На уроках истории и обществознания Марины Дягилевой дети устраивают дебаты, работают в группах и ездят на экскурсии в другие города. В очередном выпуске проекта «Моя работа» рассказываем о профессии учителя истории из школы №91.
Досье
Марина Дягилева
Возраст: 53 года
Образование: высшее, исторический факультет УдГУ
Стаж работы: 26 лет
Семейное положение: замужем, двое детей и внук
Хобби: путешествие, приготовление блюд национальных кухонь, украшение дома
Как пришла в профессию: Любовь к истории привил папа, который увлекался этим предметом, коллекционировал марки и монеты. Отец сам мечтал получить образование историка, но занимался контролем выпуска военного производства. Поэтому осуществить мечту подтолкнул дочь. Любовь к предмету привила также и учительница истории Любовь Сурнина. Когда Марина Дягилева окончила исторический, то не знала, станет ли учителем. Но именно в этот момент встретила Любовь Сурнину, которую назначили директором новой школы №91.
Дети сами устраивали вечера памяти для блокадников
На уроках у Марины Дягилевой нет скучных конспектов, поднятых рук и проверки домашнего задания. Вместо этого дети поделились на три группы по рядам — ученики спорят о плюсах и минусах рыночной экономики с точки зрения предпринимателей и потребителей. Школьники отвечают с места и даже не поднимают руки. Марина Дягилева считает, что такие рамки сковывают ребят и заставляют отвечать по шаблону, а не высказывать свое мнение.
Учитель использует и другие интересные методы преподавания. Например, однажды Марина Викторовна ездила с седьмым классом на неделю на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге. Там похоронены жертвы Великой Отечественной войны. С помощью такой экскурсии педагог хотела ближе познакомить детей с темой блокады Ленинграда. Ученики даже пообщались жителями города, которые пережили это время.
— Современные дети смелее. Они расспрашивали про блокаду и войну, хотя я бы некоторые вопросы наверняка постеснялась задать. Причем жители Ленинграда военного времени все подробно рассказывали, — говорит Марина Дягилева.
Школьники после поездки вдохновились и нашли блокадников в Ижевске. С помощью учителя они договорились с библиотекой Некрасова и провели для них вечер памяти.
Марина Викторовна устраивает и другие интересные мероприятия для детей. Больше всего учитель любит эпоху Средневековья, и здесь постоянно происходят креативные уроки. Например, когда-то Марина Дягилева построила целый город из картона. Ученики играли в целый квест и отвечали на вопросы, а под конец им достался картонный ключ, с помощью которого они и «открыли» картонный город. А в другой раз школьники устроили ярмарку ремесленников. Каждый представил на уроке свою мастерскую и принес свои изделия: хлеб из папье-маше, фетровые шляпы, сапоги.
«Прошу учеников высказывать свое мнение»
На уроках истории Марина Дягилева обсуждает и современные проблемы, и трудные исторические вопросы, например, выборы в России. Часто с учениками приходится спорить, но учитель радуется, если у них есть своя позиция. Например, в последнее время самые острые споры на уроках были из-за выборов. Ученики считают, что отдавать гражданский долг нет смысла, потому что «все уже решено». Но педагог решила поработать в избирательной комиссии, чтобы доказать ученикам: на уровне избирательного участка фальсификаций нет. Чтобы убедить детей в своей правоте, она даже играла с ними в выборы: кто-то был избирателем, кто-то — наблюдателем, кто-то — участником комиссии. В результате ученики убедились, что их голоса на выборах в будущем будут важны.
Чаще всего дети спорят из-за темы выборов. Исторические темы не вызывают настолько острого желания подискутировать: давние события не так важны для детей. Однако ученики с интересом обсуждают Ивана Грозного, Петра I и судьбу Николая II.
При этом сама Марина Дягилева высказывает и свое мнение тоже. Самое главное здесь не увлечься и не сказать ученику: «Ты не прав». Учитель каждый раз сама себя мысленно останавливает, чтобы не навязывать свое мнение. Она даже просит детей предупреждать, если педагог слишком много говорит.
Ученики часто спорят с Мариной Викторовной. Для учителя главное, чтобы при этом они подтверждали свое мнение фактами и аргументами.
— Я часто говорю детям, что я выросла в Советском Союзе. И мне интересно послушать их точку зрения, которая отличается от моей: вдруг на самом деле все по-другому, а я в своем кабинете не замечаю, что мир иной?
Блиц
Пользуетесь ли соцсетями?
Да, я пользуюсь «Инстаграмом», где я общаюсь со своими выпускниками. Однако в социальных сетях я стараюсь не вести много диалогов, не лайкать фотографии ребят, которые учатся у меня на данный момент — стараюсь держать некую дистанцию.
Кстати, среди выпускников Марины Дягилевой — программист, работающий в Японии, и журналисты местного телевидения.
Как относитесь к скандалам, когда учитель выкладывает фотографию в купальнике, а его обвиняют в безнравственности?
Я бы не стала фотографироваться в купальнике и куда-то выкладывать. В моем представлении идеален образ учителя 18-19 века, когда он был для людей примером образованности, культуры и воспитания. Я считаю, что миссия учителя — показывать лучший пример для своих учеников.
Как пережили карантин?
Для учителя это чистый ад. Потому что задач становится больше, всем нужно отвечать, все контролировать онлайн. Я вообще не помню как я просыпалась и засыпала. Постоянно сидела с телефоном и с компьютером. Но мне помогла пережить этот период семья и проект «Нам эти победы позабыть нельзя». Мы снимали видеоуроки про Великую Отечественную войну, я была ведущей проекта. Видео до сих пор показывают в школе. Суть проекта в том, чтобы описать жизнь в тылу, военные действия и и военные госпитали. Всего мы сняли три урока на основе экспозиции школьных музеев. В роликах даже снимались представители властей и рассказывали о своих семьях в годы войны.
Какой период в истории вам кажется самым интересным?
Средневековье, период правления Екатерины Великой, декабристы и, конечно, период Великой Отечественной Войны. Что касается декабристов, мне очень нравится история с их женами, которые отправились за ними в ссылку и бросили ради них все.
Как заинтересовать ребенка историей?
Во-первых, многие дети боятся истории из-за обилия дат. Не нужно делать на этом чересчур большой акцент: достаточно знать основные вехи, а даты, например, Крымской войны, не так уж и важны. Во-вторых, стоит делать упор на личности в истории. Когда предмет изучаешь через человека, он кажется гораздо интереснее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Машинист поезда из Ижевска: «За малейшее превышение скорости нас могут понизить в должности»
Обувщик из Ижевска: «Из-за дешевой китайской обуви у нас работы стало меньше»
Промышленный альпинист из Ижевска: «Каждому из нас грозили обрезать веревки»