Top.Mail.Ru
30 декабря 2024 12:00
Кино и сериалы

История съемок фильма «Ирония судьбы» или как из Нового года в бане получился шедевр

Почему пессимистичное кино стало самым новогодним

Фото: imdb
Фото: imdb

Трудно поверить, но знаменитый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» (6+) вышел в кинотеатральный прокат 16 августа 1976 года. В этом материале журналист IZHLIFE разобрался, как картина Рязанова добралась до телеэкранов и при своем пессимизме завоевала главное место в новогодней сетке вещания. 

 «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…»    

Так называлась пьеса Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. У авторов был общий знакомый, который после дружеских посиделок в бане поехал на годовщину свадьбы к друзьям. Там он прилично «накатил», после чего один товарищ решил его не менее прилично разыграть. Шутка довела безымянного приятеля до другого города вместе с 15 копейками в кармане и джентльменским набором: веник, портфель и перегар. Так один новогодний курьез и стал основой для будущего материала.

Только «первоисточник» слегка изменился из-за авторского замысла, советской тенденции и новогоднего чуда. Рязанов и Брагинский хотели высмеять особенности типовой застройки и схожесть быта. Поэтому Лукашин в фильме уверен, что он у себя дома даже в Ленинграде. Но в СССР пьяница главным героем быть не мог, поэтому все промилле в крови – вынужденная доза по случаю праздника. Что касается перелета, то поезд решили заменить на самолет, чтобы алкогольные пары не выветрились до конечной остановки. А то, что по чужому билету пропустили на рейс – так это просто новогоднее чудо!

image1.jpg
Кстати, пассажира рядом с главным героем сыграл сам Рязанов. На проверке дубля он впервые заметил, что у него проступает лысина, из-за чего расстроился и вызвал гримеров на ковер: «Почему у меня не пойми что на голове?». Фото: Кинопоиск

Тихо! Идет съемка

Когда режиссер пришел на «Мосфильм» с идеей экранизировать спектакль, ему отказали из-за риска «пропаганды пьянства». А «Гостелерадио», наоборот, дало добро, предложив формат двухсерийного телефильма, который в СССР встречался куда чаще одноактных картин. И снимали по итогу – все равно в студии того же «Мосфильма».

Процесс запустился в марте 1975 года и закончился в середине лета. Согласитесь, не самый лучший период для съемок фильма про Новый год. Поэтому сцены в бане снимали в начале мая. Снег замещали ватой и пенопластом, вьюгу имитировали ветродуями и бумагой – выкручивались, как могли. 

Когда очередь дошла до квартир Жени и Нади, снимали все в одних декорациях. А для хоть каких-то различий переставляли мебель и добавляли бытовых мелочей. А сами новостройки снимали в Москве почти что на той самой Третьей улице Строителей. Эту улицу, конечно, еще в начале 60-х переименовали в честь Марии Ульяновой, но зато совсем неподалеку, на проспекте Вернадского, как раз к съемкам закончилась застройка домов по экспериментальному проекту. Поэтому и «почти что».

image3.jpg
Кстати, на дом, в котором проходили съемки, периодически вешали табличку с изображением Мягкова и Брыльской – периодически, потому что фанаты ее каждый раз воровали. Фото: Кинопоиск

Теперь поговорим об актерах. Роль Жени Лукашина досталась Андрею Мягкову, хотя на нее претендовал и Андрей Миронов. Только вот режиссер видел его Ипполитом. Но настоящая бойня была, конечно же, за роль Нади: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова и многие другие претендовали на место. Рязанова еще очень долго уговаривали взять на роль Алису Фрейндлих, но все решила польская мелодрама «Анатомия любви» (16+). Эльдар Александрович вспомнил оттуда героиню Барбары Брыльской и понял, кто ему нужен в кадре.  

image4.jpg
Так Барбара Брыльска выглядела в фильме, который вспомнил режиссер «Иронии судьбы». Фото: Кинопоиск.  

Режиссер позвонил в Варшаву и отправил актрисе сценарий. Барбара вылетела на кинопробы в Москву и отмела все сомнения в своей кандидатуре. 

Девушка была одним из самых педантичных работников на съемочной площадке: приходила всегда вовремя, реплики отскакивали от зубов. А вот подход коллег она, мягко говоря, не понимала. Взять того же Ипполита в исполнении Юрия Яковлева: актер удивлял ее тем, что импровизировал, либо, как и многие, забывал роль. Омерзение от заливной рыбы и радость «тепленькой» воде – чистый экспромт. Последнее, кстати, оказалось еще и чистой иронией актера – из того душа вода лила ледяная. Поэтому дубль обошелся ему в несколько дней с насморком и застуженным горлом. 

«Картина про похождения пьяного доктора стране не нужна»

1 января 1976 года фильм впервые показали по телевидению. И второй исключительный раз – 7 февраля, потому что в студию канала поступали просьбы о повторном показе. А уже 16 августа вышла кинотеатральная версия, на полчаса короче телевизионной.  

