Top.Mail.Ru
30 сентября 2024 13:00
Образование

«Я ничего не могу сделать с болью за образование»: почему из школ Ижевска уходят лучшие педагоги

Поговорили о проблемах отрасли с учителями и бывшими директорами школ

Изменится ли ситуация в школах Ижевска? Фото: Ильяс Бекмансуров
Изменится ли ситуация в школах Ижевска? Фото: Ильяс Бекмансуров

В последние годы система образования в России претерпевает одну реформу за другой: вводятся новые стандарты, новые должности, новые предметы, меняется воспитательная функция школы, все больше внимания уделяется практике и профориентации. Параллельно в стране пытаются повысить престиж профессии преподавателя, принимаются меры поддержки для молодых специалистов, педагогам обещают увеличить зарплаты, пункт об уважении человеческого достоинства учителя закрепили в законе... Все эти изменения как будто бы направлены на улучшение ситуации в сфере образования. Вот только и сами учителя, и родители школьников не испытывают от всех этих нововведений особого воодушевления. 

Первых не устраивает нагрузка, уровень зарплаты и отношение. Вторых напрягают странные требования, часто никак не связанные с образовательным процессом, и непонятная «обязаловка».

Все происходящее хорошо иллюстрирует и ситуация в школах Ижевска. Ключевая проблема отрасли – нарастает и усиливается кадровый дефицит. Опытные учителя не выдерживают и уходят, найти им замену становится все сложнее. На тех, кто остался, ложится дополнительная нагрузка, что не может не сказываться на детях. А директора школ и вовсе оказываются между нескольких огней: в условиях ограниченных финансов им нужно укомплектовать штат, выполнить задачи, поставленные вышестоящим начальством, уладить отношения с родителями школьников, регулярно проходить все проверки и т. д. Работать в таком режиме может и готов далеко не каждый. 

В результате, по неофициальным данным, в 2024 году перед началом учебного года уволились около восьми директоров ижевских школ. Которым пришлось оперативно искать замену. Приняла решение покинуть свой пост и легендарный ижевский педагог, директор Гуманитарно-юридического лицея № 86 Надежда Заварзина. За почти три десятилетия руководства этой школой она превратила ее в одно из лучших учебных заведений, причем не только на уровне города. Надежда Анатольевна говорит, что работать дальше не позволило здоровье, потому что в последние годы работа директора превратилась в борьбу с системой. Вернее, в борьбу с отсутствием всякой системы. IZHLIFE пообщался с ней и другими педагогами, чтобы выяснить, что происходит в сфере образования города.  

Просто не выдержали

До недавнего времени городская администрация ситуацию вокруг увольнения директоров школ официально не комментировала. Редакция IZHLIFE направила в мэрию соответствующий запрос, ответ на который был получен лишь спустя 20 дней (по закону отводится семь дней – Прим. ред.), когда материал уже готовился к публикации. 

«С 1 января 2024 года трудовые отношения прекращены с руководителями пяти школ города: №№ 27, 63, 67, 73, Гуманитарный лицей №86. Директора школ №№ 63, 73, 86 уволились по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию, директора школ №№ 27 и 67 уволились в связи со сменой рода деятельности. Изменений кадровой политики в образовательных организациях города Ижевска не планируется», – прокомментировали городские власти, подтвердив увольнения только в пяти школ из восьми. Но даже это немало. 

Возможно, к увольнениям привели какие-то недавние изменения, с которыми директора не смогли «ужиться»? Но бывшие и нынешние работники школ, с которыми нам удалось пообщаться, уверенно опровергают такое предположение. По их мнению, причиной увольнений стало как раз то, что с годами ничего не менялось. По крайней мере, в лучшую сторону. А то, что нервы не выдержали сразу у нескольких руководителей школ, – по большей части совпадение. Закон парных случаев.

