Два взгляда на одну пропасть. Религия и средневековая медицина видели в запое одержимость, борьбу с бесом, сидящим в «бутылке». Современная психофизиология видит ту же картину иначе: это зависимость, перестройка системы вознаграждения в мозгу и «слом» работы лобных долей. Оба подхода сходятся в одном – человек теряет контроль над собой. Но кардинально расходятся в главном: где искать причину и, главное, выход.
Поговорим о природе «пьянства»
«Алкоголизм – болезнь мозга, которая внесена в международный список заболеваний под кодом F10. Как алкоголь контролирует сознание? Сейчас объясним», – рассказывает Антон Шестаков, врач-психиатр-нарколог, психолого-психиатрическо-судебный эксперт Центра Производства Предварительных Исследований и Судебных Экспертиз, магистр РГУСоцТех по охране здравоохранения, психотерапевт.
-
После того как первая рюмка выпита, начинается биологический процесс. Наш мозг работает на химических сигналах между нервными клетками. Алкоголь вмешивается в эту систему сразу в нескольких местах.
-
Он усиливает действие тормозного вещества ГАМК – поэтому после первой рюмки человек расслабляется, тревога уходит. Одновременно блокируется глутамат – «педаль газа» для мозга. Двойной эффект: тормоза усилены, газ выключен. Уныние, которое привело к выпивке, временно отступает.
-
Но главное действие происходит в центре удовольствия мозга. Там вырабатывается дофамин – вещество радости. Алкоголь вызывает выброс дофамина в несколько раз сильнее, чем обычные удовольствия вроде вкусной еды или хорошего фильма. Мозг запоминает: это очень приятно. Это быстрый способ справиться с тоской, гневом, завистью.
-
При регулярном употреблении количество рецепторов для дофамина уменьшается. Обычная жизнь становится еще более серой и скучной, чем была до первой рюмки. Радость от прогулки, общения, работы – все это больше не работает. Нужен алкоголь, причем все больше. Это толерантность – первый признак зависимости.
-
Алкоголь подавляет лобные доли мозга – область, отвечающую за самоконтроль и принятие решений. Поэтому пьяные делают то, о чем трезвыми не подумали бы. При хроническом алкоголизме лобные доли физически уменьшаются, что видно на томографии. Человек теряет способность контролировать поведение даже трезвым.
-
Когда алкоголик пытается бросить, начинается ломка: трясутся руки, льется пот, сердце колотится, накатывает жуткая тревога. В тяжелых случаях – белая горячка с галлюцинациями. Человек видит чертей, насекомых. Это реальное нарушение работы мозга, которое без помощи врача может привести к смерти.
В церковной же традиции часто говорят о «страсти пьянства» как о порабощении души. Но является ли алкоголизм симптомом духовной болезни и следствием одержимости или это метафора для описания состояния греха?
«Страсть в православии – устойчивое, порабощающее состояние души. Если человек страдает «страстью пьянства», то с духовной точки зрения у человека пропадает выбор, он ослабевает, поддаваясь соблазну алкоголя. Его вера падает, подбивая на грехи», – объясняет руководитель РОО «Православная молодежь Удмуртии», священник Алексей Артемьев.
Как сказал архим. Иоанн (Крестьянкин):
«...Страшный идол, к ногам которого сложено столько человеческих душ, у подножия которого погибло столько талантов и способностей, из-за которого пролиты и льются потоки горчайших слез матерей, отцов, братий, жен и детей – это пьянство».
О потере воли и контроля
С точки зрения психологии и нейробиологии, хроническое употребление психоактивных веществ приводит к фундаментальным изменениям в структуре и функции мозга. Лобные доли, отвечающие за контроль импульсов, принятие решений и оценку долгосрочных последствий, физически повреждаются, их метаболизм снижается. Это не метафора, а объективный факт, подтвержденный исследованиями: способность к волевому регулированию у зависимого ослабевает так же, как у больного с инсультом нарушается движение. На этом этапе мы имеем дело с настоящей болезнью, которая лишает человека ключевого инструмента для выздоровления – полноценной силы воли.
