Top.Mail.Ru
27 июля 2024 14:00
Разговоры о вере

Шесть раз был арестован и помогал людям даже в ссылке: за что епископ Глазовский Виктор был причислен к лику святых

Рассказываем о жизни и судьбе православных святых Удмуртии

Священноисповедник Виктор, епископ Глазовский. Фото: pravchelny.ru
Священноисповедник Виктор, епископ Глазовский. Фото: pravchelny.ru

Содержание:

Епископ Виктор Глазовский, имя которого стало символом духовного мужества и самоотверженности, оставил глубокий след в истории православной церкви Удмуртии. Вдохновленный с детства благочестивыми родителями, он посвятил свою жизнь служению Богу и людям. Пройдя путь от юного ученика духовного училища до епископа, отец Виктор неустанно боролся за право людей быть просвещенными и свободными от пороков, порабощающих душу. В этой статье мы расскажем о жизни и днях памяти священноисповедника.

Предыдущий материал из цикла «Православные святые Удмуртии» вы можете прочитать здесь.

«Мужеством и верой привлек сердца людей…»

В тихом уголке России, в небольшом селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии, 20 мая 1875 года родился мальчик Константин. Его отец, псаломщик местной церкви (церковнослужитель, поющий псалмы и другие церковные песнопения в православном храме. – Прим. ред.) Александр, и мать Анна были людьми благочестивыми. Их дом всегда был наполнен молитвами и любовью к Богу. С детства Константин выделялся среди сверстников своим усердием и стремлением к знаниям. Когда ему исполнилось тринадцать лет, он поступил в Камышинское духовное училище. Его тяга к учебе и духовной жизни была столь сильной, что преподаватели и наставники не могли не заметить его исключительность.

По окончании училища Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую завершил с отличием в 1899 году. Он был полон решимости продолжить свое образование и в том же году поступил в Казанскую духовную академию. Там его таланты расцвели еще ярче: он увлекся отечественной словесностью, философией и психологией. В студенческом философском кружке он завоевал уважение и любовь товарищей.

В 1903 году Константин принял монашеский постриг (церковный обряд, при котором человек принимает монашеский образ жизни и получает новое имя. – Прим. ред.) с именем Виктор и был рукоположен в иеромонаха (монах, который также является священником и может совершать богослужения и таинства. – Прим. ред.). Первым его назначением стало настоятельство Свято-Троицкого подворья в Хвалынске. Отец Виктор отличался особым усердием и преданностью своему делу, что привлекало к нему множество верующих.

В 1905 году отец Виктор был направлен в Иерусалимскую духовную миссию. Это было время великих испытаний и глубоких духовных переживаний. Он проходил по святым местам, молился у древних святынь и укреплял свою веру. Возвращаясь в Россию в 1909 году, он был назначен инспектором Архангельского духовного училища, но вскоре почувствовал призвание к монашеской жизни и присоединился к братству Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

В 1910 году иеромонах Виктор стал настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. Там, благодаря своему подвижничеству и мудрости, он стал для людей символом духовного возрождения и преданности Богу.

В 1918 году отец Виктор был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде, но уже в декабре 1919 года был хиротонисан (церковный обряд посвящения в священнослужители, включая епископский сан. – Прим.ред.) во епископа Уржумского. Он с ревностью и самоотверженностью просвещал свою паству, но его деятельность не осталась незамеченной новой советской властью. В 1920 году епископ Виктор был арестован за свою ревностную проповедь.

20 Виктор, епископ Глазовский 4.jpg
Епископ Виктор и иеродиакон Александр Ельчугин. Фото: pravmir.ru 

Мужественное стояние в вере привлекло к владыке Виктору сердца верующих и даже некоторых представителей власти, таких как секретарь губернского суда Александр Вонифатьевич Ельчугин, который поддерживал владыку в заключении. 

Пять долгих месяцев под замком продлился арест епископа. Но день освобождения приближался, и как только Александр Вонифатьевич узнал о назначенной дате, он тотчас отправился в путь, чтобы поддержать своего владыку. Тусклые стены тюрьмы словно отступили, когда Александр вывел владыку на свободу и отвез его в безопасное убежище. Отныне он стал частым гостем в квартире епископа, доставляя владыке тайные приказы ВЧК, новости. Вместе они составили прошение, надеясь вернуть хотя бы часть утраченного епископом имущества. Александр был движим не только долгом, но и искренней верой, которая побуждала его действовать. Он стал глазами и ушами владыки, информируя его обо всех коварных замыслах, направленных против Церкви. В его сердце росла преданность и восхищение перед епископом Виктором, видя, как тот самоотверженно служил Богу и Церкви, несмотря на все испытания.

В 1921 году епископ Виктор был назначен епископом Глазовским. На новом месте его окружали люди, видевшие в нем поддержку и утешение в трудные времена. Владыка всегда сохранял дух благожелательности и милосердия, особенно любя детей, в которых находил сродство своему чистосердечному и жизнерадостному характеру.

