2 июня 2025 16:00
Разговоры о вере

«Разве не суждено найти своего человека»: можно ли просить Бога о любви и отношениях

Узнали у священника ответы на этот и другие вопросы

Казалось ли, что вам уже не суждено встретить любимого человека? Фото: Freepik
Казалось ли, что вам уже не суждено встретить любимого человека? Фото: Freepik

Любовь – одна из самых таинственных и в то же время самых светлых тем в жизни каждого человека. Она способна вдохновлять, исцелять и преображать, но порой приносит боль и испытания. В этом материале священник, руководитель РОО «Православная молодежь Удмуртии» Алексей Артемьев ответил на самые волнующие вопросы о любви: можно ли молиться о чувствах, как отличить истинное духовное стремление от навязчивого желания, и что делать, если любовь остается невзаимной. 

Можно ли просить Бога о любви, если одинок?

Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8), и все, что связано с любовью – чистой, искренней, жертвенной – никогда не бывает Ему чуждо. Особенно, когда человек чувствует себя одиноким, потерянным, когда душа скорбит и ищет тепла – именно тогда нужно обращаться к Богу.

С точки зрения православия, такая молитва – это не проявление слабости, а свидетельство живой веры. Потому что, приходя к Богу со своей болью, человек признает: «Господи, я не справляюсь один. Мне нужен Ты. Я верю, что Ты ведешь мою жизнь, и я доверяю Тебе даже свою самую личную надежду – встретить того, с кем смогу быть единым сердцем и душой».

Но важно помнить: молитва – это не заказ в небесной канцелярии. Это диалог. И иногда Бог дает нам не то, чего мы хотим, а то, в чем действительно нуждаемся. Просить можно, нужно, но с открытым сердцем: «Господи, если угодно Тебе, пошли мне человека, с которым мы будем вместе идти к Тебе. Но если Ты видишь, что мне сейчас нужно одиночество – укрепи меня, научи любить Тебя всем сердцем, не роптать, не отчаиваться и быть готовым к Твоей воле».

Иногда именно в период одиночества Бог особенно близок. Не для того, чтобы мучить, а чтобы очистить, подготовить, сформировать нас для настоящей любви – той, которая не просто страсть или эмоция, а союз благословенный.

20 цил 2.jpg
Вы всегда можете обратиться к Богу, но не ждите мгновенного чуда, всему свое время. Фото: Freepik

А можно ли просить о любви от конкретного человека?

В православной традиции можно молиться о любви от конкретного человека, но с очень важной оговоркой: молитва должна быть смиренной и открытой к воле Божией.

Что это значит на практике?

Если вы влюблены или дорожите каким-то человеком и хотите, чтобы именно с ним сложились отношения, вы можете молиться примерно так:

«Господи, если это Твоя святая воля, благослови мое общение с (имя), если же не угодно Тебе – помоги мне отпустить это чувство и довериться Тебе полностью».

Такой подход не нарушает свободу другого человека (что очень важно), не требует от Бога исполнения нашей воли, но свидетельствует о живой вере и искренности чувств.

Почему нельзя молиться «принудительно»?

Потому что в любви важна свобода. Бог никогда не нарушает человеческую свободу – ни нашу, ни другого. И если мы начинаем молиться в духе: «Господи, сделай так, чтобы он/она меня полюбил(а)», – это уже не совсем молитва, а попытка давления, пусть даже духовного. Такие просьбы могут переходить грань и становиться похожими на магическое мышление, что чуждо православию.

Что можно посоветовать в таком случае?

  1. Молиться о правильном устроении личной жизни, не навязывая Богу сценарий.

  2. Упоминать конкретного человека в молитве, но с открытым сердцем: «Господи, если он/она – тот человек, с которым мы можем идти к спасению – благослови. Если нет – не дай мне привязаться ко лжи, научи видеть Твою правду».

  3. Молиться не только за любовь, но и за самого человека: чтобы Господь даровал ему мир, радость, свет в душе – даже если вы не будете вместе.

Молитва – это всегда путь смирения и доверия. И если даже не получится с этим конкретным человеком, Бог обязательно не оставит. Он видит глубину вашего сердца – и даст то, что лучше. Не сразу, не по нашему плану, но в свое время и с большой любовью.


Если любовь невзаимная?

Если любовь невзаимная – это очень болезненно, но и очень по-человечески. И в такие моменты молитва – не просто утешение, это нить, которая поможет укрепить свои силы.

Но продолжать молиться именно о том, чтобы человек ответил взаимностью, когда уже ясно, что этого не будет – не стоит. Это может превратиться в духовную привязанность, зависимость, а иногда даже в идолопоклонство: когда на место Бога в сердце встает другой человек.