Однако именно здесь и рождается пространство для личной ответственности, которое не отменяется диагнозом. Ответственность смещается с вопроса «Почему ты не можешь просто остановиться?» (что равносильно вопросу к человеку с диабетом «Почему твоя поджелудочная не работает?») в плоскость «Что ты делаешь для управления своей болезнью?» Болезнь – это не оправдание бездействия, а диагноз, требующий активного лечения. Ответственность человека заключается в признании проблемы, обращении за профессиональной помощью, соблюдении терапевтического режима, работе с психологом над триггерами и, в конечном счете, в ежедневном выборе в пользу трезвости, даже когда мозг требует противоположного.
А можно ли сказать, что им «руководит бес», и значит ли это, что его вина меньше?
Поддаваясь пьянству, человек самовольно позволяет «бесам» проникнуть в себя, искушать еще сильнее, считает Церковь. Его силы ослабевают и противиться искушениям становится все труднее.
«Но нужно понимать, что ничто не может овладеть человеком, без его желания. Желание напиться может и появиться, но поддаться желанию или отречься от него – зависит от самообладания. Соответственно, человек, согрешая в состоянии опьянения, не смягчает свой грех. Это самооправдание», – подмечает священник Алексей Артемьев.
О точке входа в алкоголизм
«За алкоголизмом действительно часто стоят более глубокие проблемы – и не только экзистенциальные, но и вполне физиологические, о которых мало кто задумывается», – говорит Антон Шестаков.
Что способствует развитию «пьянства»:
-
Заболевания щитовидной железы – гипотиреоз особенно – вызывают депрессию, апатию, хроническую усталость, набор веса. Человек чувствует себя разбитым, ничего не радует. Алкоголь дает временный подъем энергии и настроения. Но без лечения щитовидной железы никакая психотерапия такому алкоголику не поможет – организм физически не способен вырабатывать достаточно энергии для нормальной жизни.
-
Проблемы с печенью создают порочный круг. Токсины, которые здоровая печень должна нейтрализовать, попадают в кровь и влияют на мозг. Возникает печеночная энцефалопатия – нарушение работы мозга из-за отравления. Симптомы: раздражительность, депрессия, тревога, нарушение сна. Человек пьет, чтобы справиться с этими симптомами, но алкоголь еще больше разрушает печень. Круг замыкается.
-
Вирус папилломы человека 8-го типа и другие хронические вирусные инфекции истощают иммунную систему. Организм находится в постоянном состоянии борьбы. Это вызывает хроническую усталость, снижение настроения, когнитивные нарушения – «туман в голове». Человек не понимает, почему ему плохо, врачи не всегда находят причину. Алкоголь дает иллюзию облегчения, но на самом деле усугубляет состояние.
-
Синдром хронической усталости (СХУ) – загадочное состояние, при котором человек истощен физически и психически без видимых причин. Сон не восстанавливает, любая активность вызывает упадок сил на несколько дней. Жизнь превращается в мучение. Алкоголь временно маскирует усталость, дает ощущение бодрости, но затем состояние ухудшается еще сильнее.
«Все эти физиологические проблемы создают фон для развития зависимости. Человек не ленивый и не безвольный – у него больной организм, который не может нормально функционировать. Алкоголь становится формой самолечения. Поэтому важно обследование: анализы на гормоны щитовидной железы, печеночные пробы, вирусные маркеры, комплексная диагностика», – рекомендует эксперт.
Без устранения этих базовых физиологических проблем человек может бросить пить, но останется больным, усталым и несчастным. И риск срыва будет крайне высок. А болезнь у пациента так и остается.
А что с точки зрения Церкви должно случиться, чтобы «бес пьянства» вселился в человека?
Любой человек грешен и уязвим, но если он ведет активную духовную жизнь, маловероятно, что его настигнет «страсть пьянства». Слабость веры и есть ключ к тому, чтобы человек поддался «бесу». Это такое состояние, которое делает человека более уязвимым.
«Если человек не молится, не читает Священное Писание, не участвует в богослужениях, то его душа ищет другого, чтобы наполниться, и как раз поэтому может алкоголь заполнить эту пустоту», – отмечает руководитель РОО «Православная молодежь Удмуртии».
О методах исцеления
Современная медицина предлагает детоксикацию, препараты, психотерапию. Все это работает – человек перестает пить. Но это больше напоминает актерскую игру, чем медицину.
