Улица Свердлова - одна из самых тихих и зеленых в Ижевске, несмотря на то, что находится в центре города. Начинается она от памятника оружейникам и тянется вдоль реки Иж, теряясь в зарослях за Долгим мостом. В 1920 году улицу Береговую, протянувшуюся вдоль берега реки Иж, поделили на две части. Северная - стала Милиционной, а южная - улицей Свердлова. Назвали ее в честь Якова Свердлова, большевика и революционера, соратника Владимира Ленина.
Такой была улица Свердлова сто лет назад. Слева - вид с территории оружейного завода. Справа - два корпуса женской гимназии, подробнее о которой мы расскажем ниже.
|
Мы прогулялись по Свердлова вместе с Натальей Натаровой - пенсионеркой, в прошлом - учительницей английского языка ижевской школы № 66. Наталья Вениаминовна родилась и выросла на этой улице и хорошо помнит, какой она была полвека назад.
Наталья Натарова родилась и выросла в старинном купеческом доме на берегу реки Иж, по соседству с двумя самыми крупными заводами Ижевска - машиностроительным и металлургическим. |
Протезная мастерская и магазин «Московский»
- Наш дом был выстроен, если верить кадастровым документам, в 1851 году, - рассказывает Наталья Натарова. - Принадлежал он семейству Курбатовых, члены которого приходились дальними родственниками знаменитой династии сарапульских купцов. В Ижевске им принадлежало несколько домов, но после 1918-го остался только один - двухэтажный особняк на улице Свердлова, в котором я родилась. Выстроен он был «на века»: помню, что когда прорезали дополнительные входы для новых жильцов, пила несколько раз ломалась - настолько толстыми были бревна. А во дворе дома лежали плиты из Свято-Михайловского собора, вытащенные оттуда незадолго до того, как храм был разрушен. Правительство тогда разрешало жителям близлежащих домов брать все, что угодно.
Увы, дом семейства Курбатовых на Свердлова не так давно снесли - сейчас место, где стоял старинный особняк, огорожено строительным забором.
|
- Полвека назад наша улица почти вся была застроена деревянными домами, - вспоминает Наталья Вениаминовна. - Некоторые из них сохранились - например, здание по адресу Свердлова, 7. Сейчас здесь - диагностический центр, а в моем детстве это была поликлиника № 1 Пастуховского района.
В этом здании на улице Свердлова когда-то была поликлиника Пастуховского района - он существовал в Ижевске с 1934 по 1960 годы и примерно соответствовал современному Первомайскому. |
- А на месте бюро медико-социальной экспертизы (Свердлова, 22) была ортопедическая мастерская, где делали протезы - двухэтажный беленый дом. Когда мы в детстве бегали мимо, то часто видели, как протезы загружают в автомобиль, и мне всегда казалось, что это чьи-то руки и ноги.
Помнит Наталья Натарова и один из самых известных ижевских магазинов - «Московский».
- Находился он выше улицы Свердлова, в особняке на перекрестке улицы М. Горького и переулка Интернационального, - рассказывает Наталья Вениаминовна. - Помню, там был зеркальный потолок, лежали рулоны тканей и стояли коробочки с духами «Красная Москва». Причем флакончики эти были сделаны в виде кремлевской башни. После того, как магазин закрыли, в здании начал работать ЗАГС.
«Отцу пришлось сменить фамилию и дату рождения»
Именно благодаря старинному особняку, где жила семья Натаровых, и познакомились родители Натальи Вениаминовны - ее мама, Ираида Михайловна, была вдовой и снимала комнату в огромном доме на улице Свердлова.
