17 сентября 1973 года вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (6+). В честь этой даты IZHLIFE изучил историю создания знаменитой комедии и ее закулисные факты.
Рукописи не горят
Так одна из пьес Михаила Булгакова «Иван Васильевич» и задышала в сценарии Гайдая. Сюжет практически идентичен истории из фильма. Инженер создает машину времени, из-за которой происходит рокировка Ивана-управдома и Ивана-царя.
Изначально писатель хотел написать о перемещениях из 1930-х аж в XXIII век. Но руководство мюзик-холла расторгло с ним договор, пока он работал над пьесой (около года), а Театр сатиры хотел видеть, как писала Елена Булгакова в своем дневнике, «какую-то смешную пьесу с Иваном Грозным, с усечением будущего». Взгляда в прекрасное далеко не состоялось – пришлось работать с царем. Только из-за репутации Булгакова пьесу запретили, а публиковать начали уже после его смерти – в 1965 году.
«Говорят, царь ненастоящий», или кто еще метил на роли
А история фильма, как всегда, начинается с гримерки. Мы так привыкли к двойным порциям оливье и Юрия Яковлева в Новый год. Но изначально на трон метили другие – Георгий Вицин, Евгений Лебедев и Юрий Никулин.
Под последнего Гайдай и писал первый вариант сценария, но актер отказался. После прочтения он решил, что год съемок пройдет впустую, а фильм так и останется на полке. Но совсем без Никулина фильм не обошелся – песня про зайцев в его исполнении звучит в картине на фоне. Эта версия исполнения взята как раз из «Бриллиантовой руки» 1969 года.
На роль Зины же пробовались по удивительному стечению обстоятельств сразу три Натальи – Селезнева, Гундарева и Гвоздикова. Но роль досталась, как мы знаем, первой. И пока мы далеко не ушли от жены Шурика, расскажу про «январскую вьюгу».
Знаменитую песню в фильме исполняет Нина Бродская. Но на переозвучку пробовалась и София Ротару. Только ее низкий голос не вписался в комедийный ключ картины.
А вот Жоржем Милославским могли стать Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко и Георгий Бурков.
«Врешь, собака!», или что с фильмом сделала цензура
Из-за цензурирования Леониду Гайдаю пришлось переозвучивать фильм в нескольких эпизодах. Одним из таких стал пир. Когда Бунша интересуется, кто будет платить за банкет, Милославский отвечает: «Ну, во всяком случае, не мы». По первоначальному замыслу Гайдая, ответом должно было стать: «Народ, народ, батюшка».
Вторым эпизодом, который пришлось переозвучивать, стал допрос Ивана Грозного. Вместо знаменитого места жительства – «палат», царь должен был сказать: «Москва – Кремль».
Под нож попала сцена, когда Иван Грозный в квартире Шурика жарит котлеты в спортивном костюме. Такой образ сочли за издевательство над Иваном Грозным.
Убрали и крупный кадр ручки, которую Милославский дарит послу. На письменной принадлежности красовалась голая женщина, а тогда подобного показывать было нельзя.
«Граждане, храните деньги в сберегательной кассе!»
По некоторым данным, сам Гайдай получил за фильм 18 000 рублей. Масштабы по тем временам совсем немаленькие, что стало одной из причин закрытия творческого объединения «ЭТО». Изначально оно задумывалось как экспериментальный опыт коммерческого кинематографа.
По другим данным, режиссер получил 7948 рублей, 2000 из которых шли за работу над сценарием. Что касается актеров, то их тоже старались не обделить:
- Юрий Яковлев (Иван Грозный и Бунша) – 4350 руб.
- Леонид Куравлев (Жорж Милославский) – 2312 руб.
- Александр Демьяненко (Шурик) – 1663 руб.
- Савелий Крамаров (дьяк Феофан) – 1129 руб.
- Михаил Пуговкин (Яков) – 788 руб.
- Владимир Этуш (Шпак) – 630 руб.
- Наталья Селезнева (Зина) – 362 руб.
- Наталья Крачковская (жена Бунша) – 347 руб.
- Сергей Филиппов (посол) – 258 руб.
- Наталья Кустинская (актриса) – 168 руб.
- Анатолий Подшивалов (лейтенант милиции) – 139 руб.
- Нина Маслова (царица Марфа) – 101 руб.
А закончим статью вариантом концовки, в которой зритель все-таки узнает, что стало с обаятельным аферистом Жоржем Милославским.
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» доступен на Кинопоиске.