IMG_6665.JPG
Надежда Заварзина руководила Гуманитарно-юридическим лицеем № 86 почти 30 лет. Фото: архив

По словам Надежды Заварзиной, директор школы сейчас не получает никакой поддержки и никакого понимания от городских властей (школы Ижевска напрямую подчиняются Управлению образования городской администрации, а не республиканскому Минобразованию, как часто думают. – Прим. ред.). И в том, как выглядит политика Управления сейчас, утверждает Надежда Заварзина, следует искать ответы на многие вопросы.

Судя по всему, курс взят на то, чтобы во главе школ оставались только «удобные» руководители, которые будут послушно выполнять все, что «спущено сверху». Тем, кто не может смириться с такой ситуацией и не в силах что-то изменить, судя по всему, остается только уйти. 

«Некоторые директора получают зарплату меньше, чем учителя, но и учителя получают хорошую зарплату только за счет того, что берут много часов, берут дополнительную нагрузку и работают «на выдохе», – говорит Надежда Заварзина.

Кто будет учить детей?

Одна из самых острых проблем, с которой сталкивается руководство школ – кадровая. В конце августа мы уже пытались оценить потребность Ижевска и Удмуртии в учителях, и итог получился довольно печальным. Но еще печальнее то, что с приходом сентября ситуация почти не изменилась. Официально ее тоже практически не комментируют, но цифры по вакантным местам учителей говорят сами за себя. 

К началу учебного года на официальном сайте администрации Ижевска появился список вакансий в образовательных учреждениях. Согласно ему, на 1 сентября 2024 года полностью укомплектованы педагогами были всего 11 школ из 80. Во многих учреждениях имелось по 5-7 вакансий, а кое-где – до 11. Всего по списку не хватало 40 учителей математики, 34 учителей русского языка, 22 учителей физики, 17 – информатики, 14 – географии. Также не хватало 19 учителей начальных классов.


Ситуация не особо изменилась и к концу сентября. Открываем сайт «Работа России» и видим на 23-24 число 258 вакансий учителей в Удмуртии. Из них 48 математиков, 32 учителя русского языка, 21 физик… Вопрос: кто же тогда преподает?

«У нас в школе большая часть учителей предпенсионного и пенсионного возраста, заменить их некому. Одного предметника еще с прошлого года ищем, но желающих нет», – признались в одной из школ. И это отнюдь не единичный случай.

Иногда в подобных ситуациях приходится искать совместителей из других школ, но это не выход, так как случается много накладок в расписании, да и сами учителя не железные. Бывает, что замещают учителя не по профилю. Биолог читает географию, химик – физику. И каких знаний мы потом ждем от детей?

Скриншот с сайта «Работа России»
Скриншот с сайта «Работа России»
Скриншот с сайта «Работа России»
Скриншот с сайта «Работа России»
Скриншот с сайта «Работа России»
Скриншот с сайта «Работа России»
Скриншот с сайта «Работа России»
Скриншот с сайта «Работа России»

«Сейчас очень сильный кадровый голод, потому что подбором, расстановкой кадров, подготовкой кадров, обеспечением новых молодых специалистов толком никто не занимается. Зарплата молодых учителей позорная, я считаю. Ее едва хватает на оплату жилья и питание. Молодой педагог не может позволить себе собственное жилье. Когда я начинала работать в 1975 году, мне дали подъемные, потому что я пришла молодым специалистом в город. На второй год работы я уже получила жилье. Да, это была комната в квартире на двух хозяев, но своя. Когда у меня рождались дети, я без всяких очередей получала путевки в ясли, в детский сад. Сейчас есть категории, которые пользуются льготами при поступлении в первый класс. Это те, кто в погонах. Учителя, даже работающие в этой же школе, никакими льготами при поступлении детей не пользуются. Учителя и врачи. Я вообще не понимаю, почему эти категории вынесены за скобки», – подчеркивает Надежда Заварзина.

Неудивительно, что учителя уходят – в частные школы или в репетиторство. Частных школ, кстати, в Ижевске становится все больше. Но они работают по лицензии на дополнительное образование, то есть формально дети, которые в них обучаются, находятся на домашнем обучении.

