Top.Mail.Ru
7 июля 2024 12:00
Разговоры о вере

Боролся с пьянством и вызвал гнев Троцкого: за что епископ Сарапульский Амвросий был причислен к лику святых

Рассказываем о жизни и судьбе православных святых Удмуртии

Святой Амвросий, епископ Сарапульский. Фото: tatmitropolia.ru
Святой Амвросий, епископ Сарапульский. Фото: tatmitropolia.ru

В истории Удмуртии немало святых, чья жизнь и подвиг оставили неизгладимый след в сердцах верующих. Одним из таких подвижников был епископ Сарапульский Амвросий. Его путь, отмеченный бескорыстием, борьбой за духовное просвещение народа и мученической кончиной, стал примером истинного служения Богу и людям. В этой статье мы расскажем о жизни и днях памяти священномученика.

Бедность закалила дух…

Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, родился 28 декабря 1867 года в бедной, но благочестивой семье мещанина из Люблинской губернии. Маленький Василий, будущий епископ, рос среди обветшалых домиков и узких улочек, где каждое утро начиналось с борьбы за выживание. Несмотря на бедность, его сердце было наполнено теплом и любовью к ближним. С детства он знал, что такое нужда, и это знание не раз заставляло его проливать слезы, однако закалило его дух.

Проходили годы, и Василий все яснее осознавал, что его путь – не в мирской суете, а в служении Богу и людям. Он часто вспоминал свои детские годы с горечью и одновременно с благодарностью: 

«Промыслу Божию угодно было поставить меня в такие условия, чтобы первые лучи моей сознательной жизни и движения моей мысли и сердца... были поражаемы горем и горькими слезами близких... и дорогих мне людей, тяжко страдавших от человеческой грубости, духовной темноты и невежества. И под такими безотрадными впечатлениями прошли... все годы моей юности». 

Эти слова, полные боли и мудрости, рождались в сердце, знавшем истинное страдание.

Его жизненный путь был тернист и полон испытаний. В 1893 году, завершив обучение в Санкт-Петербургской духовной академии и получив степень кандидата богословия, Василий принял монашеский постриг с именем Амвросий. Новая жизнь началась с величественного торжества, где золотые купола и свет свечей окружили его, когда он поклялся посвятить свою жизнь служению Господу. Сразу после этого его назначили заведующим катехизаторским миссионерским училищем на Алтае. Здесь, среди диких, суровых гор и бескрайних степей, он встречал новых людей и обучал их свету христианства, несмотря на все трудности и лишения.

В 1897 году судьба занесла его в дальние края – в сердце Азии, где он возглавил Корейскую духовную миссию в Сеуле. Но его служение в Корее оказалось омрачено. Власти страны, с опасением относившиеся к распространению иностранного влияния, не допустили его до проповеди святого Евангелия. Амвросий стоял у ворот этого древнего города, полных тайн и неизведанного, с сердцем, горящим желанием нести свет Христовой веры, но двери для него остались закрыты. Он вернулся домой, так и не исполнив своей миссии на корейской земле.

И все же время не стерло память о нем. Несмотря на то, что он не смог трудиться на ниве православной миссии в Корее, православные верующие этой страны и ныне почитают его как своего духовного покровителя и основоположника Православия на Востоке, в том числе и в Корее. Его образ витает над этой страной, благословляя немногочисленных, но стойких верующих, и свет его святой души озаряет путь тем, кто идет по его стопам.

В 1901 году он стал ректором Волынской духовной семинарии, где вдохновлял молодых студентов, передавая им свое усердие и мудрость. Его сердце горело желанием служить людям, и 30 мая 1904 года он был хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С этого момента начался новый этап его жизни, полный еще больших вызовов и свершений.

В 1909 году он стал епископом Балтским, викарием Подольской епархии, а в 1914 году – епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. Каждый его шаг был полон борьбы за справедливость и защиту своей паствы. А еще он обличал губернскую администрацию, которая неоднократно вступала с ним в конфликты и строчила жалобы, но его непреклонный дух всегда оставался непоколебимым. Что уж говорить о пьянстве. Владыка переживал за тех, кто поддавался искушению зеленого змия. 

