«Пульт для телевизора - это фантастика!»
Роман Гайдуков, генеральный директор Корпорации «Центр», начинал 18 лет назад с простого менеджера - по сути, продавца-консультанта. Поэтому может сравнивать технику и покупателей «тогда» и «сейчас».
- Нынешние покупатели разбираются в технике, они видели рекламу, читали обзоры в Интернете, поэтому часто приходят в магазин за конкретной моделью, - рассказывает Роман Викторович. - В 90-е информации было мало, и мы, продавцы-консультанты, объясняли, что это вообще такое стоит на витрине. Скажем, первые телевизоры с автоматической настройкой, с всплывающим меню потребителям казались чем-то невообразимым, поскольку на советских требовалось крутить ручки настройки где-то на задней крышке. Или управление с пульта - просто фантастика! Как так - увеличить громкость или переключить канал, не вставая с кресла? Помню, одним из важных пунктов в выборе радиотелефона (домашнего телефона с трубкой без провода) считался радиус действия - клиенты спрашивали: «Если я во двор выйду с ним, ловить будет?». Это было круто, ответить на звонок, сидя на лавочке у подъезда или гуляя с собакой. Рассрочка платежа появилась в Корпорации «Центр» только в 2003 году. Поэтому каждая покупка, особенно крупной бытовой техники, считалась семейным событием, праздником. Помню, как к нам приходили таксисты и частники, выгребая из карманов охапки 50-рублевок - было видно, что на технику копили, ждали этого дня.
Но техника, считавшаяся вершиной желаний в начале 2000-х, сейчас массово снимается с производства.
- «Умирают» DVD-проигрыватели, молодые семьи сразу покупают домой телевизор со встроенным мультиплеером, с доступом к Интернету, - отмечает Роман Викторович. - Все меньше становится у производителей кинескопных телевизоров - их вытесняют ЖК. Топ-бренды отказались от их производства еще 2-3 года назад, их убрали с витрин федеральные сети бытовой техники. У нас остался один производитель, потому что сохраняется пласт покупателей из небольших деревень и поселков. Им важно, что у кинескопных телевизоров, например, мощнее приемник ТВ-сигнала для комнатной или наружной антенны, да и техника понятнее. Качество съемки на камеру телефона сокращает продажи цифровых мыльниц - вскоре останутся только профессиональные камеры.
«Сначала заходил сотовый телефон, потом его владелец»
Александр Розов руководит частной медицинской клиникой Alan Clinic. А в конце 90-х еще студентом медицинской академии параллельно с учебой занимался сотовыми телефонами.
- В то время в Москве и Питере уже появились операторы стандарта GSM, поэтому люди начали сдавать телефоны старых стандартов (пара конкретных моделей), - рассказывает Александр. - И они массово хлынули в провинцию. Нас было человек восемь-десять, кто занимался продажей телефонов. Наладили связи со столичными перекупщиками, брали у них, продавали здесь. Люди покупали у нас, потому что было дешевле, чем у оператора сотовой связи, а магазинов с сотовыми, как сейчас, еще не было.
Александр вспоминает - телефоны назывались «кирпичами». У более дешевых моделей был громадный кадмиевый аккумулятор, аппарат весил порядочно, причем порой аккумулятора не хватало и на день работы. Маленькие и тонкие трубки стоили огромных денег - до 30 тысяч рублей, почти 10 месячных зарплат простого служащего. Поэтому продажа сотового была целым искусством. Даже предприниматели начинали сомневаться, стоит ли тратить столько денег. Приходилось объяснять очевидные сейчас вещи - рассказывать про мобильность, отсутствие привязки к стационарному телефону, удобство.