Не хватает поддержки

Еще одна проблема ижевского образования, по мнению Надежды Заварзиной, – в отсутствии качественной методической поддержки и смещении ориентиров:

«Такое впечатление, что сейчас действуют по принципу «разделяй и властвуй». Каждая школа сама по себе, все варятся в собственном соку. Надзорных, контролирующих мероприятий, стало куда больше, нежели методических. Да, перед августовской конференцией или в ходе нее проводятся встречи с учителями, но они оторваны от практики. Например, в этом году вводятся новые предметы: как их лучше преподавать, где взять дополнительные материалы для подготовки занятий? Но консультаций нет. Курсы переподготовки также не везде актуальные и качественные».

При этом штат Управления образования отнюдь не маленький. Но Надежда Заварзина признается, что за время своей работы не видела какой-либо значимой помощи ни от ресурсного центра, ни от методического центра «Альтернатива».

«Название красивое, но альтернативы, какая была, например, в начале 90-х, нет и в помине. Тогда альтернативой общеобразовательным школам становились лицеи и гимназии. Было свободное развитие, новый подход к образованию, новое видение того, каким оно будет завтра».

Помимо отсутствия поддержки, отмечаются частые необоснованные распоряжения.

«Допустим, приходит указание премировать сотрудников так, чтобы к Новому году или ко Дню учителя была определенная зарплата. А фонда заработной платы на это нет. За счет каких средств директор должен увеличивать зарплату? Но распоряжение было, зарплата не соответствует – значит, виноват директор», – приводит пример Надежда Анатольевна.

IMG_6570.JPG
Работники школ помогают ученикам найти свой путь, но и сами часто нуждаются в поддержке. Фото: архив

Планы работ от Управления, которые должны были передаваться в школу в начале месяца, по ее словам, нередко приходили в конце, то есть «задним числом». То и дело появлялись стихийные мероприятия. Либо школу могут обязать выполнять задачи, которые не имеют к образованию никакого отношения: сделать снежные фигуры зимой, предоставить определенное число болельщиков на спортивные соревнования. И еще масса деталей, из которых складывалась общая безнадежная картина.

«Итоги подводятся совершенно не по тем показателям, которые должна выдавать школа. Вместо того, чтобы оценивать качество образования, судят по количеству медалистов. У нас в последнее время пошла погоня за медалями, вплоть до того, что родители подходят к руководителям и просят выдать ребенку медаль! Такого никогда не было. Многое делается «для галочки» и ради показухи», – продолжает Надежда Заварзина.

И опять-таки, есть образовательные учреждения, руководство которых идет по пути наименьшего сопротивления, участвуя в этой «имитации бурной деятельности», но совершенно не развивая само образование. Как правило, это приводит к недовольству родителей. А несогласные с происходящим работники образования сходятся во мнении, что централизация там, где она нужна, отсутствует, а там, где школам можно было бы предоставить свободу выбора, творчества и инициативы, – нещадно «закручиваются гайки».

«Удобная» автономия

В законе сказано: «Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов». Что мы получаем в итоге? Образование в нашей стране бесплатное, поэтому школы довольно ограничены в плане зарабатывания денег. При этом спрос всегда такой, словно школы располагают миллионами.

Так, проблемы с системами безопасности и пожарной охраны, продолжаются уже много лет. Ежегодно прокуратура проверяет школы по этим пунктам и выносит предписания. При этом все понимают, что у школ нет такого финансирования, чтобы сразу привести все в соответствие. Директора оформляют кучу документов, объясняют, почему те или иные недочеты до сих пор не устранены, обязуются их устранить и ищут для этого возможности. Но затем правила ужесточаются, и все идет по новому кругу.   

«Начинается сентябрь, и контролирующие органы указывают на то, что не 100% обеспечение учебниками, не 100% качество пожарной сигнализации... Охранная сигнализация сейчас обновляется каждый год. Но школы не знают, сколько им дадут денег и что на эти деньги можно будет сделать при текущих ценах. А спрашивают всегда строго», – говорит Надежда Заварзина.