Как тогда молиться?

Измените направление молитвы, например, посвятите ее человеку, но в духе любви и свободы.

«Господи, благослови его/ее, даруй ему/ей радость, мир, любовь, даже если не со мной. Укрой от зла, укрепи и веди путем спасения».

Или себе, но с точки зрения принятия и внутреннего исцеления.

«Господи, помоги мне отпустить. Очисти мое сердце от навязчивых чувств. Укрепи во мне надежду на Тебя. Научи любить Тебя больше всего».

Или о будущем.

«Пошли мне ту любовь, которую Ты считаешь для меня благой. Не дай мне замкнуться в прошлом, не ожесточи, не ожесточь мое сердце, но исцели и открой для новой жизни».

Почему это важно?

Пока мы держимся за невзаимную любовь, мы не даем возможность наполнить нас чем-то настоящим. Мы как будто держим занятыми руки, цепляясь за что-то, что не наше – и не можем принять то, что Господь нам приготовил.

Это не значит, что чувства обесцениваются. Нет. Любовь – даже невзаимная – это опыт, через который человек может вырасти, стать глубже, чище. Но только если не застрянет в боли.

И еще стоит помнить: Бог не просто «дает» любовь. Он Сам – любовь. И чем ближе человек к Нему – тем меньше он страдает от того, что кто-то его не любит, и тем больше он готов к настоящей, взаимной, благословенной любви.

20 цил 3.jpg
Путь без брака не значит, что с вами что-то не так, возможно, у вас особое предназначение. Фото: Freepik

Как отличить истинное духовное стремление к любви от навязчивого желания?

Желание любви – глубоко природное и одновременно духовное стремление. Но часто в сердце возникает вопрос: то, что я чувствую – это действительно любовь? Или это страсть, привязанность, которая разрушает изнутри? 

Как же понять, что это духовное стремление? 

Даже если человек еще не встретил свою вторую половину, в его душе присутствует доверие к Богу и ощущение, что все придет в свое время. Он не рвется вперед, не мучается ожиданием, а живет в настоящем с надеждой и открытым сердцем.

При этом человек, который стремится к настоящей любви, готов заботиться, жертвовать, служить. Его любовь не потребительская, не сосредоточена на «получить», а наполнена желанием дарить себя другому – с уважением и свободой.

И даже если чувства остались без ответа или человек один, он не впадает в уныние. Душа знает: Бог не оставит, у Него есть путь и время для всего. В сердце живет светлая надежда, а не тьма и боль.

А как понять, что желание – навязчивое?

Мысли о любви не дают покоя, душа живет ожиданием, страхом, болезненной нуждой. Это состояние истощает, делает человека зависимым от образа будущей любви. 

Вместе с тем возникает ощущение: «Он (или она) – мое все, без него я не смогу жить». Это тревожный знак, когда другой человек становится смыслом существования, подменяя собой Бога.

А сама любовь превращается в жажду обладания. Возникает ревность, желание контролировать, страх потерять. Это уже внутренняя неволя.

И даже когда отношения невозможны, человек продолжает мысленно держаться, надеяться, настаивать. Он не дает месту для свободы ни себе, ни другому.

Что же делать в таких случаях?

Прежде всего – не пугаться и не осуждать себя. Это не «грех» в узком смысле, а скорее рана, которую можно исцелить.

В этом состоянии можно обратиться к Богу с открытым сердцем: «Господи, очисти мое сердце. Если мое стремление истинно – благослови и направь. Если в нем больше страсти, чем любви – исцели меня. Помоги мне жить в Твоем свете и научиться любить так, как Ты учишь – свободно, с доверием, без страха».

Чистое стремление к любви делает нас светлее и глубже. Навязчивое желание – наоборот, сужает душу, делает нас своими пленниками. Господь же хочет видеть нас свободными и способными на настоящую, зрелую любовь, основанную на Нем. И если мы доверим Ему свою внутреннюю борьбу – Он обязательно ответит. Не всегда сразу, но всегда – с любовью.

20 цил 1.jpg
Настоящее счастье можно обрести и позже, пройдя все уроки. Фото: Freepik

Но зачем человеку нужно испытание невзаимной любовью?

В православной духовной традиции невзаимная любовь рассматривается не просто как эмоциональное страдание, но как испытание, через которое может совершаться очищение, внутренний рост и приближение к Творцу. 

