Содержание:
Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский, – один из ярких примеров православных святых Удмуртии, чья жизнь и смерть стали свидетельством непоколебимой веры и стойкости перед лицом гонений. Прошедший сложный путь духовного служения, он оставил после себя глубокий след в истории Церкви и в сердцах верующих. Память о его подвижничестве и мученической кончине до сих пор жива, вдохновляя поколения христиан верностью епископа Богу и Церкви даже в самые тяжелые времена. В этой статье цикла «Православные святые Удмуртии» IZHLIFE расскажет о жизни и смерти священномученика.
«Свет веры в тени бедности»: рождение Михаила Красноперова
30 июля 1868 года в обедневшем селе Вятском на свет появился мальчик Михаил, сын псаломщика Платона Красноперова. Семья жила скромно, и маленький Михаил с раннего возраста познал вкус лишений. Но в этой бедности он открыл для себя великое богатство – силу веры. Отец научил его видеть в каждом испытании волю Божию, научил доверять Его Промыслу, невзирая на невидимые плоды этой веры. Вера стала его опорой в мире, полном трудностей.
Когда Михаил вырос, он окончил Сарапульское духовное училище и Вятскую духовную семинарию. В 1890 году начал свою служебную деятельность, став надзирателем Сарапульского духовного училища.
«Огни служения и монашества»: становление святого Мефодия
22 октября 1891 года Михаил был рукоположен в священники и назначен в Тихвино-Богородицкую церковь в селе Паздеры. Тепло его служения было заметно, но судьба внесла свои коррективы: овдовев, он принял решение посвятить всю свою жизнь служению Церкви. Его путь привел его в Казанскую духовную академию, где он стал учеником выдающегося архипастыря – епископа Антония Храповицкого. Эти встречи и беседы вдохновили Михаила на принятие иноческого пострига.
11 февраля 1900 года, когда Михаил учился на третьем курсе академии, он стал иеромонахом Мефодием. Его новая жизнь началась под покровом монашеской мантии, а его вера и решимость стали образцом для подражания. Его кандидатская работа о пастыре Церкви по учению святого апостола Павла явила его глубокое понимание духовных истин.
В 1902 году Мефодия назначили помощником смотрителя Уфимского духовного училища, а вскоре он стал инспектором Александровской миссионерской семинарии в Ардоне. Мефодий, как верный слуга Церкви, воспринял свои новые обязанности как призвание. Его проповеди, полные страсти и искренности, вдохновляли многих. Он был не просто священником, но истинным пастырем, заботящимся о спасении душ.
В 1904 году Мефодий был награжден наперсным крестом, а в 1905 году стал исполняющим обязанности ректора семинарии. Его труд оказался успешным: в 1906 году его назначили ректором Уфимской духовной семинарии, причем его деятельностью восхищались даже за пределами епархии. Как постоянный член Уфимского епархиального комитета православного миссионерского общества и редактор «Уфимских епархиальных новостей», он стал важной фигурой в церковной жизни того времени.
Мефодий не только обучал студентов, но и активно боролся с распространением антихристианских течений. В своих проповедях он страстно призывал к борьбе с материализмом и сектантством. Он говорил: «Сатана развязывает свои мрачные силы, стремясь затенить свет Христовой истины». Его слова были призывом к действию верующих.
В 1909 году, обращаясь к семинаристам, он вскрывал язвы времени, где масонство и сектантство распространялись, как темные силы. Он видел, как безверие и моральная нечистота охватывают людей, и призывал своих слушателей к стойкости и верности Христу. «Время наше опасное, дни лукавые, – предупреждал он, – требуется мудрость небесная, глубокая вера и преданность Церкви».
В своих проповедях он часто размышлял на актуальные темы. На праздновании 50-летия со дня смерти писателя Сергея Аксакова, он подчеркнул важность его любви не только к природе, но и к людям. Он призывал к заботе о детях и молодежи, напоминая, что истинная любовь выражается в поддержке ближних и в воспитании их в духе Христовой веры.