«Алкоголизм чаще всего не болезнь сама по себе, а симптом более глубокой проблемы. Корень – может быть в другом заболевании или и в унынии, потере смысла, нерешенных внутренних конфликтах и множестве других составляющих, о которых пациент может никогда не узнать», – утверждает врач-психиатр-нарколог Антон Шестаков.
Как отмечает специалист, алкоголь был попыткой заглушить эту боль. Если убрать алкоголь, но не вылечить корень, человек остается с той же пустотой, а точнее с заболеванием, которое будет прогрессировать, снижая качество жизни человека. Пациент практически трезв, но глубоко несчастен.
Это состояние, когда человек не пьет, но психологически остается зависимым. Без лечения корневого очага заболевания, без работы с психологическими патологиями, без излечения фундамента патологии, срыв неизбежен.
Церковь в свою очередь предлагает исповедь, пост, молитву и евхаристию. Но достаточно ли этого?
«Если зависимость действительно тяжелая, то помимо молитвы и выше перечисленного нужна помощь специалиста. Когда появляется такая зависимость в тяжелой форме, бывает очень тяжело самим избавиться от этого. Конечно, молиться тоже нужно, но в таком состоянии люди так далеки от Бога, что многие из них перестают вообще вспоминать о Нем, молиться и просить помощи. Таким людям нужна и медицинская, и духовная помощь со стороны других», – отвечает священник Алексей Артемьев.
О роли сообществ в исцелении
«Программы вроде «Анонимных Алкоголиков» часто преподносятся как эффективное решение. Пациент не видит семью, начинает скучать. Разлука много дает отношениям. При этом в группе теоретически работают механизмы социальной поддержки: снижается уровень стресса, человек не чувствует себя одиноким, рассказывая историю, он структурирует опыт», – объясняет основы врач-психиатр-нарколог Антон Шестаков.
Но есть и оборотная сторона. Зависимость остается у каждого. Многие участники таких программ не излечиваются от зависимости – они просто меняют ее объект. Вместо алкоголя (5% вылечившихся от алкоголизма) пациенты становится зависимым от группы, от ритуала встреч, от идеологии программы.
Это превращается в фанатизм: вся жизнь крутится вокруг собраний, человек не может пропустить встречу, постоянно говорит языком программы, теряет критическое мышление.
Как отмечает Антон Шестаков, другой вариант – это перенос на иные формы зависимости: шопоголизм, переедание, работоголизм, навязчивые отношения. Корневая проблема – внутренняя пустота и неумение с ней справляться – остается нетронутой. Меняется только способ ее заполнения.
«Групповая поддержка может быть полезна как временный инструмент, но без глубокой работы с причинами зависимости, без поиска смысла и лечения души – это иллюзия выздоровления, замена одной клетки на другую», – говорит эксперт.
Возможно, может заменить или дополнить группы психологической поддержки в исцелении от «страсти пьянства» может церковная община?
«В некоторых храмах есть специальные общины, которые помогают бороться с этим грехом. Часто там есть люди, имеющие знания, что делать в таких моментах жизни. В Ижевской и Удмуртской епархии действует проект «Православный центр реабилитации», – отвечает священник Алексей Артемьев.
Для людей, столкнувшихся с алкогольной или наркотической зависимостью, в Ижевске доступна бесплатная реабилитационная помощь. АНО «Служба социальной помощи «Доброе сердце» (ул. Воткинское шоссе, 158а) специализируется на профилактике и поддержке в преодолении этих зависимостей.
«Также общая молитва может человеку помочь сильнее, когда он знает, что за свое спасение просит помощи не он один: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди них». Стоит вспомнить и поговорку «скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты». Круг общения действительно может помочь поменяться, если зависимость от алкоголя не очень сильная», – объясняет руководитель РОО «Православная молодежь Удмуртии».
При сильной зависимости это может быть дополнением, но точно не полной альтернативной лечению.
«Истинная цель нашей земной жизни и духовного подвига – не просто изгнание «беса» или внешнее возвращение в Церковь. Это лишь шаги. Главное – обретение человеком подлинной внутренней свободы, цельности и мира в Духе Святом. Изгнание страстей и грехов, которые терзают душу, является необходимым этапом на этом пути. Именно здесь в общении мы находим силы для борьбы со злом и обретаем истинную свободу от греха, приближаясь к Богу возможно», – заключает священник Алексей Артемьев.