18 января 1956 года состоялась первая премьера малоизвестной пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» (0+), но в честь даты мы обратимся к экранизации Марка Захарова, которая по-настоящему прославила историю Медведя и Волшебника. Что общего между Томом Крузом и Александром Абдуловым, на какие уступки Захаров пошел ради Леонова и как режиссер выказал уважение Джеймсу Бонду – читайте в материале.
Перерождение чуда
По сюжету, остепенившийся Волшебник из шалости превращает медведя в прекрасного юношу. Но когда его поцелует прекрасная принцесса, заклятие спадет – и он снова станет зверем.
1956 год. Евгений Шварц писал пьесу, которая ляжет в основу фильма, 10 лет. Она была его признанием в любви жене Екатерине. И накануне премьеры в Московском театре-студии киноактера он получил телеграмму со срочным требованием. Режиссер Эраст Гарин просил изменить название. Тогда история называлась «Медведь» и, скорее всего, постановщик не хотел, чтобы спектакль ассоциировался с «Медведем» Чехова. Гарин ставил ранее и его, только в Акимовском театре.
Шварц на просьбу ответил списком названий: «Послушный волшебник», «Непослушный волшебник», «Безумный бородач» и «Обыкновенное чудо». Последнее утвердили.
«18 января 1956 года. Сегодня подходит к концу моя тетрадка. Сегодня Крещение. Сегодня в Москве премьера «Обыкновенного чуда», он же «Медведь», и я не знаю, как пройдет...», – написал Шварц на следующий день в своем дневнике. Спектакль полюбился как взрослым, так и детям, а критики позже назовут его «гимном любви».
В 1958 году Шварц скончался из-за инфаркта. Его жена навела порядок в архивах, издала пьесы и через пять лет ушла вслед за супругом. А гимн любви продолжил жить – и переродился в фильм.
Безуспешное чудо
Первая экранизация вышла в 1965 году. Режиссерами стали те же люди, которые занимались постановкой – Эраст Гарин и его жена Хеся Локшина. Картина получилась крепкой, но популярности среди зрителей не сыскала. И позже «чудо» в безуспешном статусе добралось до Марка Захарова.
В 1978 году режиссер «Того самого Мюнхгаузена» (0+) и «Убить дракона» (12+) получил предложение о съемках для телевидения. Жанр – сказка. Первоисточник – пьеса Шварца. Ни один из пунктов Захарова не зацепил: материал казался ему скучным, а экранизация Гарина не производила впечатления. Но все же режиссер согласился из-за желания собрать команду мечты и сделать историю музыкальнее.
Обыкновенное, но чудесное
Актерский состав
В советское время процедура фотопроб была обязательна для всех актеров. Даже если режиссер уже знал, кого хочет взять на роль, кандидатуры все равно шли на оценку в худсовет. Из-за этого Захарову пришлось отстаивать роль Александра Абдулова.
Изначально роль Медведя придержали для Александра Збруева. Но актеру было попросту неинтересно работать с образом. Второй кандидат – тоже Александр, но уже Курепов, отказался от съемок, потому что на тот момент жил в Париже и служил в театре «Comédie-Française». Кстати, это единственный репертуарный театр Франции, который финансирует правительство.
А роль Медведя дождалась тем временем своего настоящего Александра – Абдулова. Тогда еще совсем молодой актер грезил совместной работой с уже почетными коллегами, но сомневался в себе. «С удовольствием, потому что все равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский», – ответил Абдулов на предложение проб. Костолевский и правда пробовался на роль заколдованного зверя, но Марк Захаров все же отстоял Абдулова.
Помимо симпатичности от природы, исполнителю роли Медведя нужна была и ловкость от каскадера. Например, герой должен был гнать лошадь до арки, затем прыгнуть, зацепиться за выступ, подтянуться и залезть в окно. Захаров предупредил Абдулова о предстоящих трюках. А актер хотел выглядеть выигрышно и заверил, что дублер не понадобится. В итоге лошадь протащила его по земле несколько метров, прежде чем остановиться.
Как позже выяснилось, Абдулов сделал все, что требовалось, но в последний момент забыл, что ноги нужно достать из стремян – в них и запуталась одна нога. Впрочем, актера это не отпугнуло. После неудачного дубля он снова, как полагается Тому Крузу советского разлива, повторил трюк самостоятельно. Уже удачно.
