Top.Mail.Ru

«Есть что вспомнить»: иномарки отнимали бандиты, а отечественные машины в Ижевск везли из Самары

13 января 2014 14:16
ПРОЕКТЫ

«Есть что вспомнить»: иномарки отнимали бандиты, а отечественные машины в Ижевск везли из Самары

В канун 15-летия газеты «Центр» вспоминаем автомобильный Ижевск конца 90-х годов.

Фото Александра Нелюбина
Фото Александра Нелюбина

99-й год. Самые популярные марки на дорогах - ВАЗ-2101 «копейка», ВАЗ-2106 «шестерка» и дедовские «москвичи-412». Предел желаний для большинства - вазовские «восьмерки», «девятки» и «девяносто девятые». Средняя стоимость «наших» подержанных авто 75-80 тысяч рублей, новых - 87-90 тысяч рублей при средней официальной зарплате в 99-м около 1000 рублей.

Иномарка - показатель статуса и, чаще всего, принадлежности к социальным группам «бандит» и «фирмач». Иномарок, по воспоминаниям автовладельцев со стажем, в городе единицы. В 2000 году на 400 тысяч автомобилей, зарегистрированных в республике, приходится всего 23 тысячи иномарок. Большинство пригнано из Москвы или «из-за бугра». Тогда же формируется культ «бумера» - автомобиля марки BMW. Перегонщикам и перекупщикам выгоднее всего везти из Европы именно баварские автомобили - стоили они дешевле, а в России за счет популярности в определенных кругах продавались дороже.

Из числа новых иномарок одними из первых начали продавать корейские «дэу нексия». Затем - почти одновременно с получением дилерства - «шевроле», «форд», «ниссан», «хендай», «киа».

Горожане тем временем избавляются не только от дедовских «москвичей», но и еще одного символа советской эпохи - мотоциклов. В 1998 году «на руках» 152 тысячи мотоциклов, в 2000-м остается всего 127 тысяч, к 2012 году эта цифра упадет до 36 тысяч.

Об электронных очередях и жестких регламентах работы дорожной полиции в республике еще и не думают. «Знакомый в ГАИ» так же нужен, как свой гинеколог или друг-бандит. Поставить машину на учет, «правильно» оформить аварию, получить красивые номера - все это решается с ним. А иначе - стой в очередях и бодайся в суде.

ОСАГО еще не введено, поэтому любая авария ведет либо к «бандитам, решающим проблемы», либо в суд и к долгим месяцам выбивания долга из виновника аварии.

Дорожная сеть города - отдельный вопрос. Еще не построены участки объездной дороги вокруг Ижевска, не открыта «короткая» дорога из Ижевска в Пермь через Воткинск. Весь большегрузный транспорт без исключения идет транзитом через город. Экологи бьют тревогу - Можгинский тракт, Удмуртская, Воткинское шоссе забиты грузовиками. А улицы Союзная, Ленина и Молодежная используются как маршруты объезда. Ремонтируют в основном центральные улицы. Автозаводская, Воткинское шоссе, 40 лет Победы и другие не видят дорожную технику годами.

В 2000 году на 1000 жителей Удмуртии приходилось 112 личных автомобилей. В 2012 году эта цифра практически удвоилась и перешагнула отметку в 216 авто.

Как растет автопарк в Удмуртии?

«Покупателям новых машин не давали выехать из города»

Роман Утробин, предприниматель, занимался так называемым «перекупом» машин с 1996 года:

- В конце 90-х новые машины можно было купить либо в Тольятти, либо в Самаре. В Самаре система продаж была отработана. На въезде в город стоял человек, который знал все машины, продающиеся в городе. Если ты точно решил брать авто, он по рации связывался с той площадкой, где стоит машина, уточнял, не купили ли ее, и направлял тебя к нужным людям.

Автосалонов было два вида - с бандитским прикрытием и без. Если ты брал машину в салоне без «крыши», выехать из города становилось проблематично: останавливали, блокировали на заправке, предлагали заплатить за проезд. Мы не рисковали. Помню, нам дали адрес заправки, заправиться - только на ней. И сказали, что еще 200 километров у нас зеленый свет, а потом - сами по себе. Километров 50 после заправки нас сопровождал автомобиль «от салона».