Родители нашей героини - Ираида Михайловна и Вениамин Дмитриевич. |
- Мой отец, Вениамин Дмитриевич Натаров - ветеран Великой Отечественной войны, - рассказывает Наталья Вениаминовна. - Он родился в 1922 году, но в шесть лет ему пришлось сменить семью, чтобы избежать преследований со стороны Советской власти. Его родной отец, Аркадий Коротаев, был офицером царской армии. После подавления Ижевско-Воткинского восстания он вместе с женой Ниной Дмитриевной Курбатовой бежал в Харбин. Там и родился мой отец.
Так сложилось, что Аркадий в Ижевск больше не вернулся - возможно, погиб, возможно, остался в Харбине или двинулся дальше, в Америку.
- Бабушка с моим отцом приехали в Ижевск, - рассказывает Наталья Натарова. - Но Нина Дмитриевна боялась, что их будут преследовать большевики. И она приняла решение отдать мальчика на воспитание своей сестре Анфисе. Та была замужем за коммунистом, своих детей у них не было. После усыновления моему отцу выдали новое свидетельство о рождении, сменили отчество, фамилию и даже дату рождения. Он знал об этом, встречался с родной матерью, но все равно «мамой» называл Анфису Дмитриевну.
В семье Натаровых хранится свидетельство об усыновлении, где указано, что Вениамину Дмитриевичу в шесть лет поменяли фамилию и дату рождения. |
Улица Свердлова жила в ритме завода «Ижмаш»
Близость огромного завода оказывала влияние на жизнь обитателей улицы Свердлова.
Наталья Натарова:
|
|
Помню, прямо напротив нашего дома была конечная остановка автобуса 16-го маршрута. В семь утра от остановки к проходной завода, по Долгому мосту, шла толпа рабочих первой смены. В четыре их сменяла вторая смена, а около 11 вечера на третью смену приезжали металлурги. По этим людским потокам можно было сверять часы. А если ветер был южный, дома было слышно, как стучат молоты заводской кузни. И, конечно, знаменитый оранжевый дым - так называемый «лисий хвост» - мы видели практически каждый день. |
- Одно из самых ярких воспоминаний моего детства - Октябрьская демонстрация, - продолжает Наталья Натарова. - Пока не застроили Пушкинскую, колонны демонстрантов шли от Долгого моста по улице М. Горького, мимо трибун, которые стояли на площади Пастухова между собором Александра Невского и ДК «Ижмаш» (сейчас здесь подземный переход). Перед началом шествия колонны строились на нашей улице, и мы выбегали за ворота, чтобы рассмотреть их - для нас это и была демонстрация. Моя бабушка, Анфиса Дмитриевна, жена коммуниста, два раза в год - на 1 Мая и 7 Ноября - обязательно вывешивала на ворота дома красные флаги. А в мае, с 1-го по 9-е число, нас развлекали заводские громкоговорители. Утром, когда рабочие шли на завод, их включали на полную громкость. Крутили военные песни, сводки с фронта, рев самолетов и взрывы, потом шли слова Левитана о падении гитлеровской Германии и, наконец, - звуки салютов.
Судя по всему, на этой фотографии изображена часть улицы Свердлова - виден Долгий мост и кусочек особняка Коковихиных (Свердлова, 9). |
Кстати, раньше между улицей Свердлова и берегом Ижа была еще одна улочка, от которой сегодня почти ничего не осталось - лишь тропинка, по которой, однако, можно пройти насквозь от плотины до Долгого моста:
- Дома стояли практически у самой воды, - вспоминает Наталья Вениаминовна. - И когда в 1979 году из-за резкого потепления Иж вышел из берегов, первые этажи этих домишек полностью затопило.
По словам нашей героини, эта улочка полвека назад называлась переулком Интернациональным. А тот переулок, который сейчас спускается к Долгому мосту, был улицей Интернациональной. Сейчас на Свердлова и в ее окрестностях осталось несколько деревянных домов и каменных особняков:
|
«Два главных торговца алкоголем в Ижевске разделили Свердлова на «сферы влияния»
Нам бы также хотелось привести здесь рассказ историка, кандидата культурологи Игоря Кобзева об улице Свердлова, которым Игорь Иванович поделился в комментариях ниже, и проиллюстрировать его современными фотографиями.