В 1977 году «Иронию судьбы» выдвинули на премию. Но члены комитета описали «С легким паром!» как «картину про похождения пьяного доктора», которая «стране не нужна». Поэтому наградой дело и не пахло, однако система тайного голосования развязала руки поклонникам, коими оказались… все члены комитета. Поэтому голосование закончилось в пользу фильма и Рязанова. 

Больше, чем театр 

image5.jpgДля съемок банной сцены, актеры принесли настоящую водку, чтобы отметить заодно день рождения Белявского. Поэтому к третьему дублю Рязанов их рассекретил и понял, что «Они же пьяные!». Фото: kinoafisha.info 

Вопреки заблуждению, что работа Рязанова стала сразу же новогодним хитом, есть статистика показов. В СССР со дня первого выхода в эфир, картину показывали всего пять раз – в 1976, в 1979, в 1983, в 1989 и в 1991 году.

Многие забывают, что успех «Иронии судьбы» начался еще до того, как она стала фильмом. «Однажды в новогоднюю ночь» показывали в театрах по всей стране с начала 70-х гг. Пьеса не требовала большого актерского состава или разнообразных декораций, поэтому любой театр мог ее показать. К тому же это была комедия на актуальную тему типовых застроек, поэтому любой зритель ее мог смотреть и получать удовольствие. Итого: мы имеем фильм именитого режиссера, который снял все по своей пьесе, подходящей по духу и идее максимально широкой аудитории. Отсюда и успех. 

Но театральная версия отличается от кино. В театре даже был уходяще-приходящий персонаж ведущего, который влиял на сюжет на равных правах с главными героями, и все это принимали. Кино же ушло больше в реализм и, что называется, тоску. Разбираемся, почему произведение одного автора трансформировалось не только по форме, но и по настроению.  

Особенности новогодней традиции 

image6.jpg
Фото: imdb

1975 год – почти что экватор застоя, тогда фильм и находится в производстве. Быт людей складывается по принципу «все стабильно аж до гробовой доски». И реплика Ипполита о том, что «в нас пропал дух авантюризма» слышится как межстрочная критика брежневского периода. Позже она станет откровеннее и шире в «Гараже» (12+) того же Рязанова. 

И первое время «Ирония судьбы» была этаким воспоминанием об эпохе, когда люди стремились к романтической мечте, из-за чего история Лукашина и грела душу. Он и Надя не соединили жизнь с нелюбимыми, а наперекор мрачной стабильности решились на авантюрную любовь (продолжение с Хабенским нам говорит о другом, но давайте его не будем брать в расчет). Поэтому десять с чем-то лет фильм с тоской в основе «развлекал» зрителей. 

Но нынешняя частота показа уже связана не с письмами в «дорогую редакцию», а стихийным телевизионным явлением. Каналы делают ставку на закупленные советские фильмы и крутят их каждый год только последние два десятилетия с надеждой сыграть на ностальгии. 

Но, как показал недавний опрос социологического центра «Вебер», 32% опрошенных выступают за то, чтобы «Иронию судьбы» вообще перестали показывать. При этом чуть меньше половины все равно считают, что этот фильм – традиция (пусть и устаревшая). А другой опрос показал, что «С легким паром!» при всех раскладах удерживает звание самого новогоднего (58%). 

Если сравнивать выходы новогодних фильмов в России и СССР, то мода на уже привычное для нас праздничное вещание появилась сравнительно недавно. В Советском Союзе лидеры нынешней телесетки в новогоднюю ночь показывались по 1-2 раза. Взглянем подробнее на статистику показов в период 1966-1991 гг:  

  • «Карнавальная ночь» – 1 раз в эфире (но 24 раза за период с 1991-2015)  

  • «Чародеи» – 2 раза (но 15 раз за период с 1991-2015)  

  • «Табачный капитан» – 2 раза 

  • «Стоянка поезда – две минуты» – 2 раза

  • «Жизнь и приключения четырех друзей» – 2 раза

  • «Обыкновенное чудо» – 2 раза

  • «Иван Васильевич меняет профессию» – 2 раза (но 22 раза за период с 1991-2015)  

  • «Ах, водевиль, водевиль…» – 2 раза

  • «Эта веселая планета» – 3 раза

  • «В ожидании чуда» – 3 раза

  • «Ирония судьбы, или С легким паром!» – 5 раз (но 22 раза за период с 1991-2015)  

Как видите, репертуар сменился, а многие тогдашние новогодние фильмы забылись вовсе. Нынешние же стали новогодними по веянию тенденции телевидения: 33 года подряд в одно и то же время мы смотрим одни и те же картины, иногда даже не связанные с праздником. Очевидно, они просто закрепились в нашем сознании за периодом, в который их крутят. И вот, столько лет подряд мы вместе с Женей Лукашиным и его друзьями каждое 31 декабря ходим в баню. Когда-то ходили за романтической мечтой, а ныне – на автоматизме.