Top.Mail.Ru
15 сентября 2011 08:35
История Удмуртии

17 сентября день рождения ижевского мотоцикла

82 года назад заработал двигатель первого ижевского мотоцикла.

У ижевского слесаря Игоря Чупина (на фото) на двоих с братом Олегом четыре мотоцикла «Иж». Этот - «Планета-6» - уникальный. Всего их было выпущено около 20 штук
У ижевского слесаря Игоря Чупина (на фото) на двоих с братом Олегом четыре мотоцикла «Иж». Этот - «Планета-6» - уникальный. Всего их было выпущено около 20 штук

82 года назад заработал двигатель первого ижевского мотоцикла.

Начало 1926 года. Буксуя в уличной грязи и тарахтя в сторону «Ижстальзавода», мчится диковинная машина - старенький английский «Стевенс» - первый в Ижевске мотоцикл. За ним бежит ребятня, оборачиваются и охают прохожие.

Хозяин мотоцикла - инженер «Ижстальзавода» Петр Можаров. Будучи студентом, он много времени проводил в Германии, где мотоциклы были повсюду. Для России они в диковинку. Попытки начать их производство здесь успехом не увенчались.

Настоящее мотопроизводство развернулось в Ижевске. И все благодаря Петру Можарову, который весной 1927 года на одном из собраний предложил взамен велосипедов, а такое предложение было, начать выпускать мотоциклы. Уже вскоре его командируют за границу - изучать иностранный опыт. Но не копировать!

- Ни одна из западных машин, в конечном итоге, не подходит из-за русских дорог, - объяснял Можаров. - Поэтому создание мотоцикла, приближающегося к русским условиям - задача неотложного порядка... Если за границей десятки километров едешь, не держась за руль, то на наших дорогах на расстоянии 10 км затрудняешься отнять от руля руку, чтобы переключить скорость... Сильнейшая тряска и бросание рвет пружины амортизации, ломает рамы, отвинчивает гайки. Недисциплинированность крестьян, заполняющих дороги, дополняет картину лишений моториста на наших дорогах... 

Как придумывали названия?

Владимир Савельев, начальник бюро художественного конструирования Ижевских авто- и мотозаводов с 1984 по 2007 годы, занимался разработкой дизайна ижевских мотоциклов:

- Наши мотоциклы - это рабочие лошадки, поэтому первые модели были простыми в дизайне. Это же отражалось и в названии - оно состояло из марки и номера очередности выпущенной техники («ИЖ-1», «ИЖ-2» и др.).

Только в 70-е годы у мотоциклов начали появляться имена. Тогда активно проходило освоение космоса, поэтому и названия были «Юпитер», «Планета», «Орион»...

Как выбирали цвет?

Если мотоцикл создавался для спорта или развлечений, то в нем использовалось больше металлических цветов, они придавали статность. Для обычных моделей использовали синий, зеленый, красный, желтый цвета. В 80-е фирменным цветом стал оранжевый. Возможно, потому что это был любимый цвет руководителя завода. Но важно отметить, что цвет мотоциклов зависел еще и от того, для какой страны они изготавливаются. Например, в мусульманские страны не отправляли мотоциклы зеленого цвета.

Мотоциклы проверяли в степях Средней Азии

До 90-х годов качество сборки «Ижей» проверяли в Средней Азии и в Узбекистане. Считалось, что именно там нужный рельеф местности для испытаний.

Калькулятор

Сколько стоил мотоцикл

Массово люди покупали «Ижи» в 80-е годы. Вся страна, стоя в очереди за «Москвичами» или «Жигулями», стремилась купить хотя бы мотоцикл с коляской - идеальный транспорт для семьи из 3-4 человек. Тогда он стоил 1000 рублей (зарубежные аналоги - 2-3 тысячи рублей).

Для сравнения, «ВАЗ» тогда можно было купить за 7-8 тысяч рублей, пол-литровую бутылку водки – за 4,12 рублей. А зарплата инженера тогда составляла 125 рублей.

В 2005 году, к примеру, «Планета-5» стоила около 30 тысяч. Новая «семерка» сейчас обойдется в 205 тысяч, пол-литра водки – в 160 рублей. Средняя зарплата инженера – 18 тысяч рублей.

