Top.Mail.Ru
30 октября 2024 16:00
Образование

Есть вопрос: собираются ли школы и детсады Ижевска объединять в «суперцентры»?

Городские власти прокомментировали информацию из социальных сетей

К чему готовиться школьникам, родителям и учителям? Фото: Амир Закиров
К чему готовиться школьникам, родителям и учителям? Фото: Амир Закиров

В середине октября в социальных сетях появились сообщения, что из 100 школ в Ижевске скоро может остаться 25. Якобы образовательные учреждения ожидает объединение по «московскому» сценарию, которое приведет к появлению образовательных «суперцентров», состоящих из 4-5 школ и 10-15 детских садов под единым руководством. Эти слухи вызвали волнение среди родительской и педагогической общественности города. IZHLIFE обратился в Администрацию Ижевска, чтобы выяснить, что ждет школы и детсады столицы Удмуртии.

Будут ли в Ижевске новые образовательные центры

В ответ на наш официальный запрос Управление образования городской администрации сообщило, что о возможном объединении школ и детских садов Ижевска в образовательные центры вопрос не стоит.

Комплексы, включающие в себя школу и детский сад, в Ижевске, конечно, есть, например, «Гармония» и «Липовая роща», но их немного и они изначально создавались такими, никто их не объединял. В том, чтобы создавать больше таких комплексов, власти особой целесообразности не видят.

Несколько слов об упоминавшемся «московском» сценарии. На сайте правительства Московской области действительно есть информация о том, что с 2020 года в Подмосковье происходило «программное объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы». Уточняется, что в программу по укрупнению вошли маленькие школы, которые не могли похвастаться хорошими результатами. Также «слабые» учреждения присоединяли к «сильным», чтобы повысить качество образования.

children-studying-class.jpg
В объединении школ с детсадами нет особого смысла. Фото: freepik.com

Тем не менее, по словам заместителя главы Администрации Ижевска по социальной политике Натальи Гвоздковой, никакой отдельной московской системы образования не существует. И ижевские, и московские школы работают по единой федеральной образовательной программе в рамках закона об образовании, который не дает никаких установок на обязательное объединение учреждений.

Опыт реорганизации

Тем не менее опыт укрупнения образовательных организаций в Ижевске есть, уточнили в Управлении образования.

«В городе Ижевске действительно с 2010 года проводится реорганизация образовательных учреждений путем присоединения, но только по принципу детский сад к детскому саду, школа к школе», – сообщают в ведомстве.

Как рассказала Наталья Гвоздкова, в основном такой опыт касается детских садов, и его цель – не погоня за результатами, а более эффективное использование ресурсов.

«Могу сказать, что процедура реорганизации в городе Ижевске отработана очень хорошо. Уже давно укрупнены детские сады, а также учреждения спорта и молодежной политики, и это только на руку нашим детям, сотрудникам, жителям. Приведу в пример детские сады. Благодаря процедуре реорганизации у педагогов и детей появляются дополнительные ресурсы. Предложение реорганизации обычно поступает от самих сотрудников и руководителей детских садов. Как правило, детские сады в одном районе расположены близко, буквально через забор друг от друга. Представим, что в одном из них есть бассейн, а в другом – нет. Это разные юридические лица, поэтому дети из соседнего детского сада не могут посещать этот бассейн, разве что на какой-то возмездной основе. Но если это будут разные корпуса одного учреждения, посещать бассейн по графику смогут уже все дети. То же самое с логопедами, дефектологами, психологами. В свете существующей сейчас проблемы с кадрами это большой плюс», – говорит Наталья Гвоздкова.

IMG_0875.jpg
При укрупнении материальная база нескольких учреждений становится общей. Фото: Сергей Грачев

Та же самая ситуация с воспитателями и педагогами – если требуется замещение, решить проблему внутри большой организации с обширным штатом проще, чем внутри маленькой.

Всего за последние 14 лет реорганизации подверглись 36 ижевских садиков – после объединения их стало 18, при том что количество зданий осталось прежним, а количество групп и воспитателей получилось даже увеличить.

Другой пример – образовательный комплекс для детей с ограниченными возможностями здоровья. До 2020 года в Ижевске работали пять отдельных учреждений для ребят с разными особенностями. Это было не слишком удобно, так как у педагогов часто возникала необходимость поработать с детьми в нескольких учреждениях. После образования одного юридического лица с общим штатом и общей материальной базой работать стало проще. По словам Натальи Гвоздковой, в Ижевске это самая большая образовательная организация, созданная на базе нескольких юридических лиц, и в данном случае объединение показало свою результативность.

Реорганизация некоторых школ также имела место, например, в предыдущие годы в одно юридическое лицо объединили школы № 59 и № 36, а также лицей № 25 и школу № 66. Во втором случае в 66-ю школу перевели все начальное звено, а здание лицея заняли ребята постарше, благодаря чему получать образование более высокого уровня смогли больше детей.

Кстати, с 2017 по 2019 гг. в Ижевске обсуждали создание современного образовательного комплекса на базе школ № 30 и № 40, но от него в итоге отказались. По словам Натальи Гвоздковой, проект не был достаточно проработан, кроме того, объединению воспротивились многие родители.

Продолжится ли реорганизация образовательных организаций в Ижевске?

По данным Управления образования, в 2024 году и ближайшей перспективе планов по объединению школ нет. Единственное исключение – вечерние школы № 3 и № 6. Как пояснила Наталья Гвоздкова, в 2021 году вечерние школы в России отменили на уровне законодательства. Но в Ижевске их работу решили продлить, потому что на тот момент обучающиеся уже были набраны. В ближайшее время два этих юридических лица объединят в одно, чтобы оптимизировать ресурсы.

Что касается планов на 2025 год, то они не исключают реорганизации образовательных учреждений, однако, по информации Управления образования, какой-то конкретики, например, в виде утвержденного списка, пока нет. Все зависит от необходимости и экономической целесообразности. Возможно, в итоге такое решение будет принято относительно некоторых детских садов или школ, но явление определенно не будет носить массовый характер.

school-backpack-with-suppli.jpg
О массовой реорганизации образовательных учреждений в Ижевске сейчас речи не идет. Фото: freepik.com

В любом случае, процесс реорганизаций – не моментальный. Каждый случай рассматривается отдельно. Согласно закону об образовании, органы местного самоуправления могут осуществить реорганизацию муниципальных образовательных организаций, но не сразу. Если назревает такой вопрос, сначала создается специальная комиссия, работу которой регламентирует Минобрнауки региона. Комиссия оценивает целесообразность объединения и выдает заключение. Лишь после него городские власти могут действовать.

«При объединении образовательных учреждений не снижается финансирование в рамках муниципального задания, не сокращается штатная численность педагогов, все дети продолжают получать образование в привычном для них режиме. За счет объединения ресурсов двух организаций улучшается не только материально-техническая база образовательных учреждений, но и повышается эффективность образовательного процесса. Появляется возможность расширить систему дополнительного образования. При обсуждении вопроса о реорганизации учитываются и оцениваются все обстоятельства и результаты возможного объединения, а также необходимость сохранения всех прав и гарантий для детей и педагогического коллектива», – объясняют в Управлении образования.

При этом сокращение административного персонала организации все-таки имеет место. Например, директор у юридического лица остается только один.

Изображение от pressfoto на Freepik
Изображение от freepik