Когда обсуждались вопросы просвещения крестьян, Мефодий осуждал мнимое образование, которое вместо света приносило тьму. Его слова, произнесенные 5 октября 1909 года, звучали как манифест против ложного просвещения: «Есть Солнце мира духовного, освещающее наш внутренний мир». Он указывал на необходимость истинного духовного просвещения, не ограничивающегося поверхностным знанием, но проникающего в саму суть человеческой души.
«На крыльях миссионерства»: как Епископ Мефодий помогал нуждающимся
В сердце старинного города Уфы, под мерцанием уличных фонарей и холодным дыханием зимнего ветра, горела искра святой веры. В 1909 году, когда зимние сумерки окутывали город, в пастырско-проповеднический кружок, стремившийся нести свет Христова учения за пределы храмовых стен, приходили люди, которые искали ответы на свои вопросы. Одним из ярких маяков для них стал архимандрит Мефодий, человек, чье сердце пылало неугасимым жаром духовного служения.
С 1 декабря 1909 года, когда город окутало белоснежное покрывало зимы, архимандрит Мефодий стал не просто частым гостем, но настоящим утешителем для обитателей городского ночлежного дома. Каждую ночь он и его преданные ученики из семинарии совершали здесь молебны и всенощные бдения. Усталым людям, которые находили там приют, они раздавали книги и брошюры с религиозно-нравственным содержанием. В душе каждого обитателя этого места оживала радость Рождества Христова, особенно когда стены их ночлежки в первый раз наполнились торжественными песнопениями великого праздника. Так, по свидетельству «Уфимских епархиальных ведомостей», святые молитвы и теплоту сердечной заботы можно было почувствовать в каждом уголке этого мрачного и холодного места.
13 ноября 1911 года в Уфе было учреждено Попечительство о бедных воспитанниках семинарии. Архимандрит Мефодий обратился за помощью ко всем, кто когда-то был связан с семинарией. Отец Мефодий был не просто наставником, но и пророком. В 1911 году, когда его воспитанники только начинали свой путь в сложном и полном испытаний мире, он, обратившись к ним с прощальным словом, наставлял их на верный путь. Его слова были полны отеческой заботы и мудрости, обещая, что Господь всегда будет с ними, помогая преодолеть любые трудности. Он призывал их стремиться к Царству Божию и правде, чтобы их жизнь была достойна святого призвания.
Будучи активным деятелем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского Общества, архимандрит Мефодий проявлял неутомимую преданность своему делу. В 1911 году его отправили в село Табынск для миссионерской работы, где он не только служил литургию, но и активно распространял брошюры о трезвости и духовных ценностях. Его отчеты свидетельствовали о том, как он с полным усердием старался донести свет Христового учения до каждого уголка.
26 января 1913 года в Омской епархии была учреждена новая викарная кафедра. Архимандрит Мефодий был назначен вторым викарием, и его новые обязанности включали руководство внутренней миссией и противостояние сектантским движениям. Его прощание с учениками и коллегами было наполнено трогательными словами благодарности и любви. Архимандриту Мефодию выражали признательности за мягкость, искренность и самоотверженность.
Когда 4 февраля 1913 года архимандрит Мефодий отправился в Санкт-Петербург, его провожали целые толпы людей – духовенство, преподаватели и ученики семинарии, все те, кто искренне полюбил его за эти годы. Его переход в сан епископа Акмолинского был ознаменован великим событием. 8 февраля его нарекли епископом, а 10 февраля, в стенах Александро-Невской Лавры, состоялась хиротония.
В Омске, куда епископ Мефодий прибыл 20 февраля, его встречали как благодатного пастыря. В разговоре с епископом Андроником он выразил надежду, что новый архипастырь станет твердым хранителем традиций и мудрым руководителем в бурном море сектантской волны, захлестнувшей регион.