Любовь не может быть вынужденной. Ни человек, ни Бог не нарушают свободу сердца. Даже Сам Христос стоит у дверей души и стучит, но не врывается (Откр. 3:20). Если другой человек не отвечает взаимностью – это не обязательно злая воля, это может быть просто его путь, его свобода, его неготовность, и это должно приниматься с благоговением, а не с горечью.

Но мы еще очень часто идеализируем чувства, видим в человеке то, что хотим видеть. Однако Господь видит глубже. Он знает, как на самом деле этот союз повлияет на наше спасение, душевное здоровье, будущее. Поэтому невзаимность может быть охраной от ложного пути – даже если мы пока не видим этой защиты.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что страдание, принесшее человеку смирение и покой в Боге – лучше всех земных радостей. Невзаимная любовь может стать началом новой жизни – не вокруг человека, а вокруг Христа.

Даже если она не отвечает взаимностью, она что-то совершает в нас: срывает иллюзии, очищает сердце, делает нас способными к настоящей встрече – когда она будет.

Почему Бог забирает от нас любимых людей?

Он – не карающий надзиратель, а любящий Отец, который ведет душу к спасению.

Если какой-то человек ушел из жизни, если любовь не сложилась, если одиночество затянулось – это не отвержение, а путь. Да, этот человек был дарован на время, чтобы что-то пробудить, что-то научить, что-то исцелить – а затем уйти, оставив место для чего-то другого.

Утрата любимого через смерть – это один из самых горьких крестов, но и один из самых спасительных. Бог никогда не дает боли без смысла. И если она была настоящей, она не умирает – меняется, очищается, уходит в молитву, в память, в духовную близость.

Вы можете сказать: «Я любил(а), и это было. Значит, я умею любить. И если этот путь завершился, Господи, помоги мне пройти дальше – с благодарностью, а не с горечью».


Есть ли молитвы и духовные практики для успокоения и смирения?

В православной традиции есть молитвы, духовные практики и внутренние шаги, которые помогают душе обрести покой и смирение, когда мы теряем того, кого любим – будь то смерть, расставание или невозможность быть вместе.

Такое страдание – это один из самых тяжелых крестов, но и один из самых очищающих. Через него человек может стать по-настоящему сильной и зрелой душой.

1. Молитва о принятии Божией воли

«Господи, Ты знаешь мою боль и мою любовь. Я хотел бы быть с этим человеком, но не по моей воле все совершается, а по Твоей. Научи меня принимать, доверять, смиряться. Помоги не ожесточиться, не замкнуться, но расти в Тебе, даже через эту утрату. Да будет не так, как я хочу, а как Ты знаешь. Укрепи меня. Исцели мое сердце. А любимого моего благослови и веди к свету – даже если не рядом со мной. Аминь».

2. Псалом 50-й (Покаянный)

Этот псалом читается, когда сердце разрывается и ищет опоры: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей... Сердцем сокрушенным и смиренным Бог не уничижит».

Псалом 50 читают в покаянии, но и как молитву в состоянии душевной боли. Он очищает сердце от уныния, гнева, обиды.

3. Молитва преподобного Ефрема Сирина (с поклонами)

Особенно помогает, если вы чувствуете гнев, обиду, отчаяние: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему...»

Эта молитва читается в пост, но и в тяжелые душевные периоды – как лекарство. Можно делать поклоны телом, даже если душа опустела. Поклоны – это молитва тела, когда сердце не может молиться словами.

4. Чтение Псалтири

Даже если вы не понимаете каждое слово – просто попробуйте читать. Псалтирь – это голос всей человеческой души, ее скорбь, ее надежда. Вы можете читать 1–2 кафизмы в день, прося Бога укрепить и исцелить.

5. Записывание имени любимого человека в записки «О здравии» и «О упокоении»

Если человек жив – можно подать записки в храм «О здравии» с просьбой о благословении, мире, покое. Если он ушел из жизни – «Об упокоении».

6. Исповедь и Причастие

Когда боль становится особенно тяжелой – можно пойти в храм. Исповедь помогает вынести изнутри то, что душа не в силах больше держать. Причастие – это не просто духовная практика, это встреча с Живым Христом, который сам переживал предательство, одиночество, утрату. Он понимает вашу боль.

Как молиться, если слов нет?

Иногда душа так сжата, что не может говорить. Это нормально. Молитесь молчанием. Просто повторяйте:

  • «Господи, помилуй».

  • «Господи, исцели».

  • «Боже, будь рядом».

Ваша любовь не была напрасной. Даже если человек не остался рядом – вы научились любить, жертвовать, страдать, прощать. А это и есть путь, которым душа идет ко Христу.

Изображение от prostooleh на Freepik