Заплетать косички, учить печь торт, вместе выбирать красивое платье, читать сказки, проверять температуру ночью, рассказывать, как устроено тело… Все это абсолютно естественно, когда речь идет о маме с дочкой. Ну а если вместо мамы только папа? На примере Руслана Калимулина из Ижевска рассказываем, каково это – воспитывать маленькую девочку одному.
Дочка спала только на руках
Выбирая место для встречи, Руслан предлагает мне кафе с хорошей детской зоной. Мол, дочка любит это место. Естественно, соглашаюсь. Прихожу и сразу вижу его: худощавый, в костюме, застегнутом на все пуговицы, сидит с идеально ровной спиной.
Пока мы знакомимся, подбегает девочка с большими карими глазами и с идеальными косичками. Жасмин! Меня совсем не стесняется, что-то говорит папе, мило надувает губки и снова бежит в игровую, – там у нее уже появился новый друг.
«А кто сделал ей такие хвостики?» – конечно, интервью лучше не с такого вопроса начинать, но я не удержалась.
«Я», – с некоторым удивлением отвечает Руслан.
«Серьезно? – я знаю десяток женщин, которые просто красивый хвостик своим дочкам сделать не могут, а тут – целое произведение искусства. – Как ты это делаешь?»
«По привычке», – пожимает плечами.
Руслану 40 лет, Жасмин – 6 лет. Они живут вдвоем уже 4-й год.
Романтичной истории – встретились, полюбили, родили детей и жили долго и счастливо – у родителей Жасмин не получилось. Мама выбрала путь самореализации, поэтому Руслан воспитание ребенка взял на себя.
«Меня все отговаривали: мол, это очень тяжело, ты мужчина, тебе нужно строить дальше свои личные отношения. Но я всем отвечал: «У меня есть ребенок, я за него отвечаю», – рассказывает Руслан.
Он был готов и к роли отца, и к ответственности.
«Да, это колоссальная ответственность. Но для меня роль отца – желанная, хотя и не запланированная на тот момент. Но я был готов стать папой, я присутствовал на родах, первый взял ее на руки, – она была маленькая, такая беззащитная», – улыбается Руслан.
Когда он забрал дочку к себе, она еще питалась детскими смесями. Спала только на руках: Руслан до сих пор помнит, как из-за этого страшно затекали руки. Но в то же время девочка была спокойной, очень редко плакала и не устраивала истерик.
«Я никогда не думал, за что мне это. Никогда не говорил так, как это любят говорить женщины: «Я столько сил трачу на воспитание ребенка». Жасмин – моя энергия и точно не обуза. Я не чувствую, что она меня как-то стесняет или мне с ней тяжело. Единственное, когда мы оба болеем: нужно приготовить еду, за ней поухаживать, за собой, а ты с постели не можешь подняться из-за температуры… Это прямо тяжело. Но заниматься с дочкой, готовить, играть мне не тяжело. Наоборот, я заряжаюсь от нее как от батарейки. А какие концерты она дома устраивает на импровизированной сцене… У нее талант к пению и танцам».
Обходятся без няни
Руслан с детства мечтал стать предпринимателем. В школе за мороженое помогал продавать бабушке рассаду, а когда понял, что и как делается, отделился от нее и на первые заработанные деньги купил себе китайский 2-кассетный магнитофон со светомузыкой, а на следующий год – фотоаппарат-мыльницу.
Окончив школу в родном Балезино, он переехал в Ижевск, – родители ему дали три тысячи рублей, картошку и хлеб в дорогу, – это были тяжелые 90-е годы. Руслан поступил в кооперативный техникум и окончил его по специальности «менеджмент».
Сейчас у Руслана собственное Digital-агентство. Но несмотря на плотный рабочий график, няни у Жасмин нет. Он сам отводит дочку в садик и забирает ее, ходит с ней в больницу и сидит дома на больничном.
«У меня на работе есть помощница. Вот она как раз может вовремя записать Жасмин к врачам, например, к зубному. Мне было бы очень сложно без нее», – говорит Руслан.
Жасмин растет очень активной девочкой. Она быстро находит общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Ходит во все кружки в садике – на танцы, вокал, лепку и на развитие логического мышления.