На рассвете, когда первый свет солнца озарил Омскую землю, епископ Андроник, человек, который казался воплощением великой силы духа и благородства, явился в город. Его прибытие было не просто началом нового этапа, но и началом великого путешествия, полного святых миссий и незримых подвигов. Сразу же по приезде он погрузился в ритм своей епархии, словно ревностный путешественник, стремящийся открыть каждый уголок своей обширной территории.
А тем временем епископ Мефодий, словно верный спутник в этом духовном квесте, был призван отправиться в село Чернолучье. Здесь, среди простых, но глубоких душ, предстояло провести торжественные богослужения в день памяти святой мученицы Параскевы. Это был день, когда селяне и паломники из самых удаленных уголков Омской епархии собирались, как пчелы на мед, чтобы почтить святость и молитву.
Не задерживаясь, епископ Андроник с решимостью стремился к великой цели: установлению миссионерских курсов в Омске. С великой настойчивостью он добился разрешения у Святейшего Синода, и с 1 по 17 июля 1913 года в Омске начали работать первые курсы. Этот подвиг стал значимым событием, собрав более 235 священнослужителей и церковных деятелей из Западной Сибири. Каждое занятие, каждое собрание этих курсов было пропитано духом единства и стремления к духовному обновлению, а епископы Андроник и Мефодий ежедневно присутствовали на них.
В то время, когда в России распространилась опасная волна пьянства, епископ Андроник не оставался в стороне. Этот зловещий порок угрожал не только моральному состоянию народа, но и самим основам общества. С отвагой и благородством он начал борьбу с пьянством в Омской епархии. Его начинания вскоре обрели форму Епархиального Братства трезвости, возглавляемого епископом Мефодием. Вместе они стремились к созданию мощного фронта против кабаков и пивных лавок, чтобы народ сам осознал необходимость борьбы с пороком.
И вот, в апреле 1914 года в Петропавловске, когда был привезен чудотворный образ иконы Божией Матери, епископ Андроник не упустил возможности провести архиерейское богослужение, усилив его крестными ходами и духовными беседами. Вместе с епископом Мефодием они устроили миссионерскую беседу, в которой обсуждали вопросы веры и ереси.
Май 1914 года принес новые надежды и начинания, когда в Омске были открыты псаломщические курсы. Здесь под мудрым руководством владыки Мефодия учились те, кто должен был стать голосом Церкви, неся свет и благодать через церковное пение и чтение.
Наконец, когда в Омске возникла необходимость в решительных мерах против сектантов, епископ Мефодий постановил, что каждое богослужение должно включать чтение Апостола и Евангелия на русском языке, с разъяснением для народа. Эти шаги стали надежным щитом против заблуждений, помогая укрепить веру и защитить Православную Церковь от лжеучений.
В 1914 году, когда зимнее солнце, словно одинокий путник, на склоне своего пути еле касалось горизонта, Петропавловская городская дума приняла решение, способное изменить судьбы многих. Они обратились к Омской епархии с ходатайством о переносе места пребывания епископа Акмолинского из Омска в Петропавловск. Взамен они пообещали выделить средства на содержание архиерейского дома, внося свою лепту в великое дело духовного возрождения. 6 ноября 1914 года был опубликован указ, который преображал статус второго викария Омской епархии, возвышая его до ранга епископа Петропавловского. Ему были предоставлены значительные полномочия для самостоятельного управления приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов.
В тот знаменательный день, когда владыка Мефодий ступил на кафедру Вознесенского собора Петропавловска, его слова звучали как искрящийся поток живой воды: «Мир этому граду! Мир его жителям! И мир тем городам и весям, которые подчинены моему духовному окормлению и управлению».