- Мобильный телефон, безусловно, считался показателем статуса, - смеется Александр. - Их носили на видном месте, на поясе, в кармане рубашки или пиджака, вертели в руках, выкладывали на стол. В помещение входил сначала мобильный телефон, а уже потом его хозяин. Даже я этим грешил - вроде простой студент, а из кармана медицинского халата нет-нет, да и выставится антенна. И еще один нюанс - минута разговора стоила очень дорого, несколько десятков рублей. Поэтому все - от простого человека до самого большого директора разговаривали по сотовым быстро - «Да, да, хорошо - давай я тебе с городского перезвоню».
«Компьютеры тестировали мальчишки за играми»
Бывший соучредитель компьютерной компании «Миллениум» Андрей Поторочин видел все изменения компьютерного рынка за 15 лет. Будучи амбициозным специалистом, Андрей покинул расположение известной фирмы «Время» и основал собственное направление компьютерного развития, «заразив» идеей группу единомышлеников.
Все комплектующие возили под заказ. «Миллениум» открывали с пустыми витринами. Но люди верили: интерес к компьютерной технике был велик, да и, как уверяет Поторочин, бизнес строили уже по-новому, ориентировались на клиентов, пытались понять, как люди покупают компьютерную технику, почему доверяют той или иной фирме. Кстати, позднее «Миллениум» одним из первых внедрял в Ижевске идею коробочных продаж компьютеров - когда потребитель брал не набор комплектующих, а красивый упакованный системный блок с надписью - «для работы и Интернета» или «для видео и игр».
- Пожалуй, главное отличие прошлого и настоящего - в разделении техники, - говорит Андрей. - Никого не удивляет, что сейчас компьютер продается в магазине бытовой электроники. А в 1999-2000 годах компьютеры представляли собой обособленный мир. Простой человек не понимал ничего в наборах микросхем и комплектующих в прайс-листах. Нашими основными покупателями были технари - молодые люди 20 лет, они следили за новинками железа, апгрейдили (улучшали) компьютеры. Приводили с собой друзей и знакомых, говорили - покупай то и вот это. И все знали, что это Петя или Коля - и, если что, за компьютером в магазин только с ним.
Андрей вспоминает - компьютер в конце 90-х еще был элементом статуса. Кредитов и рассрочек не предлагалось - персоналки покупали, помимо любителей железа, работники нефтяной сферы, да поднявшиеся в 90-е предприниматели.
- Мы и сами росли вместе с покупателями, - рассказывает Андрей. - Комплектующих и производителей масса, надо как-то тестировать продукцию, понимать, что лучше, а что хуже. Придумали - открыли большой игровой зал. Приходила толпа мальчишек, резалась в «контру» (игра Counter strike), а заодно в реальных условиях испытывала нам технику. Встал вопрос информированности покупателей - необходимости объяснять без «авторитетов», что такое компьютер, как он может использоваться. Мы постоянно размещали статьи в газетах и журналах, призывали людей приходить самим, смотреть, щупать, спрашивать. И вместе с этим приходилось меняться самим, соответствовать тому сервису, что мы предлагали.
«Тамагочи - в отличие от всех - спал по ночам»
Ижевчанка Анна Драгалева вспоминает - первый видеомагнитофон Aiwa купили в 1996 году за 1000 рублей - половину месячного семейного бюджета.
- Целое событие - сначала все вместе выбирали, тут же накупили видеокассет - родителям с фильмами, нам, детишкам, с мультиками, - говорит Анна. - Вернулись домой, пришли гости, все распаковали, подключили к телевизору «Горизонт» и в такой торжественной обстановке сели смотреть какой-то боевик. Следующий «видак» марки Sony купили уже в 2001 году за 6 тысяч рублей. Он был какой-то супернавороченный, с 6 головками, мог писать видео с телевизора. Считалось безумно круто - ты уходишь из дома, оставляешь на запись фильм, а потом просматриваешь.
В 2005 году Анне купили первый цифровой фотоаппарат - до этого в семье был только пленочный «Зенит».
- Помню, я принесла его на занятия в техникум - настоящий ажиотаж, - смеется Анна. - Какие там уроки - всей группой фотографировались, и тут же смотрели фотографии на экранчике.
