Они бесстрашно спускаются по стенам высоток, ремонтируют купола храмов и заставляют женские сердца замирать от ужаса и восхищения. Речь о промышленных альпинистах. Именно представитель этой профессии стал очередным героем рубрики «Моя работа».
Досье
Сергей Пермяков
Возраст: 38 лет
Образование: высшее, ИжГТУ, инженер-системотехник
Стаж работы: 15 лет
Семейное положение: женат, трое детей
Хобби: экстремальные виды спорта
Как пришел в профессию:
– С 12 лет я начал заниматься в федерации скалолазания Удмуртии. Когда мне исполнилось 18, наш тренер отвел нас на первый объект и начал учить азам работы промышленного альпиниста. Однако сначала я воспринимал это как хобби, поэтому после школы поступил на совсем другую специальность. Но сердцу не прикажешь! Работать в офисе не смог, высота тянула, поэтому я вернулся к любимому делу. Обучился, а в 2012 году открыл собственную компанию!
«Живем на крыше, как Карлсон»
Рабочий день промышленных альпинистов всегда начинается со стандартной процедуры: подняться на объект, проверить все снаряжение на исправность, переодеться и «завеситься» (повиснуть на здании). Такая подготовка обычно занимает около часа.
– Что касается графика, то он у нас ненормированный, так как мы работаем в зависимости от наличия заказов. Чаще всего выходим с 9:00 до 18:00, зимой работаем до 17:00, так как темнеет рано, – рассказывает Сергей. – В день мы «обслуживаем», как правило, только один объект. Есть, конечно, у нас перерывы. Их мы определяем с командой сами, когда нам удобно. Летом устраиваем перекусы прямо на крыше, как Карлсон, а зимой в подвалах. С туалетом вопрос сложнее. Если есть оборудованный, ходим туда, а в ином случае – куда придется.
Альпинистам доверяют все работы, которые нужно сделать на высоте: весной – окна помыть, летом и осенью – покрасить стены, заделать межпанельные швы, отремонтировать дымовые трубы, зимой – снег и сосульки с крыш убрать. Нанимают их как офисные и торговые центры, так и управляющие компании. Сергей говорит, что самая неприятная работа для альпинистов – это ремонт дымовых труб на заводах.
– Там все черным-черно, работаем с фонариками и в масках. Вылезаем оттуда тоже черные, как трубочисты! Еще одна специфическая работа для нас – реставрация церквей. Прежде чем альпинисты приступят к делу, их благословляет батюшка! Например, однажды мы работали в соборе Александра Невского, что в центре Ижевска, – рассказывает Сергей. – Спецодежда у нас обычная, рабочая, на голове – каска, на ногах – ботинки. Правда, на них иногда надеваем бахилы, перчатки или носки, чтобы они не оставляли следов на стекле или стене здания.
«Чувствуем себя супергероями!»
Находиться в «подвешенном состоянии» для альпинистов – привычное дело. Но бывают моменты, когда жизнь представителей этой профессии действительно висит на волоске.
– Раньше мы ездили работать в другие города. Так, однажды работали в Набережных Челнах – красили фасад 5-этажного дома. И моему коллеге перерезали веревку. Сделала это бабушка, которая, как потом выяснилось, страдала какими-то психическими расстройствами, – рассказывает Сергей. – Сначала она просто на нас кричала, затем грозилась облить кипятком, а потом взяла и перерезала веревку! Хорошо, что мой коллега уже спускался вниз и одной ногой ступил на козырек подъезда. К счастью, отделались только испугом, но полицию все-таки вызвали.
И таких случаев масса: одни предлагают альпинистам выпить чай, угощают пирожками, другие ругают за шум, а сотрудники офисов сразу закрывают жалюзи. Обращаются к альпинистам и с необычными просьбами.
– У нас был опыт работы Дедом Морозом, но сейчас такие услуги заказывают редко, так как стоят они недешево (около 6000 рублей за полчаса), – говорит Сергей. – А однажды мы помогали мужчине поздравить девушку с днем рождения. Он решил, что сделает это сам, поэтому мы консультировали его по поводу оборудования и техники безопасности. Получилось эффектно. Девушка была в восторге от поступка любимого! В такие моменты чувствуем себя супергероями, которые помогают делать этот мир лучше!
«Если нет страха, то из профессии надо уходить»
По словам Сергея, привыкнуть к работе непросто: очень устает спина, руки, да и со страхом справиться нелегко. Многие думают, что альпинист должен быть бесстрашным. Но сами высотники с этим не согласны.
– Страх должен быть всегда. Если его не будет, то теряется бдительность, нарушается техника безопасности и все может закончиться несчастным случаем, – рассказывает герой. – Но всего должно быть в меру. Например, некоторые новички так волнуются, что одной рукой весь день держатся за трос, а второй работают. Так не пойдет. В таком случае и качество, и скорость работы падает в разы.
Несмотря на все сложности, уходить из профессии Сергей не думает. Говорит, что это дело приносит ему как удовлетворение, так и деньги.
– Работа сложная, опасная, но именно это меня и привлекает! Когда забираешься на высоту, то видишь весь город как на ладони. Адреналин зашкаливает! – говорит Сергей. – Сейчас я уже набрал себе бригаду (6 человек) и забираюсь на объекты редко, однако, если что-то «подворачивается» интересное, то не могу отказать себе в удовольствии! Жена у меня тоже любит экстрим, поэтому хоть и волнуется, но с моим выбором уже смирилась!
Это интересно!
БЛИЦ
Кто обеспечивает промальпиниста инвентарем?
Каждый альпинист покупает инвентарь сам. Стоит оборудование недешево: за самый простой набор нужно будет заплатить около 20 000 рублей.
На каких узнаваемых объектах города работали?
Национальный банк Удмуртии (Красноармейская, 159), БЦ «Удмуртия» (Ленина, 45), главное здание «Датабанка» (Ленина, 30), торговый центр «Октябрьский» (ул. 10 лет Октября, 17) и т.д.
Самый высокий этаж, на котором работали?
25 этаж. А если говорить про высоту, то 150 метров.
Доходы: Средняя зарплата альпиниста в месяц 50 000-60 000 рублей
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Дальнобойщик из Ижевска: «Наша профессия – это образ жизни, поменять который невозможно»
Риелтор из Ижевска: «Однажды меня «кинули» на 70 000 рублей»