Год 1915-й вошел в его биографию как время великих крестных ходов и духовных подвигов. С 17 мая по 19 июня владыка Мефодий возглавлял крестный ход длиною более пятисот верст – из Петропавловска в Акмолинск православные шли с иконой святителя Николая Чудотворца. Паломники, усталые и запыленные, прибыли в поселок Липовский, где убогий молитвенный дом не мог вместить всех. Молебен проводился под открытым небом, под синим небом и тихой погодой. В этот день владыка Мефодий вел беседу о хлыстах (одна из старейших русских внецерковных религиозных сект, возникшая в середине XVII века среди православных крестьян. – Прим. ред.). Когда один из хлыстов задал вопрос о грехе собраний, владыка с любовью и терпением разъяснил, что их собрания были во имя лжехристов, от которых предостерегал Сам Господь.
Молебен святителю Николаю Чудотворцу стал событием для множества верующих, которые переживали подъем духа и вдохновение. «О, если бы такие беседы и служения наших архипастырей устраивались чаще!» – вздыхал народ, жаждущий света и тепла.
По пути в село Алексеевское владыка Мефодий остановился в поселке Шульженовке, где провел беседу с последователями хлыстовства. Он разъяснил, что их «богородица» не могла быть истинной, потому что истинная Богородица – одна, Приснодева Мария. Владыка наставил хлыстов, чтобы они не посещали храм, пока не откажутся от своих заблуждений.
Проблема недостатка храмов и их тесноты в Омской епархии была особенно ощутимой. Мариино-Магдалинская церковь в Петропавловске была столь мала, что не могла вместить всех желающих. В то время как в новопостроенном городском училище был большой зал, предназначенный для театральных представлений. Владыка Мефодий добился разрешения проводить в этом зале молебны и беседы. В 1915 году, когда епископ Сильвестр (Ольшевский) предложил устроить в этом зале алтарь и освятить его как храм, это предложение было с радостью принято. 10 января 1916 года состоялось освящение нового храма.
В этот день владыка Мефодий произнес вдохновенные слова: «Как луч солнца проникает в каждый уголок природы, так и луч божественного света Христовой Церкви освещает все уголки человеческой жизни. Вне Церкви Христовой нет истинной жизни, нет святых, нет подвижников. Только Христос принес миру свет, просвещая каждую душу и каждую жизнь. Кто живет во Христе, тот живет в свете и приносит плод».
«Мученически погас свет»: смерть святого Мефодия
В 1917 году, когда мир потрясал бурный ветер революции, епископ Мефодий оказался в Уфе, где замещал епископа Андрея, срочно вызванного в Петроград. Но как только буря политических перемен добралась до его родного Петропавловска, он возвратился в город 23 марта, ничего не подозревая о том, что его ждут испытания, способные навсегда изменить его судьбу.
В Петропавловске некий незнакомец разносил сплетни о том, что в архиерейском доме и в женском монастыре якобы хранится спрятанное купцами золото, сахар и махорка. Слухи не только захлестнули Петропавловск, но и унеслись далеко за его пределы, порождая недовольство и тревогу, особенно среди солдат.
25 марта, на фоне этих смут, Совет рабочих и солдатских депутатов решил произвести обыск в архиерейском доме и монастыре. В ночь, когда луна была скрыта облаками, во двор епископа ворвались вооруженные солдаты и рабочие. На основании официального документа они предъявили свои полномочия и принялись исследовать каждую щель в доме и монастыре, надеясь найти погромную литературу или спрятанные запасы. Но, несмотря на все их усилия, ни сахара, ни махорки, ни иоаннитской литературы обнаружить не удалось. Наблюдая за этим ужасом, монахиня напомнила солдатам, что алтарь не предназначен для осквернения оружием, но и следующее утро началось с тревоги.
26 марта, в Вербное воскресенье, когда епископ Мефодий готовился к службе, он узнал, что солдаты касались в церкви святого престола. Трепеща от гнева, он благословил освятить алтарь и провести литургию, зная, что каждый камень этого святого места отныне пропитан не только благодатью, но и глубоким страданием.
