Содержание:
Священномученик Михаил Тихоницкий оставил неизгладимый след в сердцах людей, отдав жизнь за истину Христову в бурные годы революционных гонений. В рамках цикла «Православные святые Удмуртии» мы расскажем о его жизни и смерти.
Атмосфера благочестия – с детства
Михаил Тихоницкий родился в 1846 году в тихом селе Ошеть Нолинского уезда Вятской губернии, в семье псаломщика Спасской церкви Петра Тихоницкого и его супруги Анфисы Ивановны. Детство мальчика проходило в атмосфере духовной чистоты и благоговения. С ранних лет он впитывал святые слова Евангелия, звучавшие из уст его деда, диакона Ивана Янкевского. Юный Михаил, исполненный любознательности и смирения, не раз помогал отцу на клиросе, с трепетом читая и напевая церковные гимны.
Когда пришло время учебы, Михаила отправили в духовное училище в Вятке. Он прилежно изучал уроки, вкладывая в это всю свою любовь к знанию. Учитель Александр Добринский отзывался о нем как об ученике с «довольно хорошими способностями, ревностным прилежанием и удовлетворительными успехами». Окончив училище, Михаил продолжил обучение в семинарии, где достиг высоких успехов. Его вера оставалась твердой, и он решил посвятить свою жизнь служению Церкви, продолжая священническую династию Тихоницких.
В 1868 году Михаил был рукоположен в диакона, а спустя два года – в священника. Его первым местом служения стала небольшая Ильинская церковь в Ижевском заводе. Здесь в возрасте всего 24 лет отец Михаил начал свой нелегкий труд по укреплению веры среди прихожан. Он с искренностью и любовью проповедовал Слово Божие, обращая заблудших и возвращая раскольников в лоно Православной Церкви.
Позже судьба привела отца Михаила в село Быстрица. К тому времени он уже обзавелся семьей. Его жена, Аполлинария Владимировна, и мать, Анфиса Ивановна, поддерживали его во всем, понимая, что дом священника должен быть образцом для прихожан. Несмотря на многочисленные обязанности, отец Михаил уделял большое внимание воспитанию детей. Его сыновья Вениамин и Владимир пошли по стопам отца, став священниками, а Елпидифор посвятил себя педагогике, как и дочери Мария, Юлия и Вера.
Добродетель и любовь во всем…
В 1872 году Михаил был переведен в село Подрелье, где стал преподавателем в земском училище. Благочинный отзывался о нем с уважением, отмечая его ревность в проповеди, любовь к людям и преданность пастырскому служению. По воскресеньям и праздникам церковь наполнялась прихожанами, стремившимися услышать его вдохновенные слова. Ученики же относились к нему с искренней привязанностью, ценя его доброту и мудрость.
Милосердие всегда было отличительной чертой отца Михаила. Вступив в общество Красного Креста, он не жалел усилий, чтобы помочь больным и нуждающимся. За свои труды он был награжден значком Красного Креста II степени. Однако главной его заботой оставался храм. По просьбе прихожан он возглавил приходское попечительство, организовав строительство каменной ограды вокруг церкви – эта ограда сохранилась и сегодня, она украшает Троицкую церковь.
Отец Михаил с усердием учил детей Закону Божьему, объясняя его простым и доступным языком. Учителя и ученики отзывались о нем с глубоким уважением: «Священник Михаил Тихоницкий – усердный и опытный преподаватель, умеющий донести сложное до детского понимания». Он оставил светлый след в сердцах людей, вдохновляя их на любовь к Богу и ближнему.
В 1881 году отец Михаил был переведен в Троицкую церковь города Орлова Вятской губернии. Его жизнь, полная смирения и самоотречения, продолжилась в новом приходе, где он обретал радость служения даже в самых скромных условиях. Он жил в церковном доме, не получая жалования, а довольствуясь лишь добровольными пожертвованиями прихожан за совершение треб. Его скромность и смирение становились светлым примером для паствы, укрепляя людей в вере.
11 декабря 1881 года жизнь отца Михаила омрачилась великой скорбью: скончалась его супруга, Аполлинария Владимировна. Эта утрата потрясла всю семью. Она была не просто матушкой, но и верным спутником, нежно и заботливо поддерживавшим отца Михаила во всех трудностях приходской жизни. Ее уход оставил глубокую рану в сердце священника, но он нашел силы продолжать свой нелегкий путь, посвященный Богу и людям.
Особое место в жизни отца Михаила заняло служение в Вознесенской церкви города Орлова, куда он был переведен в 1898 году. Этот маленький храм в тишине старинного кладбища стал духовным центром для жителей окрестных деревень. Здесь отец Михаил обрел новый смысл своего служения, обращая каждую службу в живое свидетельство любви Божией.
