили, и которая чуть ли не жизнь спасла хозяевам, а потом заболела и… ее усыпили, чтобы она не дай Боже, не заразила чем-то хозяев. Я понятия не имела, зачем прабабушка мне это рассказала, тем более что она знала, как я люблю животных. Возможно, хотела, чтобы я извлекла из этой истории какую-то мораль. Но не прокатило. Итог был ожидаемый: я ревела полдня, пока мама с работы не пришла».
Наталья Половайкина подтверждает: специально показывать ребенку грустные мультфильмы и рассказывать грустные истории, «чтобы жизни учился», не стоит точно. Особенно если ребенок впечатлительный. Другое дело, что изолировать его от внешнего мира мы не можем. Он обязательно включит телевизор в аккурат во время показа того самого мультика про пингвина. Или в детской книжке, которую вы вместе читаете на ночь, произойдет неожиданный поворот, который вы и сами не могли предугадать.
«И здесь я повторю то, о чем никогда не устану говорить: мы должны выстроить такой уровень взаимоотношений с ребенком, чтобы он не боялся прийти к вам с любой темой. Чтобы ему было не страшно обсудить с вами любую «дичь». И если 12-летний подросток пришел к вам и спросил, кто такой маньяк, то действительно можно подобрать какой-нибудь фильм 12+ в тему и посмотреть его вместе, а потом обговорить, как сделать так, чтобы не встретиться с такими людьми в жизни, и как их распознавать», – напоминает Наталья Половайкина
«Смотреть только в присутствии взрослых»
Большинство наших читателей, сохранивших неприятные воспоминания о грустных или страшных мультиках, признаются, что в момент просмотра рядом не было родителей.
«Меня однажды, еще до школы, лет в 5-6, оставили вечером одного дома. И, конечно же, в «спокойках» именно в этот день показали мульт «Буренка из Масленкино». Он на меня произвел совершенно жуткое впечатление. Бледно-пастельная сумеречная гамма, уродливые советские куклы, похоронные завывания и какая-то запредельная, хтоническая тоска бытия врезались в память навсегда. Особенно запомнилась сцена с суицидальными мотивами, где заблудившаяся буренка, отчаявшись найти своих подружек, решила наесться бузины и мухоморов и запить все это болотной водой. Отличная инструкция и настрой для детей дошкольного возраста! После всего этого даже случившийся в конце хэппи-энд как-то не радовал. А сам мультфильм оставлял довольно тревожный и мучительный след бесполезности и бесцельности жизни», – вспоминает Михаил.
А Марина смотрела мультсериал в более старшем возрасте, на DVD. И признается, что сама бы не хотела, чтобы родители присутствовали.
«Когда мне было лет 10, я несколько раз плакала, когда смотрела «Винкс». Сначала, когда показывали кадры с умершей мамой главной героини Музы. Там были кадры, как она вспоминала о ней. И я заплакала, подумав о том, как страшно потерять маму. И еще я плакала из-за смерти мага Набу. Это был парень моей любимой феечки Лейлы, они готовились к свадьбе. Я так плакала, просто ужас, надеялась, что он все равно появится. Смотрела я не в присутствии родителей. Я обычно вообще старалась не плакать перед ними, когда видела такие моменты. Посмеются еще надо мной. До сих пор так, кстати», – рассказывает девушка.
Николай в детстве тоже увидел неприятный мультик, когда был в гостях. Взрослым он так и не рассказал об этом:
«Помню, как в детстве посмотрел сказку про лень, где рыба сожрала других рыб в аквариуме, а затем кота у мужика. Потом она стала размером с человека, закинула хозяина в аквариум и заняла его место. А все потому, что мужик поленился убрать эту рыбу, когда она жрала других. Меня тогда так передернуло от этого. Кота очень было жалко. Даже сейчас вспоминать страшно».
Как пояснила Наталья Половайкина, раньше действительно было не принято обсуждать с детьми такие вещи. Ну мультик и мультик, ну грустный и грустный, что дальше? Иди уроки делай. Но сейчас подходы к воспитанию изменились, и психолог настаивает: задача родителя – помочь ребенку пережить шквал эмоций, поддержать, не бросать его в этих ощущениях:
«Вот я грущу. А что делать с этой грустью? А для чего мне грусть нужна? Чтобы замедлиться, чтобы подумать, а что делать в сложившейся ситуации. Возможно, проанализировать, что привело к этой грусти. То есть грустить даже полезно. Например, ты вспоминаешь, как расстался с другом. Ты погрусти об этом, подумай, почему так произошло. Может, ты какие-то ошибки совершил в этой дружбе? А может быть, просто время пришло. Погрусти, порефлексируй, ты – живой. Мы говорим ребенку: ты живой, и у тебя в течение жизни будут разные чувства».
Если ребенок смотрит грустный фильм, не нужно выключать, сядьте рядом, посмотрите вместе и, самое главное, поговорите после этого фильма. Проанализируйте, кто что испытывал? Что вообще произошло? Кого и почему жалко? Это будет полезно для развития эмоционального интеллекта ребенка.