Весной 1922 года обновленческое движение, поддержанное советскими властями, направило свои силы на разрушение Церкви. Святой Патриарх Тихон был заключен под домашний арест, и церковное управление перешло к митрополиту Агафангелу. Епископ Виктор, взяв на себя управление Вятской епархией после ареста епископа Павла, предостерег паству от следования обновленческому движению. Он писал: «Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу... Будем являть себя мужественными исповедниками Единой Вселенской Соборной Апостольской Церкви, твердо держась всех ее священных правил и божественных догматов...».

В ответ на действия обновленцев владыка Виктор продолжал настойчиво защищать каноническое православие. После ареста епископа Павла владыка Виктор оказался под ударом властей. Верующие собрались на вокзале, чтобы проводить епископа Виктора, несмотря на протесты новой власти. В тюрьме в Москве он вновь подтвердил свое неприятие обновленцев на канонических основаниях. В 1923 году епископы Павел и Виктор были приговорены к трем годам ссылки в Нарымский край Томской области.

После окончания срока ссылки в 1926 году владыка Виктор вернулся в Вятскую епархию, обнаружив ее в плачевном состоянии. Он активно восстанавливал церковное управление и призывал паству отвергнуть обновленческий раскол (разделение внутри церкви, вызванное разногласиями в вопросах веры или церковного управления. – Прим. ред.). Но в 1926 году он вновь был арестован и выслан в Глазов.

20 Виктор, епископ Глазовский 3.jpg
Священноисповедник Виктор при жизни. Фото: cultmap.ru

«Помогал нуждающимся до последнего…»

29 июля 1927 года выдалось особенно тихим и ясным. Но за спокойствием неба скрывались грозовые тучи церковных разногласий. Митрополит Сергий выпустил декларацию, разорвавшую сердца иерархов (высшие церковные чины, такие как епископы, архиепископы, митрополиты. – Прим. ред.)  на два противоборствующих лагеря. В ней было официальное заявление Русской православной церкви, в которой митрополит Сергий (Страгородский) призывал к лояльности советской власти. В этом документе он выражал признание Советского Союза как законной власти, осуждал антисоветскую деятельность и призывал духовенство и верующих к сотрудничеству с государством. Епископ Виктор, не поддержавший декларацию, отправил ее обратно, бросив вызов самой судьбе. В конце февраля 1928 года он, с твердой рукой и беспокойным сердцем, написал «Послание к пастырям», обличая ошибки декларации.

Однако отвага и честность епископа не могли остаться незамеченными. 30 марта 1928 года ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление, советский орган госбезопасности, предшественник НКВД и КГБ. – Прим. ред.) выдало приказ об аресте Виктора. В ночной тишине его вывели из дома и доставили в мрачные стены тюрьмы Вятки, а затем отправили в Москву. Следствие, словно затягивающаяся петля, завершилось в мае, обвиняя епископа в антисоветской деятельности. 18 мая 1928 года он был приговорен к трем годам в концлагере и отправлен в Соловки, где каждый день был борьбой за жизнь и веру.

Виктор, вопреки всем испытаниям, сохранил свою душевную доброту. Работая бухгалтером на канатной фабрике, он находил силы встречаться с другими заключенными священниками для бесед и тайных богослужений. Его поддержка и доброта стали другим людям источником света в мрачных днях заключения.

В 1929 году Виктор обратился с просьбой о досрочном освобождении, но получил отказ. Срок его заключения закончился 4 апреля 1931 года, однако епископа не освободили. 10 апреля 1931 года его вновь приговорили к ссылке в суровый северный край на три года.

Деревня Караванная у села Усть-Цильма на берегу реки Печоры стала новым местом изгнания епископа Виктора. В этих глухих местах его поддерживали монахиня Ангелина и послушница (женщина, начинающая монашеский путь и проживающая в монастыре, но еще не принявшая монашеский постриг. – Прим. ред.) Александра. В Усть-Цильме находилось много ссыльных священников и мирян, страдающих под гнетом властей. Закрытие церкви и преследования духовенства добавляли еще больше страданий.

13 декабря 1932 года епископ Виктор был арестован вновь. На допросах его пытались заставить подписать ложные обвинения, но он стоял твердо, отказываясь предать свою совесть. После этого его отправили в тюрьму в Усть-Сысольск. Там он сохранял мужество и радостное настроение, сам убирал камеру и участвовал в хозяйственных работах. В тюремном дворе он нашел икону Христа Спасителя, которую хранил как святыню, что стало для него источником силы и утешения.

20 виктор островидов 2.jpg
Святитель Виктор (Островидов), епископ Глазовский в ссылке. Фото: ucare.timepad.ru

10 мая 1933 года владыка был приговорен к трем годам ссылки в Северный край, в село Нерица. Вновь с ним была верная послушница Александра, а монахиня Ангелина осталась в Усть-Цильме. В Нерице епископ Виктор продолжал свое служение, много молился и помогал нуждающимся. Хозяева дома, где он жил, полюбили его за доброту и радостное настроение, которое он сохранил даже в таких тяжелых условиях.