Сын отца Михаила сохранил яркие воспоминания о тех годах. «Однажды в пасхальную ночь, – вспоминает он, – отец Михаил совершал богослужение. Его седина, словно серебро, сияла в свете свечей, а серебряная риза придавала ему вид святого угодника с иконы. Лицо его, обычно строгое, светилось радостью. Под звон колоколов крестный ход обошел церковь. Мигающий свет свечей в руках прихожан наполнял ночное небо теплом и верой. Когда звонарь умолк, в тишине раздались проникновенные слова: «Ангели поют на небеси». Казалось, что небеса отзываются этим тихим пением. Завершив крестный ход, отец Михаил обратился к молящимся с ликующим возгласом: «Христос воскресе!» И толпа, полная восторга, ответила мощным: «Воистину воскресе!». Затем он повернулся к могилам, укрытым тьмой ночи, и произнес с особой теплотой: «И вы, сущие во гробех – Христос воскресе!» В этот миг казалось, что сама земля отзывалась вздохами, подтверждая слова священника».
В 1913 году, в дни торжественного празднования трехсотлетия дома Романовых, отец Михаил был назначен настоятелем Казанско-Богородицкого собора в Орлове. Несмотря на преклонный возраст, он стал духовником городского духовенства и благочинным церквей города, продолжая при этом учить воспитанниц в женской гимназии. Его труд и любовь к людям вдохновляли всех вокруг.
На Поместном соборе 1917-1918 годов отец Михаил стал свидетелем возрождения Патриаршества в Русской Церкви и трагического начала политических перемен в России.
Все поменялось в одночасье…
Скорбя о бедах, постигших православный русский народ, Патриарх Тихон издал послание, полное боли и пророческого гнева. В нем он анафематствовал тех, кто вершил кровавые расправы над невинными.
– Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле, – звучали слова послания, – гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри. А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни часа, зовите чад ваших на защиту попираемых прав Церкви Православной».
«Я понимаю это послание как призыв к миру, – писал впоследствии отец Михаил, – иного смысла в нем я не вижу. С его помощью я могу говорить и проповедовать людям о мире, о мире между братьями моими».
15 февраля 1918 года в Казанском соборе города Орлова отец Михаил зачитал патриаршее послание за божественной литургией. В тот же вечер он был помещен под домашний арест. Через два дня следственная комиссия передала его дело в Революционный трибунал. Обвинение не содержало фактических доказательств вины священнослужителя, лишь упоминание о прочтении «контрреволюционного» послания. На допросе отец Михаил твердо заявил, что не считает себя виновным.
На суде защитники подчеркнули, что отец Михаил не был политическим деятелем, а его выступление носило исключительно духовный характер, направленное на защиту Церкви и веры. Свидетели вместо обвинений говорили о его милосердии, щедрости и доброте. Однако 28 февраля 1918 года Революционный трибунал признал отца Михаила виновным в «контрреволюционном выступлении». Учтя его преклонный возраст и двухнедельный домашний арест, трибунал вынес наказание: общественное порицание и предупреждение о более суровых мерах в случае повторения «агитации».
Несмотря на потрясения, отец Михаил продолжал свое служение. Здоровье его ухудшалось, душевные и физические страдания истощали силы. Но его стремление помогать ближним оставалось неизменным: он посещал больных, поддерживал бедных и утешал заключенных.
5 сентября 1918 года в доме Тихоницких был произведен обыск. Ничего подозрительного найдено не было. Тем не менее отцу Михаилу предложили покинуть город, и он уехал, не подозревая о готовящейся провокации. Уже на следующий день, 7 сентября, был выписан ордер на его арест. Отцу Михаилу вменили побег от правосудия. Его задержали в деревне Нижняя Едома, в доме Прокопия Семеновича Фокина. Протокол обыска гласил: «Обыск без результата». Тем не менее, отец Михаил вместе с хозяином дома и еще одной жительницей деревни был арестован за «контрреволюционную деятельность».
На допросе отец Михаил сказал: «Я не разбираюсь в настоящей борьбе, но лишь желал бы, чтобы ее не было между христианским народом. Я всегда учил народ добру, а не злу». Его слова проникали в сердце, но не могли остановить маховик репрессий. Арест стал крестом, который он нес до конца, оставаясь верным пастырем, сеющим любовь и веру даже в самые темные времена.