«Мы любим делать что-то вместе. Например, лепить. У нас дома куча воздушного пластилина, – я сразу покупаю по несколько пачек. Налепим игрушек, которые надеваются на пальчики, и придумываем сказки. А еще любим вместе готовить – от блинов до тортиков, – и у нас все получается очень вкусно».
Они часто вместе гуляют в парках, знают хорошие детские площадки в Ижевске. Летом ездят к бабушке в деревню на беляши, – Жасмин там очень нравится.
«Когда я ее спрашиваю, останется она в Ижевске или поедет к абике, она всегда выбирает бабушку. Мы часто созваниваемся с ней по видеосвязи, устраиваем онлайн-концерты», – рассказывает Руслан.
По его словам, Жасмин – любвеобильная малышка. Ей нужны ласковые прикосновения, объятия.
«Она и сама любит ухаживать за мной. Если мы где-то бываем, она просит не одну, а две конфетки – «для папы». Мне, безусловно, это приятно. Если видит, что я устал и просто лег отдыхать, предлагает сделать массаж, – она искренне хочет помочь. Я горжусь своей доченькой. А знаете, сколько у меня рисунков от нее? Я могу постоянно фотографировать холодильник, потому что каждый раз там новые появляются. Потом я убираю их в файлы: вырастет – подарю ей на память. Когда я прихожу ее забирать из сада, у нее есть подарок для меня. Каждый вечер, представляете?! Она сворачивает рисунки в конвертик. Я разворачиваю, и там все новые и новые истории. То, как мы гуляем, или мы вдвоем на радуге. Сейчас учу ее читать. Она помогает прибираться по дому и каждый раз спрашивает: «Я твоя помощница? Правда, я молодец?» Отвечаю: «Правда, моя сладкая доченька, правда».
Руслан говорит, что он строгий папа: если нет, то нет – и точка.
«Но при этом Жасмин знает, если я что-то сказал или пообещал, то обязательно выполню это: важно быть человеком слова. По роду деятельности я часто веду переговоры, с дочкой так же. Я не ругаю, а разговариваю с ней: если ты делаешь так, то будет это, если по-другому, то и будет по-другому. И она уже понимает и осознает свой выбор. Но я не мешаю ей совершать ошибки, даю возможность, чтобы она убедилась в том, что папа плохого не посоветует».
«Жасмин избалованная?»
«Нет. Но у нее все есть!»
Кстати, бывшая жена платит Руслану алименты за дочь. Эти деньги Руслан складывает на специальный счет Жасмин, – когда вырастет, сама распорядится ими.
Пока не стесняется папы
Каких-то бытовых проблем у Руслана с Жасмин нет. Когда она была совсем малышкой, Руслан менял ей памперсы, подмывал. Сейчас многое девочка умеет делать сама.
«Я несколько раз показал ей, что и как делать. Потом выходил и ждал за дверью, при необходимости помогал. Сейчас она все делает сама. Я понимаю, что она растет, что, вероятно, она будет стесняться меня, и ей нужна будет отдельная комната. И я все делаю для этого».
«А когда Жасмин была маленькой, ты водил ее в мужской туалет или женский?» – спрашиваю я.
«Обычно идем в женский – там кабинки и, считаю, что так правильно, даже если своим видом я вызываю у кого-то дискомфорт. Но, честно, я никогда не чувствовал такого, – все мамы адекватно реагируют и с пониманием».
Всю необходимую информацию для воспитания и развития дочки Руслан ищет в интернете. А еще может попросить совета у воспитателей или соседей, – их дети ходят в одну группу.
«Что касается тех же косичек. Я же раньше не знал, как их заплетать. Поэтому пришел в парикмахерскую и попросил научить. Они показали, как сделать самую легкую прическу (ту, что вы видите на фото, – прим. ред.). Повторил раз, два. Потом в интернете начал смотреть. В итоге сейчас могу и дракончика заплести», – говорит Руслан.
Одежду он тоже выбирает для Жасмин сам. Предпочитает онлайн-магазины: сначала отбирает то, что нравится ему: фасон, качество материала, цвет. Потом подборку показывает девочке, и та уже принимает окончательное решение. Кстати, и продукты Руслан заказывает тоже по интернету вместе с дочкой.
А где мама?
С мамой Жасмин видится. Но редко, хотя суд распределил дни и обязанности обоих родителей.