Зима 1933-1934 годов была особенно суровой, многие умерли от голода и болезней. Епископ Виктор, несмотря на свои страдания, продолжал поддерживать больных и молился за их выздоровление. В конце апреля он сам заболел и 2 мая 1934 года скончался. Сестры хотели похоронить его в Усть-Цильме, но не смогли и похоронили в Нерице. Позже выяснилось, что кладбище в Усть-Цильме было уничтожено, а могила епископа Виктора в Нерице осталась неприкосновенной.

Таким был жизненный путь епископа Виктора – человека, чей дух не сломили ни преследования, ни лишения. Его жизнь, полная испытаний и страданий, стала символом непоколебимой веры и преданности Богу. Через его подвиги и мученическую кончину нам открывается истина: даже в самые темные времена свет веры и любви может гореть ярко, освещая путь для всех нас.


20 виктор островидов 3.jpg
Икона святителя Виктора, епископа Глазовского. Фото: pravslov.ru

Канонизация в святые

Имя епископа Виктора включили в предварительный список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, проведенной РПЦЗ в 1981 году. Однако сама канонизация не была поименной, и список новомучеников был опубликован только в конце 1990-х годов.

1 июля 1997 года его мощи были обретены нетленными на кладбище села Нерица после 63 лет пребывания в болотистой почве. Мощи перевезли в Москву, а 2 декабря 1997 года их перенесли в храм Святого Александра Невского Свято-Троицкого женского монастыря в Кирове. С 2005 года мощи находятся в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре.

Епископ Виктор был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года. В его честь построен храм в селе Вотче Республики Коми.

На его первой кафедре в Уржуме Кировской области, по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, устроена часовня в честь священноисповедника Виктора, первого епископа Уржумского. Часовня открыта в честь 90-летия его прибытия на кафедру и начала исповеднического подвига.

Священноисповедник – это православный святой, который, будучи священнослужителем (епископом, священником, диаконом), перенес страдания, преследования и гонения за веру, но не погиб за нее.

Дни памяти

9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

2 мая – Преставление в 1934 г.

1 июля – Обретение мощей.

29 июня (переходящая) – Соборы Санкт-Петербургских и Удмуртских святых.

21 октября – Собор Вятских святых.

1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии.

20 мощи Виктор Островидов.jpg
Мощи священноисповедника в Преображенском монастыре г. Вятка. Фото: monasterium.ru

Где можно почтить память священноисповедника Виктора?

Считается, что священноисповедник Виктор – небесный покровитель Глазовской епархии. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова можно почтить память святого. Ежегодно 2 мая в храме совершается праздничная Божественная литургия.

Также священноисповедника почитают в Преображенском монастыре г. Вятка. Здесь находятся мощи святого Виктора (Островидова). Каждый четверг в 13:00 перед ними совершается молебен с акафистом.

Обратиться с молитвой к святому можно по любой нужде с искренней и глубокой верой в душе. Иконы священноисповедника Виктора можно купить в храмах Глазова или на маркетплейсах.

Как происходит канонизация?

  1. Канонизация святых в Русской православной церкви представляет собой сложный и многоэтапный процесс. Этот процесс включает в себя тщательное исследование жизненного пути, деятельности и посмертных чудес претендента на святость. В Удмуртии, как и в других регионах, этот процесс осуществляется в соответствии с установленными канонами.

  2. На первом этапе проводится анализ исторических документов, житий, писем, свидетельств современников, церковных архивов и других источников. Особое внимание уделяется проверке подлинности и достоверности этих материалов.

  3. В епархии создается специальная комиссия по канонизации, которая детально изучает все доступные материалы и свидетельства. В состав комиссии могут входить историки, богословы и другие специалисты. В Удмуртии также функционирует своя комиссия по канонизации.

  4. Если кандидат уже почитается как святой на местном уровне, это тоже учитывается. Комиссия анализирует, как и когда началось это почитание, какие существуют традиции и обычаи, связанные с именем кандидата.

  5. Особое внимание уделяется документированию и проверке свидетельств о чудесах, связанных с претендентом на канонизацию. Это могут быть исцеления, помощь в сложных ситуациях и другие проявления, приписываемые его заступничеству. Изучается духовное наследие кандидата, его вклад в теологию и церковную жизнь, а также влияние его трудов и проповедей на верующих.

  6. После завершения работы комиссия представляет свои выводы Архиерейскому Собору Русской православной церкви, который принимает окончательное решение о канонизации. Важно, чтобы все представленные материалы были тщательно проверены и обоснованы.

  7. При положительном решении проводится торжественная служба прославления (чин прославления), включающая последнюю заупокойную литию по новопрославленному святому, первую службу в его честь (обычно всенощное бдение или молебен), оглашение акта о канонизации, торжественное изнесение из алтаря иконы нового святого, благословение епископом молящихся и воспевание величания.