Игорь Кобзев:
|
|
Вся улица Свердлова идет вдоль завода, и с двух концов ее эту улицу пересекают переулки – пути к заводским проходным с питейными заведениями. Два этих переулка даже назывались в честь торговцев алкоголем, - это Бодалевский и Пуренгов переулки. Отто Пуренг - лифляндский уроженец, конкурент пивовара Ивана Бодалева. Они разделили сферы влияния, поставив свои заведения на выходе с разных заводов – одно за плотиной, другое - за Долгим мостом. |
Игорь Кобзев: «Макаров также воспроизвел формы утраченного дома чиновника Юровского - того самого, по фамилии которого назван Юровский мыс на пруду». На фото - дом №22 по улице Свердлова. |
Игорь Кобзев: «Один из домов, где жили австро-венгры, был на современной Свердлова - у Долгого моста, двухэтажный, каменный, он сохранился. Когда несколько лет назад там делали ремонт, то нашли письма на венгерском языке». |
Тем временем
Старинные особняки улицы Свердлова
«Серый корпус» женской гимназии
Двухэтажный особняк по адресу Свердлова, 28, выстроенный в 1910 году, был одним из корпусов женской гимназии. После революции здание занимала школа, теперь здесь - «Центручснаб».
|
По сути, это было первое в Ижевске среднее учебное заведение для женщин. Здесь обучались девушки из разных сословий, в основном - дочери рабочих. Они изучали русский язык, географию, арифметику, физику и закон Божий, учились пению и рукоделию.
Девушки носили темно-синие платья и фартуки - черный и белый. Устав гимназии запрещал им надевать какие-либо украшения, самовольно менять место за партой, а также приносить на уроки «всякого рода посторонние вещи... как-то: книги для чтения, игрушки и т. п.».
В 1915 году рядом было выстроено второе здание гимназии - так называемый «красный» корпус. В 1930-х к его двум этажам надстроили еще пару. Сейчас здесь - один из корпусов ИжГСХА.
За десять лет существования гимназии ее закончили более 1200 ижевчанок. В 1918 году гимназию объединили с мужским училищем, создав на базе учебных заведений Единую Трудовую советскую школу № 1.
Дом Коковихиных
Один из самых старинных каменных домов Ижевска - особняк семейства Коковихиных (Свердлова, 9). Он был выстроен в 1858 году. Принадлежал заводскому архитектору Ивану Коковихину, проектировавшему Генеральский дом.
Впоследствии в здании расположилась земская больница, затем поочередно размещались солдатская казарма и различные учебные заведения. Сейчас здание выглядит заброшенным.
Здание денежной кладовой
- Известно, что уже в 1795 году на этом месте стояла деревянная кладовая, в которой хранились заводская казна, - рассказывает директор музея «Ижмаш» Алексей Азовский. - В 1804 году вместо нее выстроили каменное здание со стенами толщиной до полутора метров. Через полвека казна переехала в здание заводоуправления, и бывшую кладовую решено было использовать как гауптвахту для провинившихся рабочих.
В 1852 году архитектор Иван Коковихин достроил здание: внутренние казематы использовались как камеры для смутьянов и бунтарей, а вокруг них появились караульня, офицерский покой, дворик, в котором «выгуливали» арестантов. Двор был обнесен глухим кирпичным забором, а перед воротами стояли полосатая будка часового и два столба: на одном висел фонарь, на другом - сигнальный колокол на случай тревоги.
Читайте также в рубрике:
Ижевский Арбат: каким был бульвар Гоголя 70 лет назад
Ижевчанин Владимир Мерзляков: «Любовь Орлова лакомилась малиной в нашем саду»
Валентина Гартиг: «Ижевск моего детства - это резная мебель и заросли черемухи»