«Конечно, она спрашивала, почему мы живем не с мамой. Я ей ответил: «Она просто выбрала другую жизнь». Ответ ее удовлетворил. Она ждет встреч с мамой, но зачастую они срываются. В итоге я забираю дочь из садика, и ее, конечно, это ранит. В такие моменты говорю, что мама много работает. Я не могу заставить человека проводить время с ребенком насильно. Раньше пытался, но дочь это чувствует».
Первое слово, произнесенное Жасмин, было «папа». А потом она называла Руслана «мапапа», два в одном.
«Мама и родитель – это абсолютно разные понятия. Можно родить, но не быть родителем. А можно не рожать ребенка, но быть настоящим родителем. Считаю, что стереотип – папа не может заниматься воспитанием ребенка – в корне неверен. Папа может все! Настоящий отец для своего ребенка горы свернет».
«Но тебе не стыдно быть отцом-одиночкой?» – спрашиваю я.
«А почему мне должно быть стыдно? Я не единственный, кто один воспитывает дочерей, нас много. Я считаю, что во мне мужественности гораздо больше, чем в мужиках, которые заводят новые семьи и бросают при этом своих детей, прекращая с ними любое общение. Если у тебя хватает сил, возможностей и ресурсов воспитывать ребенка одному, то это наоборот только в плюс. Мне кажется, что представление о семье сейчас сильно искажено. Женщины хотят реализовать себя как-то по-другому, не в семье. И все эти взгляды подпитываются и даже навязываются блогерами, коучами, психологами, которые иногда сами травмированы и несут искаженное понимание семейных ценностей. Не получилось, найду нового, а потом еще и еще. То есть нет ценности в том, чтобы сберечь семью».
«То есть ты считаешь, что женщина должна сидеть дома и воспитывать детей?» – перебиваю я Руслана.
«У меня деревенское воспитание. Я считаю, что семья для женщины безусловно должна быть на первом месте. А что еще? Семья – это наше настоящее богатство. Для ребенка неважно, кто воспитывает, – мама, папа или они вместе. Главное, чтобы его любили. Но я уверен, что можно быть полноценным родителем и при этом находить время на свои интересы, заниматься хобби, было бы желание. Сейчас говорят, что женщины не успевают что-то делать или плохо выглядят из-за детей. Думаю, это все отговорки тех, кто хочет спихнуть с себя ответственность. Если ты захочешь, то сможешь все успевать – и по бизнесу, и с ребенком, и за собой следить! Я считаю, что есть два варианта построения долгих отношений. Первый. Жена находится в позиции ребенка и полностью на обеспечении мужа. Она сидит дома, не работает, не перечит мужу, все ключевые вопросы решает муж, его слово закон. Либо оба зрелые личности, оба состоялись в этом мире: работают, решают вопросы сообща, делят быт и обязанности, включая воспитание детей, как две взрослые личности договариваются. Но зачастую в первом случае женщина и не хочет работать, но при этом хочет указывать мужу и диктовать свои условия. К сожалению, в современном обществе слишком много инфантильных девушек, считающих что мужчина уже при рождении им должен и обязан».
Руслан думает, что Жасмин вырастет творческой личностью. И любящей.
«Да и мне не так важно, кем она будет, главное, чтобы она была счастлива. Считаю важным прививать детям традиционные семейные ценности, объяснять важность семьи и роль мамы в жизни ребенка. Так как я еще не видел ни одну самодостаточную одинокую женщину счастливой, но видел много крепких семей, где жена уважает мужа, а муж жену. Я за традиционные ценности».
Напоследок
«А ты не думал жениться еще раз?»«Я пока в принципе не рассматриваю такие варианты. Не готов к этому, для меня тема отношений пока под глубоким запретом. И это не из-за дочки. Она наоборот говорит, что нам нужна мама, она бы читала сказки на ночь и играла бы с нами. Женщины обижаются на то, что их неохотно берут замуж из-за детей. Но при этом большинство из них сами не примут ребенка от другой женщины. В этом плане мужчины намного человечнее, без двойных стандартов и лицемерия. У всех есть примеры, когда мужчина женится на женщине с ребенком. Чего не могу сказать о женщинах, которые приняли чужого ребенка. А если и возьмет, то с большими оговорками: «Будешь меня обеспечивать, а еще родим моего ребенка». Ключевое слово – моего. Поэтому зачем мне это все, если и так все хорошо».