В этом году Владимиру Меньшову могло бы исполниться 85 лет. В память о режиссере журналист IZHLIFE расскажет, как создавался его оскароносный фильм «Москва слезам не верит» (18+), почему режиссера не пустили за наградой, как на картину отреагировал Брежнев, а вместе с психологом Ксенией Матур разберем психологический портрет неоднозначного персонажа фильма – Гоги (он же Гоша, он же Жора, он же Юра).
Москва не сразу строилась
Конец 70-х. Сценарист Валентин Черных участвует в конкурсе лучших фильмов о столице. И его сценарий «Дважды солгавшая» занимает гордое… третье место. Гордое, потому что первые два вообще никому не достались – не нашли достойных.
Дальше история на бумаге оказалась у Владимира Меньшова, который счел 60 страниц попросту неинтересными. Да и тогдашний сценарный авторитет среди киноделов Ян Фрид холодно оценил работу Черных. И все же историю взяли в работу – Меньшова зацепил ход со скачком на 20 лет вперед. Но материал нуждался в доработках, поэтому будущий режиссер взял дело в свои руки.
По итогу объем сценария перевалил за 90 страниц, в истории появились новые герои, сюжетные линии и локации. Вместо дипломатического приема девушки пошли на фестиваль французского кино, а прием избирателей превратился в клуб знакомств, где героиня Лии Ахеджаковой предлагает Екатерине для замужества кандидата 53 лет.
«Дешевая мелодрама»
Настало время кастинга. Анастасия Меньшова, Жанна Болотова, Ирина Купченко, Маргарита Терехова – все отказались от роли Катерины. И если последняя предпочла быть Миледи в «мушкетерах» Юнгвальд-Хилькевич, то остальных проект просто не заинтересовал.
Наталья Сайко прошла пробы, но в паре с уже утвержденным Баталовым (Гогой) не смотрелась. А вот Вера Алентова, которую подыскали специально для интеллигента-слесаря, стала точным попаданием.
На Меньшова посыпались разного рода обиды. Одни оскорбились предложенными ролями, другие – за то, что не прошли. Например, Галина Польских недоумевала, как Меньшов мог увидеть ее в роли Антонины, а Нина Русланова – как она могла не пройти пробы.
Огонь в масло подливали некоторые члены съемочной группы, которые относились к работе, как к производству «дешевой мелодрамы» с излишком постельных сцен и низкой моралью.
Реакция Брежнева и оскароносный успех
1 апреля 1980 года Владимир Меньшов проснулся от телефонного звонка – его звали в Госкино. Тогда отзыв директора Мосфильма Сизова оказался пророческим. Незадолго до новости об Оскаре тот сказал: «А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем».
Если на приеме картины худсовет Мосфильма еще как-то сдержанно высказывался о фильме и в приватных разговорах просил Меньшова подправить тут да там, то после реакции Брежнева любой подобный вопрос был снят – вождь был в восторге.
Но за статуэткой режиссера все равно не выпустили. Причиной стали доносы коллег.
- Донос №1. За высказанное удивление, почему отставка второго человека в стране (речь про Николая Подгорного) прошла без объяснений.
- Донос №2. За высказанное удивление количеству продуктов в заграничном магазине.
По итогу все палки в колесах производства стали спицами, и история трех подруг, грезящих столицей, все же поимела призы и народную любовь.
Он же Гога, он же Гоша, он же абьюзер
Персонаж Гога стоит отдельного обсуждения – кто он, мужчина мечты каждой советской женщины или прообраз современных абьюзеров? Такие споры развернулись вокруг картины в последние несколько лет, в период повального увлечения психологическими аспектами знаменитостей. Во время кастинга роль интеллигентного слесаря тоже считалась проблемной. В кандидатах были и Вячеслав Тихонов, и Олег Ефремов, и Леонид Дьячков, но все мимо. У Меньшова даже была мысль сыграть самому, но фильм «Дорогой мой человек» (0+) с Алексеем Баталовым открыла режиссеру нужное лицо.
Сценарий не впечатлил актера, да и сам он не видел себя в роли Гоги. Но позже все-таки согласился. И мы получили одного из самых неоднозначных персонажей советского кинематографа.
Несмотря на обаяние персонажа, нужно признать, что Гога с первых минут знакомства нарушает личные границы, пассивно пытается унизить и не уважает мнения других. Как отмечает психолог Ксения Матур, он и не интересуется личностью своей женщины (он до последнего не знал, кем даже она работает), но сразу после знакомства захватывает власть над ее временем, мнением, жизнью и указывает, как жить Катерине и ее дочери Александре.
Стремление Гоги быстрее заключить брак (он дает Катерине пять дней) – еще один признак абьюза. Его цель – заполнить все собой. А брак, как ничто другое, поспособствует этому: сотрет границы, ограничит общение, даст больше контроля.
– А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я – мужчина, – знаменитая реплика Гоги, которая, казалось бы, должна показать его как самодостаточного мужчину, отражает не то, что хочет продемонстрировать персонаж. Самодостаточность Гоги валится как карточный домик.
Вспомним одну из больных тем, которая затрагивает его – вопрос статуса. Когда Александра спросила его о заработке, герой резко ответил: «Да уж как-нибудь побольше твоей матери». Но когда выяснилось, что Катерина превосходит его по должности и зарплате, Гога просто сбежал. Его не устраивает, кем он работает и сколько получает, но менять что-либо он тоже не хочет. Поэтому и повышает свой статус за счет принижения других.
Психолог считает, что у отношений Катерины и Гоги есть два варианта развития:
- Екатерина имеет травму ненужности и брошенности мужчиной (вспомните, как ее беременную бросил Родион). Если копнуть глубже, скорее всего, и отца у нее не было либо он отсутствовал. Поэтому она может и дальше терпеть безразличное и подавляющее отношение Гоши к себе, раствориться только в нем.
- В какой-то момент ей надоест испытывать вину и стыд за свой успех, статус и заработанные деньги. Она поймет, что с Гошей загонит себя в рамки и из-за него станет меньше, чем она есть на самом деле. И после озарения разорвет отношения.
Примечательно, что в обоих вариантах все зависит от Екатерины. Но это уже тема для отдельного разговора.