В Ижевске машины продавали на рынке на Славянском шоссе. Хотя рынком называть это сложно. В субботу с 3 утра до 11 дня шоссе перекрывалось - ставились машины на «въезде» и на «выезде» - на участке от садоогородов до поворота на «биатлон». Тех, кто ехал прямо - пропускали. А с продавцов за въезд брали определенную сумму. В общем, понятно, кто и как это организовывал. Первыми ночью приезжали оптовики, торгующие запчастями. С 5 утра подтягивались продавцы и покупатели автомобилей. В конце 90-х власти города решили, что авторынок все же мешает проезду транспорта, и прикрыли лавочку. Сначала перенесли в такую дыру, что народ вообще перестал туда ездить - в район Хохряков, на территорию старого завода. Но потом нашли альтернативу, и все перебрались на рынок на улице Маяковского, который существует до сих пор.

Беда 90-х в том, что не было не только денег, но и машин. В стране выпускались три марки - «москвич», «Жигули» и «Волга». Маленький процент иномарок - в основном Toyota и BMW - их пригоняли из Бельгии и Германии. Только в 2000-е уже ситуация стала более-менее выравниваться.

Роман Утробин и один из первых проданных автомобилей Mitsubishi Pajero. В начале 2000-х машина считалась чуть ли не самым продаваемым внедорожником.

«Идею автодеревни на Союзной привезли из Турции»

Валерий Хохряков, в прошлом директор автомобильного направления компании «АСПЭК», сейчас директор филиала «Башнефть-Регион» в Ижевске:

- В конце 90-х кроме «АСПЭКа» на автомобильном рынке были только две крупные компании - «Ижавтогаз», они продавали больше всех отечественных авто, и «ИТС», которое считалось лучшим сервисным предприятием, там уже ремонтировали иномарки, в то время как остальные брались только за отечественные авто.

Помню, тогда мы продавали смешные, по нынешним меркам, 15 ВАЗов в месяц, иномарок - штук пять в год.

В 2000 году учредитель компании Виктор Хорошавцев решил перевести увлечение автомобилями в бизнес. На первом этапе никто не говорил о каких-то лидерских позициях, дело должно было себя окупать и в перспективе начать приносить прибыль. Но авторынок развивался очень быстро. Если в 2003 году мы продавали более 180 иномарок в месяц, сейчас один только «Аспэк» - более 600 (но к этой цифре можно добавлять сопоставимые объемы продаж авто у других грандов авторынка Удмуртии - «КОМОС-Авто», «ИТС-Авто», «Лео Смарт» и др.. - Прим. авт.).

Налаживали связи просто: ездили в Москву, Пермь и Екатеринбург к крупным дилерам с простым предложением: «Здравствуйте, мы из Ижевска, хотим заниматься автобизнесом».

Идею автодеревни на улице Союзной почерпнули в первых поездках в Турцию, кто бывал там, помнит, в Анталии на пути из аэропорта проезжаешь вереницу «стекляшек» автосалонов. Ее озвучил Дмитрий Горбушин, в то время мой заместитель, а позднее он возглавил это направление. Подумали, почему и в Ижевске так не сделать? Как раз удалось купить большой участок земли на улице Союзной. Взвесили за и против - стоит ли выстраивать рядом конкурирующие бренды. И решили, что клиент в любом случае будет смотреть массу автомобилей, а задача консультантов - продать ему то, что приглянулось. Кстати, одна из идей, которая не нашла реализацию - строительство за автосалонами громадного ангара - общего сервиса для всех предлагаемых марок.

Строительство первого автосалона в автодеревне на Союзной - дилерского центра Nissan.

Сервис - отдельная история. В начале 2000 годов специалистов, которые бы разбирались в иномарках, в городе было очень мало. Не скрою - переманивали: от других сервисников, с госпредприятий, искали по автоколоннам и таксопаркам. Помню, взяли специалиста по электронике, кажется, преподавателя из технического вуза. Он вообще в машинах не разбирался - но электрические схемы и работу систем знал великолепно. Обучили - получился прекрасный мастер!

Мы, кстати, первыми привезли в Ижевск бесконтактную мойку «Керхер» с активной пеной. Ради эксперимента - нужно было понять, как разводить раствор для мойки и работать с аппаратом - загнали на мойку старую «шестерку», покрашенную еще в гараже. Ведем струей воды под давлением, а краска полосой сходит с металла.