Революция застала владыку Амвросия в Свияжском монастыре Казанской епархии, куда его отправили на покой в 1917 году. Там, среди древних стен монастыря, на правах настоятеля, он продолжал свои проповеди, призывая верующих не поддаваться атеистической агитации и молиться за заключенного императора Николая II. Вокруг него собирались люди, видевшие в нем светоч веры и надежды в это мрачное время. Его проповеди были полны любви к ближним, и, несмотря на преследования, он не сдавался.

20 священномученик Амвросий.jpg
В миру священномученик носил имя Василий Гудко. Фото: vk.com/serafimov_narod

Раздались выстрелы…

Революционные потрясения временно утихомирили следственные действия против епископа Амвросия, словно буря, на мгновение затаившаяся перед новым мощным ударом. Однако вскоре преследования возобновились с еще большей яростью. Свидетельства против него давали монахи с душами, омраченными разгульным поведением и запятнанными воровством монастырского имущества. Владыка Амвросий, как истинный пастырь, строго пресекал их злодеяния, наказывая нарушителей с решимостью и суровостью, достойной его сана.

Дело приняло зловещий оборот, когда один из монахов, подстрекаемый милицией, попытался убить епископа Амвросия. Этот несчастный, попавший в лапы своих низменных страстей, был арестован, но не остановился на этом. Он написал донос, обвиняя владыку в контрреволюционной деятельности. На основании этих лживых обвинений в марте 1918 года Свияжский революционный трибунал провел открытый суд над епископом.

На суде, зал которого был переполнен крестьянами, пришедшими поддержать своего духовного отца, епископ Амвросий произнес пламенную речь: «Виновным себя не признаю ни по одному пункту обвинения. Действовал как пастырь, как внушала мне совесть христианина: ни больше, ни меньше. Однако если бы признали меня виновным, имею одну просьбу: денежному взысканию меня не подвергать, а заключить в тюрьму, потому что денег... у меня нет, а деньги, которые я получаю, принадлежат бедным, которым я их раздаю». Его слова, наполненные искренностью и благородством, тронули судей. Показания свидетелей и поддержка крестьян сделали свое дело: епископ Амвросий был оправдан.

Но тени не отступили. В июле 1918 года епископ Амвросий вновь был арестован, но, по воле высших сил, вскоре освобожден благодаря заступничеству казанских архипастырей, духовенства и верных православных. Возвращение в монастырь стало для него временным облегчением, но угроза все еще нависала над ним. Когда настоятелю предложили уехать, он ответил: 

«Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять».

26 июля 1918 года в монастырь ворвались красноармейцы, намеренные реквизировать излишки хлеба. Игумен Феодосий позже в своем рапорте епископу Чистопольскому Анатолию (Грисюку) сообщал, что епископ Амвросий вышел посмотреть, что происходит. События приняли трагический оборот около 4 часов пополудни, когда его арестовали и повели к городскому собору. Некоторые утверждали, что приказ исходил лично от Льва Троцкого.

После короткого ожидания его отправили на станцию Свияжск, где он провел ночь в вагоне, погруженный в молитву и раздумья. На следующее утро, 27 июля, его вывели в поле недалеко от станции. Келейника отпустили, запретив ему следовать за своим любимым епископом. Свидетели рассказывали, как Амвросий стоял на коленях, с воздетыми к небу руками, молясь, пока для него рыли неглубокую могилу. Когда могила была готова, раздался выстрел, затем еще несколько. Владыка пал мертвым, унося с собой свет веры и надежды. Ему было 50 лет.

Через несколько часов верный келейник нашел тело владыки Амвросия, брошенное лицом вниз, со штыком, пробившим спину насквозь, и вывернутыми при жизни руками. С тяжелым сердцем, но глубокой верностью он похоронил епископа на месте его мученической кончины. В течение следующих 12 лет келейник платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не тревожил место упокоения святого. Место погребения было известно лишь немногим, чтобы избежать неприятностей со стороны большевиков. Так завершился жизненный путь епископа Амвросия, но его свет продолжал гореть в сердцах тех, кто помнил и почитал его подвиг.