_DSC2847.JPG
Какое будущее ожидает школы Ижевска? Фото: Мария Бакланова

Изменение законодательства в 2021 году привело к тому, что на безопасность школ наконец-то начали выделяться отдельные деньги, а трагедия в 88-й школе побудила власти уделять проблеме больше внимания. Но вместо, казалось бы, облегчения, это лишь добавило школам проблем. Раньше охрана обеспечивалась за счет родительских пожертвований, и поменять подрядчика можно было в любой момент. Сейчас же система изменилась, нанимать ЧОПы приходится в рамках системы госзакупок, и появились серьезные ограничения, в которые директорам школ пришлось укладываться, пытаясь не потерять в качестве охранных услуг. Но получается это далеко не у всех и не всегда. При этом вокруг школ стали появляться заборы и КПП, но опять же, без четкой системы, «кто во что горазд». Вместо того, чтобы принять единый план и найти профессиональных подрядчиков, которые бы обеспечили все школы этими элементами безопасности, образовательным учреждениям предоставили «право» делать все самим на выделенные средства. И никого не смущает, что, к примеру, новые заборы в некоторых местах взрослому человеку ничего не стоит просто перешагнуть... Забор же есть – что еще нужно?

Таким образом, ресурсы, которыми могут пользоваться школы, крайне ограничены, а вот требования таковы, будто у каждой школы есть какой-то крупный источник дохода.

«Распределение финансов, особенно последние 3-4 года, я вообще не понимала. У одних школ на счетах лежит сумма денег, которая им даже не нужна на сегодняшний день, а другим на выдачу зарплаты денег не хватает. Сейчас Управление образования даже не знает, где и как мы закупаем аттестаты. На это деньги не выделяются. Школа должна сама изыскивать средства на покупку аттестатов», – добавляет Надежда Заварзина.

Почему престиж профессии канул в прошлое

Все педагоги и руководители, с которыми мы общались, отмечают и еще одну печальную тенденцию, которая затрудняет работу: по-настоящему чем-то увлеченных детей, которые хотят учиться, становится все меньше. А родителей с позицией «школа должна» – все больше. Почему так происходит – мнения разные. Кто-то объясняет эти изменения тем, что сейчас пришли учиться «внуки 90-х», которых родители не очень-то и воспитывают. Но Надежда Анатольевна склонна полагать, что проблема не в поколениях как таковых, а в законодательстве. Дело в том, что принятый в 2012 году закон об образовании включал понятие «образовательная услуга», и целое поколение приняло это за руководство к действию. В 2022 году (то есть спустя 10 лет!) формулировку «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» заменили на «финансовое обеспечение реализации образовательных программ» и «финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания» – как тогда пояснили власти, ради повышения престижа профессии учителя. Но дело уже было сделано. Школа стала прочно ассоциироваться со сферой услуг. 

«В последних изменениях закона об образовании повернулись лицом к учителю. Государственная дума рассмотрела вопрос о наказании тех, кто оскорбляет, унижает учителя. Но все это воплотится через поколение, потому что уже выросла другая молодежь, и многие родители уверовали в безнаказанность. Директоров школ, учителей никто не защищает. За редким исключением могут встать на защиту родители, если они объединяются в одной школе под эгидой директора», – говорит Надежда Заварзина.

карипп.JPG
Быть педагогом – это большое искусство и колоссальная ответственность. Фото: Эдуард Карипов

При этом школы переполнены. По данным Управления образования, на данный момент в Ижевске наблюдается постоянное увеличение численности обучающихся. Лишь в восьми подведомственных Управлению школах дети учатся в одну смену. При этом, делятся педагоги, в классе зачастую больше детей, чем положено по санитарным нормам. Больше детей – больше нагрузка на учителя и меньше возможностей применять индивидуальный подход. Прибавим к этому нехватку самих учителей и получим опять-таки печальный результат: уставший, задерганный учитель, не имеющий достойной оплаты за свой труд, не чувствующий поддержки от руководства и отдачи от учеников, – с одной стороны. И дети – равнодушные, не обладающие даже минимальным уважением к своему педагогу и не заинтересованные ничем, кроме гаджетов, – с другой. Все это ведет к снижению качества образования и конфликтам. При этом крупные СМИ нередко подливают масла в огонь, хватаясь за темы с «неподобающим поведением учителей», но не проявляя интереса к позитивной школьной тематике.