Кредитование в автосалонах появлялось постепенно. Понятно, что был довольно большой пласт людей, которые бы хотели приобрести автомобиль, но накопить на него не могли. Банки восполнили пробел. Система работы, конечно, другая. Все очень осторожничали. Сначала банки выбирали дилеров, смотрели, у кого выше продажи, кто им интереснее. Теперь дилеры уже выбирают, с каким банком работать, какие условия будут интереснее для клиентов. Сейчас третий этап - кредитуют уже сами производители, открывая в России представительства «фирменных» банков.

«Дэу нексия» в июле 1999-го стоит 141 тысячу рублей. Интересно, что за 15 лет машина подорожала ровно в два раза. Сейчас на новую «нексию» комплектации classic заявлена цена от 282 тыс. руб. (на фото - реклама из газеты «Центр»).

Истории ижевчан

Владимир Перевозчиков, госслужащий:
«Любая авария без ОСАГО становилась трагедией»

- В начале 2000-х годов не было ОСАГО. Поэтому любая авария становилась настоящей трагедией: забирали в «залог» машины, документы, всякий криминал выбивал долги за ДТП. Году в 2003-м в такую ситуацию попал - поздно затормозил на перекрестке и снес бампер стоявшему на красный свет. У самого только фара треснула. Гаишников не вызывали тогда почти - какой смысл от постановлений? Это сейчас все в страховую сразу бегут. А тогда отъехали в сторонку, поговорили, понятно, что я виноват. Отдал в залог права, поехали в гараж по Як-Бодьинскому тракту, в районе лодочной станции ИжГТУ. Позвонил знакомому, который ремонтами и перекупом занимался, попросил подъехать - я и не догадывался, насколько серьезно он в автоделах известен. На месте мне озвучили цену - 20 000 рублей. Через полчаса приехал знакомый, подошел к «мастерам гаражного сервиса». «Знаете, кто я?» - «Конечно, знаем». - «Сколько ремонт?» - «10 000 рублей». И мне - «Вечером отдай деньги». В общем, разошлись полюбовно.

Машина стоила около 20 тысяч рублей, это был старый «жигуль» шестерка, купленный еще в середине 90-х. Зарабатывал я тогда около  6000 рублей в месяц, в общем, пришлось отдать часть накоплений.

Сергей Чирков:
«Нельзя было оставить машину во дворе»

- Машины в «двухтысячные» вскрывали направо и налево. Оставить авто во дворе значило не спать всю ночь, караулить у окна. Снимали дворники, зеркала заднего вида, отвинчивали или просто протыкали колеса, доставали забытые магнитолы, выворачивали бардачки, летом бомжи залезали в салон, разбив стекло, ночевали там. В 2001 продал свою старую четверку - кажется, за 25 тысяч рублей, и купил новую «опель корса». Это сейчас она стала женским автомобилем, а тогда была пределом мечтаний. Стоила около 250 тысяч рублей. Не представляете, какой это кайф, иметь нормальный аккумулятор! В 40-градусные морозы все на свои «Лады» их на санках на стоянку везут, а у тебя с пол-оборота заводится, простояв всю ночь на холоде.

Результаты опроса в газете «Центр» 15-летней давности.

Егор Кузьменков, предприниматель:
«Бандиты заставили продать иномарку»

- В 90-е годы, особенно в постперестроечные времена, иномарки в Ижевске были большой редкостью. Ездили на них только бандиты. Если простой человек заимел что-то не отечественное - сразу начиналось «давление». У моей знакомой дядя переехал в Японию в начале 90-х. Освоился там и решил порадовать племянницу. Пригнали ей в Ижевск праворульный Nissan. Ездила она на машине буквально неделю - тут же начались звонки и угрозы от бандитов: либо продавай нам машину, либо тебе и семье придется несладко. Продала - куда деваться. Еще хорошо помню дорожный трафик - в конце 90-х в час пик на улицах было столько машин, как сейчас в 10-11 вечера. А в выходные город просто вымирал.

Использованы материалы Удмуртстата, Министерства природы и охраны окружающей среды УР, УГИБДД МВД по УР, интервью с руководителем Управления благоустройства и транспорта Администрации Ижевска Михаилом Тарасовым в газете «Центр» от 17.04.2013.