Основные страны-покупатели ижевских мотоциклов

  • Союзные республики.
  • Центральная и Южная Африка.
  • Куба.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Турция.
  • Монголия.

! Марка «Иж» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый массовый мотоцикл. Всего «Ижей» выпустили около 11 млн. шт.

А знаете ли вы, что…

  • ... В Ижевске по-прежнему собирают «Ижи». Но подпольно. Ребята решили заняться ими для себя, но к ним неожиданно выстроилась очередь. Мотоциклы расходятся на ура. Только собирать их становится не из чего. Самое главное - рамы - заканчиваются, все остальное давно уже умеют делать китайцы.
  • ... Ижевчане на мотоциклах «Иж» ездили на Черное море! А техник одного из транспортных предприятий на мотоцикле «Иж-56» совершил пробег из Магаданской области в Москву. Его путешествие длилось больше четырех месяцев. По лесам, болотам и горам он проехал 15 800 км. После пробега мотоцикл остался в хорошем состоянии.
  • ... За мотоциклы благодарил Сталин. В мае 1948 года в Москве на всесоюзных соревнованиях на первенство марки наш мотоцикл занял 1-е место, а спортсмены завоевали звание чемпионов РСФСР и мастеров мотоспорта. После этого коллективу завода пришло письмо от Сталина, где отец народов благодарил за создание прекрасного мотоцикла.

Владимир Соловьев, министр по делам молодежи УР:

«В гараже стоит «Иж-Планета-5»

- В конце 60-х годов иметь мотоцикл с коляской считалось шиком и верхом благополучия. В нашей семье тогда была «одиночка» - «Иж-Планета-2». Коляску было просто не найти. Поэтому отец заказал коляску в кузнице при колхозе. На смену «Планете» пришел более современный и красивый «Юпитер-3».

А свой личный мотик купил за… мясо. Условия в 90-е годы были такими – сдаешь примерно 150 кг свинины или говядины, получаешь справку и потом обмениваешь ее на мотоцикл. Помню, что ездили покупать ижевский мотоцикл даже в Латвию. Опять же потому, что в России «Ижи» очень быстро распродавались. И понятно почему. Мотоцикл был уникальной техникой по универсальности - на нем и на свидание к девушке, и в поле за травой. Сейчас в гараже тоже стоит «Планета-5». Хоть и 2 года уже не садился за руль, но продавать его не намерен. Лучше этой «рабочей лошадки» не найти!

За помощь в подготовке материала благодарим Галину Ковалюх, ведущего специалиста музея завода Ижмаш, сотрудников инженерного центра «I-Дизайн».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Игорь Кузнецов, член ижевского мотоциклетного клуба «Wing 18 MCC»:

- По качеству ижевские и зарубежные мотоциклы можно сравнить на простом примере. Наша техника - это натуральное мясо, иномарки - генно-модифицированные продукты. Садясь за руль «Ижа», вы сами разбираете и собираете его, тратите физические силы. И получаете известный у мотоциклистов «вау-эффект» - воздействие на девушек. Ведь, согласитесь, приятно отремонтировать технику самому, гордиться этим да еще и накачать при этом мускулы. С иномарками же все просто - сел и поехал, чисто потребительское отношение. Поэтому тем, кто только начинает кататься, важно учиться именно на ижевском мотике.

Наталья Демина, руководитель отдела маркетинга «Сарапульского ликероводочного завода», жена ресторатора Максима Коновалова:

«На мотоцикле катал одноклассник. Я сильно испугалась»

- На ижевском мотоцикле я каталась только один раз - с моим одноклассником, я сидела сзади, держалась за него и, честно сказать, ужасно боялась! Что касается истории выпуска мотоциклов в нашем городе - мне очень жаль, что такие традиции потеряны. Недавно была в нашем краеведческом музее. Там стоит «Иж-Юпитер», 62 года выпуска. Я оценила дизайн. Очень неплохо, даже по современным меркам.

 

 

 


Уважаемые читатели! А в вашей семье был мотоцикл? Какие воспоминания с ним связаны?