Не миновало Анну и увлечение тамагочи (электронное устройство в форме яйца, на экране «жил» зверек, его нужно было вовремя кормить, чтобы не умер).
- У меня был особенный тамагочи - вместо дракончика или птенца - мальчик, - рассказывает Анна. - Его, помимо всего прочего, нужно было учить разным школьным предметам и… японскому языку - здесь уже приходилось действовать интуитивно. И, главное, тамагочи, как обычный человек, засыпал в 10 вечера и просыпался в 8 утра. Так что бессонных ночей, когда мои друзья просыпались в 3-4 часа утра покормить своего тамагочи, у меня не было.
«Сотовый телефон стоил как автомобиль»
Александр Лущиков всю жизнь занимается поставками автозапчастей, несколько лет назад приехал жить в Ижевск из Тольятти.
- Первый сотовый у меня появился в 1995-1996 году, - вспоминает Александр. - Компания в Тольятти, где я работал в коммерческом отделе, купила служебные «трубки» для сотрудников. Кажется, это была Motorola - громадная, с трудом помещалась в руке. Стоила 35 тысяч рублей - сколько же стоил отечественный ВАЗ. Теперь представьте - едешь домой в общественном транспорте, и звонит сотовый телефон. Пассажиры просто не понимали, что в автобусе делает человек, у которого в кармане - автомобиль! Первый личный мобильник я купил где-то в 99-м или 2000-м году за 10 или 15 тысяч рублей, уже не вспомню. Понимал, что дорого - у меня на связь уходило по 6-7 тысяч рублей каждый месяц, притом, что 1 доллар тогда стоил 6 рублей.
ДЕТСКАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ
Робот-пылесос и другие странные игрушки
Мы показали набор старых электронных гаджетов ребятам из ижевского детского сада №168 и попросили их хотя бы предположить, для чего они служили их мамам и папам.
Полина Трефилова, 5 лет и Ирина Клековкина, 6 лет, о пленочном фотоаппарате.
- Это фотоаппарат, он такой большой, потому что в нем была большая сим-карта, в которую загружалось много фотографий и разное видео.
Егор Куртеев, 6 лет, о CD-плеере
- Мне кажется, это маленький робот-пылесос! Он круглый и должен ездить собирать пыль!
Соня Александрова, 6 лет, о тамагочи, тетрисе и игрушке «Ну, погоди!».
- Я вообще не понимаю - вот это все игрушки? Они какие-то странные, старые и совсем не интересные! Я в животных хорошо разбираюсь, а в технике нет.
Настя Чайникова, 4 года и Варя Бусоргина, 4 года, о CD-плеере
- Ну, мы не знаем для чего эта штука, можем на голову надеть - так хотя бы весело будет!
Дэнис Шишов, 5 лет и Руслан Рагимов, 6 лет, об электронной записной книжке.
- Это странный калькулятор. Только непонятно, как буквы складывать. И зачем? А так интересные штуки вы нам принесли!
- Ощущение, что мы в детских садах отстаем от детей, - говорит Татьяна Полянина, заместитель заведующей детским садом № 168 по воспитательной работе. - Им не интересны все эти палочки и лошадки, дети более развитые, словно сразу рождаются с умением воспринимать интерактивную информацию. Сейчас мы установили компьютерную систему - можно показывать видео, анимацию, слайд-шоу. Интерес к предметам резко возрос! Бывает, что дети просто воспитателя в сторону отодвигают и начинают, как взрослые, объяснять, скажем, какие марки машин изображены, где их выпускают, чем отличаются. Это удивительно!
Ваших воспоминаний о технике ждем на нашем сайте в разделе 15 лет газете «Центр».
Вспоминаем вместе - за продуктами ходили в «Атлантиду» и «Продторг» и вместе с жителями штата Юта знали магазин «Анюта» - какие еще бренды 15-летней давности помнят горожане.