После литургии, перед лицом народа, собравшегося на площади, епископ рассказал о случившемся, опровергая клевету и успокаивая прихожан. Его слова, хотя и произнесенные с болью, были полны решимости и благодати, и он призвал людей не поддаваться панике до окончательного расследования.
Однако в этот же день на епископа обрушились новые обвинения – теперь его обвиняли в проповеди, угрожающей общественному спокойствию. Владыка Мефодий отразил обвинения, утверждая, что его слова были направлены только на укрепление духа и успокоение верующих, а не на разжигание розни. Противоречия и обман, вопреки его чистосердечным усилиям, только усилились, и Совет рабочих и солдатских депутатов потребовал его удаления из города.
На следующий день в местной газете появилась статья, в которой утверждалось, что солдаты в храме действовали корректно, а сам епископ якобы распространял ложные слухи. Эти нападки, лишенные всяких оснований, только усилили напряженность.
К счастью, Святейший Синод, несмотря на давление, отказался удовлетворить просьбу об удалении епископа. Но напряженные события продолжились.
1 мая 1917 года епископ Мефодий отправил в Святейший Синод детальный доклад, обрисовывая происходящее как провокацию, направленную против него. Он писал о несправедливых обвинениях и о том, как трудности и страдания очищают душу и ведут к победе. В своем письме он призывал к защите от несправедливой клеветы и произвола.
Спустя несколько лет, в 1921 году, Западная Сибирь бурлила от крестьянских восстаний, которые жестоко подавлялись. Когда Петропавловск пал перед натиском красных, первым актом новой власти было уничтожение епископа Мефодия.
17 февраля 1921 года, после божественной литургии в Никольской церкви, владыка вышел к народу с посланием о мире и примирении. Но трагедия поджидала его на площади. Он был жестоко убит красноармейцами, которые не просто лишили его жизни, но и еще осквернили его тело, вонзив крест в рану. Похоронили святого в общей могиле.
Епископ Мефодий уже за двенадцать лет до своей мученической кончины в проповеди говорил о духовной борьбе и о необходимости стремиться к свету и истине – даже через страдания и мучения. Его слова, обращенные к пастве, оставили след в сердцах людей, как неугасимый огонь веры. Жизнь и смерть владыки стали символом мученичества и стойкости перед лицом безжалостной тирании, а его подвижничество запечатлелись в истории русского православия как пример безусловной верности Христу и Его Церкви.
Канонизация в святые
Имя епископа Мефодия было включено в черновой список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, проведенной Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) в 1981 году. Однако сама канонизация не включала поименного перечисления, и список новомучеников был опубликован лишь в конце 1990-х годов.
В 2000 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви епископ Мефодий был официально причислен к лику святых новомучеников российских.
Дни памяти
9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
17 февраля – день памяти священномученика Мефодия
29 июня (переходящая) – Собор святых Удмуртской земли
Где можно почтить память священномученика Мефодия
В Удмуртии побывать на богослужении в честь священномученика Мефодия можно в день Собора святых Удмуртской земли. Также почтить память святого можно в храмах города Петропавловск 17 февраля.
Купить иконы можно на маркетплейсах.
Как канонизируют в святые?
-
Исследуются исторические документы, биографические данные, письма, свидетельства современников и архивные материалы. Ключевым аспектом является проверка подлинности и достоверности этих источников.
-
В епархии создается специальная комиссия, включающая историков, богословов и других специалистов, которая тщательно анализирует все собранные материалы.
-
Особое внимание уделяется началу местного почитания кандидата, а также документированию и проверке случаев чудес, связанных с его именем, включая исцеления и другие свидетельства заступничества.
-
Комиссия представляет свои выводы Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, который на основании этих материалов принимает окончательное решение о канонизации.
-
При положительном исходе проводится торжественная служба, включающая последнюю заупокойную литию, первую службу в честь новопрославленного святого, оглашение акта о канонизации и торжественное вынесение иконы нового святого.