В декабре 1928 года в Ижевске приступили к разработке первых образцов отечественного мотоцикла «Иж-1». Конструктором стал Петр Можаров. Гениальный изобретатель, большой чудак, любимый муж, человек с трагической судьбой – собрали интересные факты про первого ижевского байкера и отца отечественных мотоциклов «Иж».
Родился не в Ижевске
В октябре 1888 года в селе Саюкино Тамбовской губернии в семье потомственного дворянина родился Петр Можаров. Его отец Владимир служил у своего брата – был управляющим его спиртовым и деревообделочным заводов. Маленький Петя частенько бывал в производственных цехах, что, возможно, и вызвало у него в дальнейшем тягу к изобретательству.
После окончания церковно-приходской школы, Петр поступил в Тамбовское реальное училище.
В 1910 году Петр уехал в Германию, учился в университете. Именно за границей он приобрел свой первый мотоцикл немецкого производства и влюбился в железных коней раз и навсегда!
Там же в Германии Можаров увлекся гиревым спортом, освоил управление автомобилем и моторным катером, научился летать на легкомоторных самолетах.
В 1914 году после успешного окончания университета он вернулся на родину.
Построил аэроплан
В 20 лет Петр Можаров впервые заявил о себе, как о талантливом конструкторе. Он вместе со своими двоюродными братьями построил глиссер (быстроходное судно, скользящее по воде) с четырехцилиндровым двигателем водяного охлаждения мощностью 60 л.с., на котором они плавали на ближайших к родному селу реках. А зимой сконструировал аэросани – аппарат на трех лыжах, с мотором и пропеллером от глиссера.
После возвращения с учебы в Германии Петр сконструировал и построил свой самолет, который назвал «Проба». Это был трехместный низкоплан с коробчатым фюзеляжем, обшитым фанерой, с крыльями, обтянутыми тканью и покрытыми лаком. Конструктор не только сам летал на своем изобретении, но и катал всех желающих жителей села.
Построив самолет, Можаров прославился на всю губернию. В 1915 году его приняли на работу инженером-теплотехником на Тамбовский пороховой завод. Чуть позже он становится главным механиком, участвует в техническом перевооружении производства. На заводе инженер-изобретатель получает свое первое авторское свидетельство.
Выдвинул идею выпускать мотоциклы
В декабре 1924 года вместе с семьей и матерью Можаров приезжает в Ижевск и поступает на работу на Ижстальзаводы, входившие в то время в Ружейно-пулеметный трест. В июне 1925 года его перевели в отдел оздоровления на должность старшего инженера – до весны 1927 года он занимался реконструкцией теплового хозяйства обоих заводов.
Весной 1927 года Можаров подал идею вместо велосипедов организовать выпуск мотоциклов на ижевских заводах. Также предлагал отправить специалистов в Германию и США, чтобы изучить их опыт по производству «железных коней» и создать свой вариант.
«Ни одна из западных машин, в конечном итоге, не подходит из-за русских дорог, – уверял тогда Можаров. – Поэтому создание мотоцикла, приближающегося к русским условиям – задача неотложного порядка... Если за границей десятки километров едешь, не держась за руль, то на наших дорогах на расстоянии 10 км затрудняешься отнять от руля руку, чтобы переключить скорость... Сильнейшая тряска и бросание рвет пружины амортизации, ломает рамы, отвинчивает гайки. Недисциплинированность крестьян, заполняющих дороги, дополняет картину лишений моториста на наших дорогах».
В итоге осенью 1927 года Петр Можаров поехал в командировку в Германию, где объехал восемь мотоциклетных заводов, купил несколько мотоциклов и запчастей к ним. В апреле 1928 года Можаров уже будучи в штате мотоциклетной секции Ижевского оружейного завода приступил к проектированию первого тяжелого ижевского мотоцикла для нужд армии.
В течение 1929 года были выпущены первые образцы мотоциклов «Иж-1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4» и «Иж-5».
Позже Петр Можаров переезжает в Ленинград, где работает в Тресте массового производства. Потом уезжает в Москву на работу в Научный автотракторный институт, проектирует первый отечественный армейский мотоцикл НАТИ-А-750.
В 1932 году конструктор снова оказывается в Ижевске – его временно прикомандировали к Ижевскому мотоциклетному заводу для оказания помощи в изготовлении опытных образцов мотоцикла НАТИ. А с 1933 года он работал в Москве на Подольском механическом заводе.
Две жены, два сына и … волк
У Петра Можарова было две жены. С первой – Ксенией Никольской – он жил в гражданском браке с 1916 года. У них родился сын Василий. В конце 1917 года женщина скончалась, из-за возможных гонений большевиков сына пришлось отдать на воспитание в крестьянскую семью Кольцовых, с которыми семейство Можаровых было дружно, – Василий в итоге носил их фамилию.
В 1920 году Петр женился на молодой крестьянке Варваре. Через два года у них появился сын Борис.
Петр Можаров обожал животных, особенно любил собак. Но, пожалуй, его главным любимцем был… волк. Он подобрал его в лесу совсем маленьким, назвал Григорием и воспитал. Говорят, что Гришка так сильно был привязан к Можарову, что не отходил от него ни на шаг.
До сих пор ходит городская легенда, что Петру приходилось брать волка с собой. Он ездил по Ижевску на мотоцикле, а Гришку – в шлеме! – сажал в коляску. Так и катались. Естественно, человек на железном коне с хищником в коляске вызывал неподдельный восторг у горожан. Особенно, если учесть, что тогда по улицам в основном ездили телеги, запряженные лошадьми.
Добровольно ушел из жизни?
В начале 1934 года Петр Можаров уехал на отдых в один из санаториев города Сочи. И домой больше не вернулся – 11 марта его родные получили телеграмму с известием о самоубийстве. Ему было всего 46 лет.
Отметим, что его смерть до сих пор является загадкой. Есть версия, что инженер свел счеты с жизнью из-за гонений властей, по другой – его убили. Жена с сыном приехали в Сочи, чтобы похоронить Можарова, – могилу пришлось сделать за территорией Завокзального кладбища.
В советское время то старейшее кладбище ликвидировали. И долгое время место захоронения Можарова не могли найти. Только в 2015 году обычная жительница Сочи случайно обнаружила могильную плиту с его именем. Тогда возник вопрос о перезахоронении останков конструктора, но в итоге прах Можарова все же остался в Сочи.
Улица и памятник Можарову
В Ленинском районе Ижевска есть улица и переулок, названные в честь Можарова.
В 1988 году на заводе «Ижмаш» отлили памятную медаль в честь столетия со дня рождения Петра Можарова. А через год – 19 января 1989 года – улицу Жданова переименовали в улицу Можарова. Тогда же появилась мемориальная доска с надписью: «Улица имени Петра Владимировича Можарова (1888-1934), создателя ижевских мотоциклов».
В 2016 году в столице Удмуртии было решено установить мотоконструктору памятник. Идея установки памятного объекта принадлежала городскому мотосообществу и музейным работникам. Скульптура должна была появиться на набережной Ижевского пруда, но в итоге памятник установили на улице Карла Маркса, у территории АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг». Его открыли в торжественной обстановке в начале июня 2018 года.
Автором памятника стал скульптор Павел Медведев. Его Можаров одет по моде 20-30-х годов – в кожаной куртке, сапогах и фуражке, а мотоцикл – точная копия «Иж-7».