«Не все наши эмоции положительные. У нас есть и гнев, который нельзя в себе блокировать ни в коем случае, иначе начнется аутоагрессия или психосоматика. У нас есть печаль. Нужно уметь правильно, качественно их проживать, чтобы не навредить себе или окружающим», – говорит Наталья Половайкина.
Ирина признается, что грустные фильмы о животных до сих пор не может смотреть без слез. Но у нее не осталось негативных воспоминаний о грустных мультфильмах, потому что мама в нужный момент была рядом.
«Помню, как смотрели с мамой мультфильм «Король лев», и сцена, где умирает Муфаса, конечно, очень впечатлила... До сих пор глаза на мокром месте. Мама просто обняла меня, и так мы досмотрели мультик. А классе в седьмом я посмотрела фильм о Хатико, после него я тоже долго плакала. И все равно я считаю, что детям нужно смотреть такие фильмы и мультики, потому что они учат состраданию, да и вообще тому, что эмоции – это нормально. Я думаю, что человека с детства нужно этому учить, – что плакать, когда грустно, и смеяться, когда весело – это нормально. Причем как для девочки, так и для мальчика», – рассказывает Ирина.
«Не реви, это же просто сказка»
Но нередко детские слезы вызывают у родителей, а также бабушек и дедушек недоумение. Взрослые просто не знают, как успокоить плачущее чадо.
«Я хорошо помню случай из своего детства. Я была у бабушки, и по телевизору показывали фильм «Белый Бим Черное ухо». В это же время к бабушке пришла подруга, и мне было очень неудобно плакать при чужих людях, поэтому я держалась изо всех сил. Потом бабушка пошла подругу провожать, и я, только они вышли из комнаты, ничком рухнула на кровать и разревелась. А оказалось, что они не ушли, а задержались в прихожей. И вот я лежу, реву, а они обе влетают в комнату перепуганные и ничего понять не могут – почему у ребенка на пустом месте истерика?» – вспоминает еще одна героиня по имени Ирина.
Действительно, и как тут утешать, когда разыгрывается такое «вселенское горе»? Может, успокоительного накапать? Но детский психолог уверен: хватит обычных слов.
«Мы признаем чувства ребенка. Да, ты имеешь право поплакать, да, такое бывает. Но, смотри, тем не менее жизнь продолжается, мы живем, у нас все хорошо. То есть мы учим ребенка обращать внимание и на плюсы, и на минусы. Проблема в том, что родители сами очень любят обращать внимание на одни только минусы. Просто нужно говорить, что жизнь бывает разная. И выбраться из состояния грусти, хандры – это тоже победа», – говорит Наталья Половайкина.
А вот чего не стоит делать, так это обесценивать сюжет мультика и вызванные им чувства ребенка. Не нужно говорить: «Да это все сказка, это выдумка, этого не было». Как минимум, следует признать, что все сказки берут свое начало из жизни.
Встречается и другая ситуация – когда мама оказывается столь же впечатлительной, что и ребенок.
«Мультик «Варежка», наверное, разбил многие детские сердца, мое в том числе. Причем когда смотрели в детстве, то рыдали вместе с мамой. Мне лет 6-7, наверное, тогда было. А еще я помню, мама всегда плакала, когда смотрела передачу «Пока все дома», где в конце рассказывали про ребят из детских домов. Я была маленькая, смотрела и думала: ну что ты плачешь? Сейчас зато сама такое смотреть не могу, тут же реву. Думаю, нет ничего плохого в грустных мультиках и передачах для детей, если рядом взрослые, которые смогут поддержать и помочь пережить такие эмоции», – рассказывает Елена.
И все же, по мнению эксперта, взрослым лучше удержаться от избыточного проявления собственных эмоций. Плакать над судьбой Белого Бима громче самого ребенка не нужно. Все-таки у взрослых должна присутствовать саморегуляция, и хорошо, если они в минуты стресса у ребенка будут излучать спокойствие.
«Но признать, что вам тоже грустно, конечно, стоит. Можно сказать: «Знаешь, я тоже не очень люблю такие сказки. И мне тоже немножко не по себе от такого сюжета. Но я умею с этим бороться, я стараюсь избегать таких сказок и таких фильмов. Мне от этого легче. Это не значит, что этого нет в жизни. Но я не буду себя накручивать, если я впечатлительный человек». Поделитесь своим опытом, возможно, это станет одним из таких моментов, которые так хорошо объединяют родителей и детей», – предлагает психолог.
Например, Елена сделала для себя такой выбор еще в подростковом возрасте:
«Когда мне было лет 12-14, я смотрела фильм «Пограничный пес Алый». Это был первый фильм, во время просмотра которого я ревела как белуга. Но оказалось, все закончилось хэппи-эндом. «Белый Бим» вообще смотреть не смогла, когда узнала, о чем сюжет. Но, по-моему, не только детям, но и взрослым нужно иногда смотреть грустные фильмы. Детям и подросткам – чтобы они учились сопереживать и знали, что не все в жизни, как в «ТикТоке». А взрослым – чтобы сравнить со своей жизнью и понять, что не так у них все и плохо».
Изображение от freepikИзображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от user15285612 на Freepik
Изображение от freepik