Олег Янковский – очевидный и излюбленный Захаровым актер. Для образа Волшебника он перемерил кучу нарядов, пока ему не нашли ту самую вязаную кофту, рубашку с рюшами и водолазку с воротом. По задумке, в них он должен был выглядеть, что называется, по-домашнему. А за бороду нужно благодарить гримеров. Они буквально по волоску отстраивали покров на подбородке и щеках актера.
Перед съемками у Янковского случился сердечный приступ, из-за чего начало работы сдвинули. Но Захаров не расстраивался, потому что, как он говорил самому актеру в больнице: «Мне нужны только вы, мы будем ждать». Олег Иванович оценил жест и позже говорил, что именно Волшебник проложил ему путь и до Мюнхгаузена, и до Дракона, и до Свифта.
Роль принцессы была проблемной – Захаров никого в ней не видел. Среди кандидаток на пробах были Евгения Глушенко, Лариса Удовиченко, Марина Яковлева, Вера Глаголева и, наконец, Евгения Симонова. Последнюю, как вы понимаете, и утвердили.
Съемки у девушки проходили тяжело и без всяких трюков. Например, когда команда снимала сцену в песчаном карьере города Люберцы (остальное снимали на студии «Мосфильма»), Симонову по пояс затянул мокрый песок. Абдулов вытягивал ее, но в итоге и сам уходил в песок за коллегой. Тогда обоих спасли только дежурные огнеборцы.
Еще одна история случилась с кандидатурой Леонова. Актер хотел сниматься у Марка Захарова, но душой хотел в отпуск. Тем более, тогда ему сулили отдых в Германии. Леонов был согласен на любое расписание, но съемочный период не должен был превышать 10 дней. На том и порешали.
К составу присоединились уже без особых неурядиц Андрей Миронов, Ирина Купченко, Екатерина Васильева и многие другие. Как будет выглядеть картина, стало яснее, но как звучать – оставался вопрос.
Музыка
Марк Захаров изначально видел в «Обыкновенном чуде» потенциал мюзикла. И ради плодовитых трудов позвал давних знакомых – Геннадия Гладкова и Юлия Кима. Только второму пришлось работать под именем Ю. Михайлова из-за немилости в то время.
Для картины написали шесть песен, пять из которых прозвучали на экране. А шестая – песня охотника в исполнении Боярского, вышла уже только на пластинке. Устами героев пели также Лариса Долина и Леонид Серебренников. Отличился только Миронов – все пел самостоятельно.
Через музыку Захаров также хотел выказать уважение любимому композитору Джону Барри. Британский музыкант подарил заглавную тему фильмам о Джеймсе Бонде и, сам того не зная, частично «Обыкновенному чуду». В самом начале фильма и далее – лейтмотивом звучит его мелодия для агента 007, только в иной аранжировке.
Декорации
«Обыкновенное чудо» – картина дефицитных времен. Поэтому в ход шло все, что оказывалось под рукой. Как вспоминает художник фильма Людмила Кусакова, знаменитые часы в доме Волшебника, летучий корабль с шаром и многое другое пришлось делать из мусора.
Смекалка декораторов родила эклектику стилей, которая и обеспечила некую инородность атмосферы, сделала ее магической. А вместе с тем получилось совместить эстетику романтизма, Средневековья и современных на тот момент 70-х.
Итог
Когда съемки закончились, Захаров переживал, что цензура покрамсает ленту. Но под ножом оказалась только реплика Министра-администратора о стареющем корольке. Комитет предотвратил возможные ассоциации с Брежневым.
В помойку (не ту, где нашли декорации) могли отправить и песенку о бабочке, которая крылышками «бяк-бяк-бяк-бяк-бяк». Но ее исполнитель Миронов был любимцем проверяющих, поэтому эпизод обошли стороной.
Так из обыкновенных вещей со свалки, рисков, на которые шли актеры и режиссер, любви к делу и людям «чудо» снова переродилось в некогда просто новогодний хит, после – в настоящую киноклассику. А гимном любви звучит и ныне.
Фильм доступен на Кинопоиске.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Как снимали «Иронию судьбы» (12+) и почему такое пессимистичное кино стало самым новогодним
- История съемок фильма «Москва слезам не верит» (18+) и ответ на вопрос: осталась ли Катерина с Гогой после титров?
- Запрет Булгакова, отказ Никулина и пробы Ротару – из чего сложилась комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (6+)