Всю свою земную жизнь святой Амвросий, епископ Сарапульский, дарил людям тепло веры и надежды на лучшее. И даже сейчас, когда перечитываешь слова его сохранившейся проповеди, спустя столько лет они откликаются в сердце и наставляют на истинный путь.

«Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда не слышал о них? В этом случае он – дом без ограды, преданный разграблению, или сухой хворост, преданный горению в огне. Когда своеволие юношеской мысли на все кидает тень сомнения, когда сильно тревожат его возбуждения страстей, когда вся душа наполняется искусительными помыслами и движениям, – юноша в огне. Кто даст ему каплю росы для прохлады, или подаст руку помощи, если из сердца не выйдет голос за истину, за добро и чистоту? А он не выйдет, если любовь к ним не поселена прежде. Даже советы в этом случае не помогут. Их тогда не к чему привить…»

20 Икона Амвросия епископа Сарапульского.jpg
Икона Священномученика Амвросия, епископа Сарапульского. Фото: vk.com/sarapulkp

Канонизация в святые

Епископ Амвросий, как бескорыстный служитель и просветитель, посвятил себя Богу. По словам свидетелей его жизни, он неустанно боролся за право людей быть свободными от пороков, порабощающих душу. Приняв мученическую смерть во имя Христа, епископ Амвросий был канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году. Он причислен к лику новомучеников и исповедников российских. Но мощи священномученика пока не обретены. Место его мученической кончины и захоронения до сих пор неизвестны.

Дни памяти

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, память священномученика Амвросия, епископа бывшего Сарапульского и настоятеля Свияжского Успенского монастыря, чтится 9 августа (27 июля) в день его мученической кончины, 17 (4) октября – в день Собора всех Казанских святых, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских (переходящая дата, в 2024 году отмечалась 4 февраля).

Также дни памяти:

23 октября – Собор Волынских святых.

14 июля (переходящая) – Собор святых Удмуртской земли. 

Где можно почтить память священномученика Амвросия?

Считается, что священномученик Амвросий – небесный покровитель Сарапула и всей земли Удмуртской. В Покровском кафедральном соборе г. Сарапула каждую неделю совершается молебен святому. Ежегодно 9 августа здесь проходят торжества в его память.

Также священномученика Амвросия почитают в Татарстане. Он является небесным покровителем Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря.

Обратиться с молитвой к святому можно по любой нужде с искренней и глубокой верой в душе. Иконы священномученика Амвросия можно купить в любом из храмов Сарапула.

Как канонизируют в святые?

  1. Канонизация святых в Русской православной церкви – это сложный процесс, включающий исследование жизни, деятельности и посмертных чудес кандидата на святость. В Удмуртии, как и в других регионах, этот процесс проходит по установленным правилам.

  2. На первом этапе исследуются исторические документы, жития, письма, свидетельства современников, церковные архивы и другие источники. Особое внимание уделяется подлинности и достоверности этих документов.

  3. Затем в епархии создается специальная комиссия по канонизации, которая тщательно изучает все доступные материалы и свидетельства. Комиссия может включать историков, богословов и других специалистов. В Удмуртии тоже существует своя комиссия.

  4. Если на местном уровне кандидат на канонизацию уже почитается как святой, это тоже учитывается. Комиссия исследует, как и когда началось это почитание, какие существуют традиции и обычаи, связанные с именем кандидата.

  5. Документируются и проверяются свидетельства о чудесах, связанных с будущим святым. Это могут быть исцеления, помощь в трудных ситуациях и другие проявления, приписываемые его заступничеству. Исследуется его духовное наследие, вклад в теологию и церковную жизнь, влияние его трудов и проповедей на верующих.

  6. После комиссия представляет свои выводы Архиерейскому Собору Русской Православной церкви, который принимает окончательное решение о канонизации. Важно, чтобы материалы были детально проработаны и аргументированы.

  7. В случае положительного решения проводится торжественное богослужение прославления (чин прославления), которое включает в себя последнюю заупокойную литию по вновь прославленному подвижнику, первую службу в его честь (обычно всенощное бдение или молебен), на которой оглашается акт о канонизации, совершается торжественное изнесение из алтаря иконы нового святого, которой епископ благословляет молящихся, и воспевается величание ему.