Какое будущее у нашего образования?

В 90-е годы и начале 2000-х в Администрации Ижевска существовали два управления: Управление дошкольного образования и воспитания и Управление образования. В 2018-2019 годах их объединили. «Цель этой работы – снижение затрат на содержание управленческого аппарата, направление высвободившихся средств на ремонт и эксплуатацию детских садов и школ, повышение эффективности используемых бюджетных средств», – сообщал Дмитрий Чистяков, бывший в то время и. о. замглавы администрации города по социальной политике. Управление образования на тот момент возглавила Наталья Гвоздкова – педагог-психолог по образованию. Свой трудовой путь, согласно размещенной на сайте Администрации города биографии, она начала в качестве медсестры, затем работала воспитателем, после чего стала заведующей детского сада. После этого она работала в Центре дошкольного образования и воспитания, далее возглавила Ресурсный центр Управления дошкольного образования и воспитания. А в 2019 году стала начальником Управления образования Администрации города Ижевска. Таким образом, во главе Управления встал человек, никогда не работавший в школе и не имеющий соответствующего опыта. И это не наши умозаключения, об этом нам рассказали учителя, мы лишь нашли подтверждение на сайте города.

Впрочем, Надежда Заварзина считает, что изменения к худшему начались еще задолго до объединения управлений, просто шли «по нарастающей»:

«Во многих городах эти управления никогда и не разделялись, потому что мы выполняем общую задачу. Проблема в другом: все меньше остается методистов, специалистов, людей, которые могут поддержать учителей и директоров, подсказать им что-то. В свое время, когда начальниками и заместителями образовательных подразделений были Копинов, Шляфер, Кулемин, Горелкина, – это были люди, к которым хотелось приходить, потому что все знали, что они посоветуют, подскажут... Последние года 3-4 не у кого брать консультацию. Не у кого. Потому что пришли люди, которые очень мало понимают в сфере школьного образования. Очень много тех, кто в ней просто не работал. Горелкину, к примеру, вспоминают все директора, которым за 50, потому что по любому школьному вопросу можно было получить грамотную консультацию. Совещания в те времена были – все четко, по-деловому. Сейчас мы обсуждаем… почему не скошена трава. Притом, что у школ нет денег ни на газонокосилки, ни на косарей».

И вот мы задаем ключевой вопрос: что же нужно поменять, чтобы начались изменения к лучшему? И возможно ли это?

«Нужно больше централизации, объединять и поддерживать инициативных педагогов, находить и объединять увлеченных наукой и творчеством школьников», – считают одни работники образования.

«Ничего уже изменить нельзя, дальше все будет только хуже», – пессимистично заявляют другие.

«Я ничего не могу сделать с болью за образование в целом, и в Ижевске в частности. Ничего не изменится, пока не изменится политика по отношению к образованию. Есть регионы, в которых политика кардинально отличается. Например, школы и педагогов хорошо поощряют финансово за олимпиадников – у нас учителя, кроме грамоты в рамке, ничего не получают. Возьмите Татарстан, Пермь возьмите, Башкирию. С них можно брать пример», – высказывает свое мнение Надежда Заварзина.

Отметим, что сейчас в Управлении образования снова происходят изменения. В октябре 2023 года начальником была назначена Софья Коротаева, имевшая управленческий опыт в должности директора школ № 23 и № 89. С 10 сентября 2024 года на должность начальника Управления образования временно перевели Елену Россомахину, которая до этого занимала пост директора школы № 58. По словам работников школ, этот маневр по смене руководства позволил многое списать на «человека, который не справился», но педагоги, с которыми мы общались, этих обвинений не поддерживают. Проблема давно уже далеко не в начальнике, а в том, как в целом все работает. И надеяться на то, что все может изменить один человек, имеющий опыт работы в школе, просто наивно.