В первое воскресенье октября в России празднуют День учителя. Мы все когда-то поздравляли наших педагогов цветами и шоколадом, а заодно благодарили за нелегкий труд. Но бывают преподаватели, которым приходится работать в действительно сложных условиях. Например, Надежда Вахрушева учит детей ИЗО в Ижевской воспитательной колонии. Об отличиях между детьми из обычной школы и осужденными подростками, а также о тонкостях работы с ними Надежда рассказала IZHLIFE.
Досье
Надежда Вахрушева
- Возраст: 59 лет
- Семейное положение: вдова
- Образование: высшее, окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт
- Хобби: внуки, рисование
- Как пришла в профессию: «Все мои родственники любили рисовать: дядя – художник, сын, внучка… Наверное, у нас тяга к искусству – это семейное»
Не знает, по какой статье сидят ученики
Школа в Ижевской воспитательной колонии занимает только один этаж большого здания: учеников всего 50. Раньше она имела статус вечерней, теперь – общеобразовательной. Здесь даже можно сдать ЕГЭ. Как и в обычной школе, после звонка здесь слышится гул и топот (спешат на второй завтрак). Как и в обычной школе, здесь есть разные кабинеты для разных классов. Вот только учеников мало.
Мы подходим к кабинету ИЗО и видим выставку рисунков осужденных. Почему-то больше всего удивляет портрет Достоевского – тяги к литературе у малолетних нарушителей закона я совсем не ожидала.
Заходим в кабинет ИЗО. Было страшновато: я ожидала встретить наглых подростков, которые хамят учителям и не желают учиться. Вместо этого – небольшая группа старшеклассников, с энтузиазмом разбирающих материал и распечатанные картинки. Сегодня на уроке – мастер-класс по живописи шерстью. Я тоже беру картинку с изображением Фудзиямы и заготовку. А потом удивляюсь снова: мастер-класс проводит один из учеников, а не учитель Надежда Петровна. Преподаватель вмешивается в процесс только изредка, чтобы помочь с деталями или что-то объяснить.
«Сначала мы оформляем фон. Его нужно закрыть полностью, поэтому не стесняйтесь брать побольше шерсти», – с видом знатока объясняет мне мальчик.
Я делаю это впервые, и у меня вместо Фудзиямы получается нечто абстрактное. Смотрю на работы ребят – очень красиво.
«Потом мы закроем это стеклом, и вид станет совсем другим», – успокаивают меня новые «одноклассники». Я не спрашиваю, за что они здесь оказались, – боюсь лишний раз травмировать. Надежда Вахрушева потом рассказала мне, что тоже никогда не заговаривает с учениками об этом: она старается относиться ко всем без предвзятости. Если знать, по какой статье они сидят, доверительные отношения выстроить будет сложнее.
Пока мы делаем картины, Надежда Петровна показывает мне другие работы своих учеников: куклу из джута, плетеные корзинки… Педагог рассказывает, что они с ребятами работают в разных техниках. Были даже мальчики, которым нравилось вязать крючком или вышивать крестиком.
В этот момент наша компания редеет: одного из подростков зовут на репетицию – готовиться к конкурсу среди воспитательных колоний.
«Мы постоянно участвуем в мероприятиях, отправляем рисунки на выставки. Для них это престиж, они радуются, когда получают грамоты. Ведь раньше у них никогда такого не было. А заодно это влияет на условно-досрочное освобождение», – делится учитель.
А в конце урока ученики организуют выставку. Около доски ставят парту, а на нее – все, что успели сделать на занятии. После звонка мальчики бегут на следующий урок.
«Мама увидела картину ребенка и расплакалась»
Надежда Вахрушева не может объяснить, почему выбрала работу в колонии. Всю жизнь мечтала «работать в милиции», но откуда взялось это желание, она не понимает. На какое-то время она даже устроилась в комиссию по делам несовершеннолетних. Но о работе вскоре пришлось забыть: вышла замуж за военного.
Много лет Надежда была учителем ИЗО в общеобразовательной школе, а потом предложили работать в воспитательной колонии. Мечта о работе с трудными подростками сбылась – уже пять лет Надежда Вахрушева учит осужденных прекрасному.
«У меня у самой два сына, и этих ребят мне просто жалко. Хочется, чтобы они вышли на свободу, не забросили заниматься творчеством, учились дальше», – признается педагог.
В колонии оказалось работать отчасти даже легче. В обычной школе дети часто не хотят заниматься, а здесь на ИЗО в старших классах ходят добровольно – поэтому дети более мотивированные. Есть еще и кружки. Из колонии, где 50 осужденных, к Надежде Петровне записались 20 человек. Для них искусство – своего рода арт-терапия. Бывали даже случаи, что дети оставались на лишнее занятие у Надежды Петровны, лишь бы не идти, например, на математику. Это случается крайне редко, поэтому подросткам идут навстречу и дают им прийти в себя на уроке ИЗО.
А многим просто интересно попробовать себя в творчестве.
«У меня был мальчик, который ни разу даже не видел кисть. По возрасту – одиннадцатиклассник, но учится в восьмом. Не расспрашивала, почему так произошло, но он мне признался, что раньше просто не ходил в школу. Я считаю, что во многом в подобных ситуациях виноваты родители», – говорит учитель.
Иногда дети просят у преподавателя материалы и забирают в отряд: говорят, что все равно по вечерам делать нечего. А еще ученики старательно готовят поделки к праздникам: Дню учителя, Дню матери, 8 Марта… Когда к ним приезжают родители, из поделков и рисунков организуют выставку.
«Был у меня один мальчик, который не ходил в школу. К нему однажды приехала мама, увидела его работу и расплакалась. Сказала, что он раньше не знал даже, что такое карандаш, а оказывается, он умеет делать потрясающие картины», – вспоминает учитель.
Блиц
– Отслеживаете ли судьбу своих воспитанников?
– У нас много ребят из других регионов, и их контактов на свободе не остается. Поэтому об их дальнейшей жизни узнаю, только если случайно встречаемся на улице, или по слухам.
– Бывают ли случаи, что дети снова попадают в колонию?
– Да, бывает, что потом они возвращаются. При этом хочется, чтобы на свободе они продолжали учиться, заниматься творчеством. Но потом все равно с некоторыми снова встречаюсь здесь. Или был у меня талантливый мальчик. Я надеялась, что он освободится, он планировал пойти в Монтажный техникум. Но почему-то не сложилось.
– Есть ли успешные ученики?
– Да, бывает и такое. В этом году один молодой человек сдал ЕГЭ по русскому языку на 92 балла. При зачислении в университет был третьим в списке. Он поступил, у него все хорошо.
– Есть ли ограничения по использованию инструментов и материалов в колонии?
– Да. Например, ножницы выдаются на занятии. Каждая пара отмечена маркировкой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Следователь из Ижевска: «Вызывали на работу во время новогоднего поздравления президента»
«Радуюсь, если дети высказывают противоположное моему мнение»: откровения учителя истории из Ижевска