В Удмуртии увеличились случаи мошенничеств с помощью информационных технологий. Только в этом году, по данным МВД по республике, уже зарегистрировали более 4000 случаев. Граждан обманули на 415 млн рублей. Вместе с полицией, банками и страховыми компаниями мы разбирались, как не дать себя обмануть, на круглом столе медиагруппы «Центр».
Какие легенды чаще всего используют мошенники?
Чаще всего жителям звонят под видом сотрудников МВД, Следственного комитета, банков и т.д. Об этом рассказал на круглом столе Георгий Курсаков, начальник отделения межрайонного отдела по борьбе с мошенничествами Управления уголовного розыска МВД по Удмуртии. При этом граждане часто видят номера реальных банков и отделов полиции: для подмены мошенники используют IP-телефонию. Но бывают и другие способы обмана:
- Мошенники взламывают соцсети реальных людей и пишут их друзьям, что им положены льготы от государства. Для этого нужно назвать данные карты;
- Зеркальные сайты реальных организаций и магазинов. Вместо перевода денег за услугу жители отправляют средства мошеннику.
Как не потерять деньги?
Во-первых, во время звонка нужно понимать, что мошенники специально вгоняют людей в стрессовую ситуацию и запугивают: грозят потерей денег, страшными происшествиями с близкими, рассказывают, что человеку сказочно повезло. Нужно трезво оценить ситуацию и подумать, например, есть ли у вас вообще счет в банке, из которого вам звонят и действительно ли вы что-то покупали. Но в ситуации стресса некоторые просто-напросто теряются.
В первую очередь после звонка перезвоните на горячую линию банка сами. Чтобы не попасться на IP-телефонию, лучше набрать номер самостоятельно.
Существуют и другие способы.
Как рассказала на круглом столе начальник отдела экономической безопасности Удмуртского отделения ПАО «Сбербанк» Елена Усачева, есть бесплатная услуга по определению номеров телефонов мошенников, которую можно подключить через «Сбербанк онлайн». После этой достаточно простой процедуры вы с высокой вероятностью получите уведомление, что к вам обратились злоумышленники во время очередного подозрительного звонка.
Номера мошенников определяют двумя методами: с помощью искусственного интеллекта и с помощью пользователей. Люди могут прямо на сайте банка оставить номер телефона, с которого им звонили подозрительные лица.
На крайний случай можно застраховать карту и счет. Страховка покроет убытки, если вы потеряли средства из-за фишинговых сайтов или с вашего счета несанкционированно списали деньги. Но нужно учитывать, что если вы сами назвали все коды, это не будет страховым случаем.
«Бывают ситуации, когда девушка перевела деньги молодому человеку, потом они поссорились, и она говорит, что это было мошенничество. Поэтому главное правило: никому никогда не называйте коды», — говорит директор ижевского филиала АО «АльфаСтрахование» Татьяна Коробейникова.
Как компаниям защитить свои данные?
Система безопасности компании состоит из многих элементов: от системы физического доступа на предприятие до корпоративной культуры. И одним из них является страховка.
Страховка поможет бизнесу компенсировать средства, потраченные на восстановление данных. Если сайт коммерческий, то страховка также покроет убытки от несостоявшихся продаж.
«На этапе оформления страховки очень важно просчитать все возможные риски. Это поможет застраховаться на ту сумму, которая необходима для покрытия убытков. В среднем достаточно суммы в 1,6 млн рублей», — говорит Татьяна Коробейникова, директор ижевского филиала АО «АльфаСтрахование».
Как защититься от мошенников в сфере банковских инвестиций?
С мошенничествами можно столкнуться в том числе в сфере инвестиций. Например, так работают финансовые пирамиды. Руководитель аналитического центра ИФК Антон Никитин поделился, что сейчас распространена следующая схема по обману людей:
- Поступает предложение внести небольшую сумму для инвестиций;
- Показывают что сумма якобы быстро выросла;
- Предлагают внести большую сумму для увеличения прибыли. Сумма растет;
- Когда человек выводит средства, ему чинят препятствия в виде дополнительных взносов, комиссий и т.д. Деньги в итоге не возвращают, а клиент, боясь потерять вложенное, продолжает платить дальше «разовые взносы» за статус, конвертацию, страховку и т.д.;
«В такой ситуации важно правильно написать заявление в полицию. Для этого лучше обратиться в специализированную организацию, где помогут грамотно составить заявление, указав все факты. Еще лучше – обратиться, когда предложение только поступило. Специалисты расскажут, можно ли доверять ресурсу», – прокомментировал Антон Никитин, руководитель аналитического центра ИФК.
Также есть система принудительного возврата денег со счетов мошенников. Это получится сделать, если перевод был с банковской карты, а сама сумма списалась как покупка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Мошенничество: как не попасться на обман и что делать, если у вас просят личные данные
5 советов от жителей Ижевска, как оригинально отвечать на звонки мошенников
Реклама