Top.Mail.Ru
23 сентября 2020 17:32
Город

«Не хотим продавать землю за бесценок»: как живут люди в деревянных домах на набережной Ижевска

И планируют ли сносить бараки в самом центре города

Часть реконструированной набережной «как в Ницце» открыли в 2010 году. С тех пор это одно из излюбленных мест для прогулок у ижевчан, здесь постоянно проходят городские праздники. Но за забором осталась другая часть набережной: с неблагоустроенной прибрежной полосой, грунтовкой, постоянными лужами и бараками. Их трудно сразу заметить: они спрятались за кронами деревьев. Мы пообщались с людьми, которые живут в этих домах.

Отопление печное, удобства на улице

Первый этаж барака построили в 1912 году, второй – в 1932 Фото: Амир Закиров

Мы с фотографом встретились в солнечный осенний день на набережной и сразу же отправились по адресам: переулок Широкий, 2 и 4. Чуть выше находится старый дом на улице Милиционной, а по дороге в сторону парка Кирова – заброшенный и сгоревший дом-музей Пастухова. Дома в переулке Широком спрятаны за покосившимся забором из металла. Сквозь щели мы увидели, что там кто-то развешивает белье. 

Чтобы постучать в окно, пришлось наклониться – так низко оно находится над уровнем земли. Нам открыла молодая женщина, представившаяся Юлией. Она – бухгалтер, живет здесь с мужем, который работает инженером-конструктором на одном из заводов города, и двумя детьми. Второй этаж занимает их соседка-пенсионерка.

– Здесь выросли уже четыре поколения моей семьи. Первый этаж возвели в 1912 году, а второй – в 1932. Дом настолько старый, что, когда мы делали здесь ремонт, мы обнаружили под обоями газеты с ятями, – говорит Юлия.

Во дворе находятся сарай и туалет Фото: Амир Закиров

Пускать нас внутрь хозяйка отказалась, но зато прислала фотографии внутреннего убранства. Мы же, тем временем, осмотрелись на участке.

Во дворе – небольшой заросший участок, который раньше был огородом. Но после строительства набережной частично превратился в болото. Причин затопления хозяйка не знает, но уверена в том, что проблемы начались после стройки. 

Я попробовала пройти до забора и провалилась в жидкую грязь по щиколотку. Дождей при этом в последние дни не было. От обуви сразу пошел неприятный запах. 

Участок заболочен даже в сухую погоду. Наш корреспондент провалился по щиколотку в грязь Фото: Амир Закиров

На другом конце участка – баня, деревянный туалет и сарай для дров. В доме из коммунальных благ есть только свет. 

– Отопление у нас печное, воду набираем на колонке. Стираем как в деревне: нагреваем воду на печке или газовой плите и полощем белье в тазиках. Муж говорит, что нашел бы вторую работу, но постоянно нужно носить воду и топить печку, – рассказывает Юлия. 

Хозяйка согласилась впустить нас только в сени Фото: Амир Закиров
Жители дома обогреваются с помощью печки. Она тоже уже покосилась от старости.  Фото: Архив героини публикации
Фото: Архив героини публикации
Фото: Архив героини публикации

Подростки постоянно разбивают окна

Около дома постоянно ходят люди. Со стороны набережной часто бывает шум от городских праздников. Дети к этому уже привыкли и засыпают нормально. Но от посторонних толп хорошего мало: подростки постоянно кидают камни в окна барака, и их приходится менять по несколько раз в год. 

Зимой в доме холодно. Пол продувает снизу, поэтому семья собирается его утеплять. Летом, конечно, хорошо и прохладно, только от этого легче жить не становится.

– Конечно, здесь красивый вид, пруд. Но мне это все не нужно. На красоты я уже насмотрелась. Мы хотим переехать в более комфортные условия, но не можем позволить себе ипотеку даже с материнским капиталом, – делится Юлия. 

Дом покосился и осел Фото: Амир Закиров

Дом пробовали признать аварийным. Но оказалось, что смысла в этом нет – жилье принадлежит семье Юлии и ее соседке. А частные дома не попадают под действие программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Поэтому получить новую квартиру семье таким образом не получится. 

Рассматривали и другой вариант: снести старый дом и построить на его месте новый. Но во время стройки нужно где-то жить. Да и получить разрешение на строительство в водоохранной зоне практически невозможно.

– К нам постоянно приходят перекупщики и предлагают купить землю за бесценок. Но мы мы не хотим так просто его продавать ради переезда в хрущевку. Самая большая стоимость, которую нам предлагали – миллион за сотку, – говорит Юлия. Площадь участка – пять соток. И делить сумму придется с соседкой.

Сносить не планируют

Пока люди продолжают жить в центре столицы Удмуртии как в деревне: колоть дрова, топить печку и баню и стирать вручную, власти ищут подрядчика для реконструкции как раз той части набережной, где находятся бараки. 

Как сообщили в ответ на запрос IZHLIFE в управлении архитектуры и градостроительства администрации Ижевска, сейчас разрабатывается проект планировки территории, но никаких утвержденных документов нет и судьба бараков пока находится в подвешенном состоянии.

Дом по адресу переулок Широкий, 2 имеет разрешенное использование «эксплуатация и обслуживание жилого дома». Что касается бараков на переулке Широком, 2 – 4, часть из участков находится в зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки. Это означает, что здесь можно строить многоэтажные дома от пяти этажей. Частично градостроительный регламент на участках не установлен, то есть предназначение территории неизвестно. В управлении не уточнили, где конкретно регламент есть, а где нет.

В управлении ЖКХ администрации Ижевска нам сообщили, что дома не признаны аварийными, поэтому расселять и сносить дома в рамках программы не буду.

Ранее глава Ижевска Олег Бекмеметьев говорил, что власти ищут инвестора для реконструкции набережной. Предполагается, что процесс растянется на несколько лет. В 2018 году проект реконструкции оценивали в 1,2 млрд рублей

Ранее на набережной планировали построить дорогу, сделать фуникулер или мост через пруд, построить экспоцентр, парк развлечений или музей.       

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Видео: порталу IZHLIFE провели экскурсию по главному корпусу Оружейного завода в Ижевске

Дача Петрова в Ижевске: почему объект культурного наследия не реставрируют?

Вдоль по Пушкинской: от первой телестудии к Ижевскому Кремлю