14 сентября 1918 года одна из дочерей отца Михаила обратилась в Орловскую комиссию с трогательной просьбой: «…Убедительнейше прошу рассмотреть дело Тихоницкого, увериться в его полной невиновности и освободить от заключения, дабы остатки дней своих мог старец в спокойствии приготовляться к смерти…» Эти строки, пронизанные любовью, уважением и заботой, оставались без ответа. Комиссия отвергла прошение.
19 сентября состоялся допрос, а уже 20 сентября следователь Юревиц вынес страшный приговор: «За распространение воззваний против власти священника Тихоницкого – расстрелять». Той же ночью приговор был приведен в исполнение.
Отец Михаил шел на казнь с молитвой на устах. Он воспевал пасхальный канон, утешая находившихся рядом. Надежда Васильевна Березина вспоминала: «…Я видела, как его вели на расстрел. Он молился о своих палачах. На нем была ряса, которую он бросил знакомой прихожанке со словами: «Передайте домой». Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, где находилась богадельня, батюшка осенил себя крестным знамением, благословил здание и продолжил путь. У кладбища ему велели копать могилу. Он трудился из последних сил, выкопал неглубоко. Затем, после молитвы, повернулся к конвоирам и стал ждать. Он не позволил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, грозно и величественно. Прогремели выстрелы, и он упал в могилу. Мы, гимназистки, затаив дыхание, видели все издалека, будто невидимая сила прижала нас к земле».
О смерти отца Михаила его сын, епископ Владимир, узнал в Москве на Поместном соборе. Святейший Патриарх Тихон лично приехал выразить ему соболезнование.
В 1926 году сын отца Михаила, Елпидифор, написал: «Спит вечным сном старичок-священник, сраженный пулей за свою чистую веру. Кругом него покоятся его духовные дети, расстрелянные за любовь к Родине. Не зарастает тропа к могиле мучеников, и жив в сердцах народа светлый образ старца-молитвенника. Но храм замолчал. В пасхальную ночь не звучит больше христианский привет. Однако в полночный час встречи воскресшего Христа я слышу в сердце слова: «И вы, сущие во гробех – Христос воскресе!».
Могила отца Михаила стала местом паломничества и почитания. Люди, знавшие его при жизни, и те, кто слышал о нем от своих родителей, уверены в его святости.
Канонизация в святые
В 2003 году отец Михаил был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Его жизнь и мученическая кончина служат напоминанием, что в Церкви Христовой обретается полнота христианского совершенства и истинный путь ко спасению.
8 сентября 2008 года мощи протоиерея Михаила Тихоницкого были обретены на кладбище города Орлова, на месте, которое сохранило предание. Ныне они пребывают в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Орлова.
Дни памяти
9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
29 июня (переходящая) – Собор святых Удмуртской земли.
20 сентября – преставление священномученика Михаила.
21 октября – Собор Вятских святых.
Где можно почтить память священномученика Михаила
Почесть память священномученика Михаила Тихоницкого можно в храме в честь священномученика Михаила Тихоницкого на Лобановском кладбище города Кирова. Также в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря в Кирове.
Побывать у мощей священномученика Михаила Тихоницкого можно в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Орлова Кировской области. Кроме того, частица мощей этого святого есть на подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.
Иконы можно купить на маркетплейсах.
Как канонизируют в святые?
Изучение исторических материалов. Анализируются жития, письма, свидетельства современников, архивные документы и другие источники. Особое внимание уделяется подлинности и достоверности этих материалов.
Создание комиссии по канонизации. В епархии формируется специальная комиссия, которая включает историков, богословов и других специалистов. Комиссия тщательно изучает все доступные материалы о жизни, служении и чудесах кандидата. Аналогичные комиссии действуют в регионах, например, в Удмуртии.
Изучение местного почитания. Если кандидат уже почитается как святой, анализируется история и традиции этого почитания. Выясняется, как и когда началось почитание, какие существуют обычаи, связанные с именем кандидата.
Свидетельства о чудесах. Фиксируются и проверяются случаи чудес, связанных с будущим святым, такие как: исцеления, помощь в трудных ситуациях, другие проявления, приписываемые заступничеству святого. Оценивается духовное наследие: вклад в богословие, влияние на церковную жизнь и верующих.
Представление выводов. Комиссия завершает работу и передает свои выводы Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. Материалы должны быть тщательно проработаны и обоснованы.
Принятие решения о канонизации. Архиерейский Собор выносит окончательное решение о канонизации.
Чин прославления. После принятия решения проводится торжественное богослужение, включающее:
-
Последнюю заупокойную литию по новопрославленному святому.
-
Первую службу в его честь (всенощное бдение или молебен).
-
Чтение акта о канонизации.
-
Изнесение из алтаря иконы святого и благословение ею молящихся.
-
Воспевание величания святому.