Top.Mail.Ru
4 декабря 2019 12:20
Общество

Единственная в Удмуртии девушка-кузнец: «Лучше буду в саже и с ожогами, зато счастливая!»

Александра Муратдымова рассказала, как оказалась в кузнице и где в Ижевске найти ее работы

личный архив героя
личный архив героя

Чем занимается современный кузнец? Какие травмы они получают на работе? И можно ли отнести эту профессию к умирающим? Об этом в новом выпуске рубрики «Моя работа» спросили единственную в Удмуртии девушку-кузнеца Александру Муратдымову.

Досье

Александра Муратдымова

Фото: личный архив героини
  • Возраст: 30 лет
  • Семейное положение: замужем, детей нет
  • Образование: окончила Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий, дизайнер по профессии.

Александра, почему кузнец? Профессия совершенно не женская и не из модных и перспективных.

– Наверное, это из детства. Маленькой я обожала строить бумажные замки, играть в рыцарей и драконов: мне нравилась атмосфера Средневековья. А в 21 год мы с мамой поехали в Чехию. Я любовалась на резные арки, кованые заборы и ворота. Тогда я поняла, что хочу создавать нечто такое же красивое, на века, – рассказывает Александра. – Мыслей прямо о кузнице тогда не было, желание пришло спонтанно: я окончила техникум, искала работу и однажды просто выпалила родителям: «Хочу в кузницу!». Они поддержали.

– Долго учились ковать? Чем вообще занимается современный кузнец?

– Как и в любой профессии, в кузнечном деле есть подразделения: художественная и промышленная ковка, кто-то рабочие инструменты делает. Я выбрала художественную ковку, делаю мебель, скульптуры, заборы и ворота по частным заказам для домов, магазинов. Научилась всему за полгода, дольше всего приноравливалась к болгарке и сварке – скорости высокие, но в остальном ничего сложного нет, – рассказывает Александра. – Кстати, учил меня всему мой будущий супруг. Теперь вместе работаем, в Смолино, под Сарапулом, открыли семейную кузницу «Морок».

В среднем на один заказ у Александры уходит 1-1,5 месяца

– Ижевские компании заказывали вам скульптуры? Где-то еще в России можно найти ваши работы?

– Заказы со всей страны приходят. Во Владивостоке, например, готовят блюда с кухонными ножами, которые мы делали, а в одном из баров Камчатки стоит наша фигура носорога.  В Ижевске из недавних работ – огромная голова быка над входом в бар «Пинта» на Пушкинской, 268г. 20 кило листовой стали и сварочных швов. Для меня был первый опыт в таком стиле, пришлось попотеть, – продолжает девушка. – Из тех работ, что особенно запомнились – скульптура дворецкого с туфелькой. Она стоит на Красноармейской в Сарапуле. Эта работа – особенная: ее я делала на волне вдохновения фильмом «Темный дворецкий» (18+). Он получился не таким, как в фильме, но атмосфера викторианской эпохи прослеживается.

«Руки часто «горят», особенно когда кто-нибудь рядом расстарается, раздувает меха так, что искры снопами летят во все стороны. Несколько лет назад крутила раскаленный вензель, и он прилип к коже на локте. Шрам почти сошел»

– Вы работаете с металлом, болгаркой, огнем. Травмы – явление частое?

– Руки часто «горят», особенно когда кто-нибудь рядом расстарается, раздувает меха так, что искры снопами летят во все стороны. Несколько лет назад крутила раскаленный вензель. Меня отвлекли, и он прилип к коже на локте. Шрам почти сошел, – улыбается Александра. – Удары по пальцам молотком тоже неудивительное дело. Но если резать металл болгаркой без очков, можно без глаза остаться. И вот это уже не шутки.

«Работа в красивом офисе, в платье меня не привлекает. Я лучше буду в саже, с мозолями на руках, но счастливая. А вообще большинство людей восхищаются, когда узнают, кем я работаю. Их вдохновляет, что женщина может позволить себе такую профессию» Фото: личный архив героя

– В России много женщин-кузнецов? Общаетесь между собой?

– По стране 15-20 девушек-кузнецов, которые участвуют в мастер-классах, в фестивалях. С ними общаюсь, если пересекаемся на мероприятиях. Они тоже занимаются художественной ковкой, несколько делают ножи.

– Кузнец – умирающая профессия?

– Точно нет. Полностью автоматизировать процесс ковки (промышленной или художественной, не важно) невозможно, станок не сможет, например, анализировать изменения влажности воздуха или температуры окружающей среды. А от этого процесс тоже зависит. И потом, люди заказывают нам уникальные вещи, которые будут с ними долгие годы, а не «штамповку» со станка. Когда вкладываешь душу в работу, то и эмоции заказчиков неподдельные.

Тот самый бык, который украшает паб «Пинта» в Ижевске, и дворецкий на Красноармейской в Сарапуле
Фото: личный архив героя

БЛИЦ

– Самый большой ваш заказ?

– По габаритам – украшение ворот и нескольких секций забора по эксклюзивному дизайну. Работа настолько понравилась заказчику, что он просил не публиковать эскизы и фото проекта, чтобы его не повторяли.

– Даете ли имена инструментам?

– Нет, особое отношение у нас только к горну. Никогда не сжигаем в нем мусор, смотрим, чтобы не фестивалях в него не кидали посторонние предметы. Это дань уважения к очагу, который нас кормит и позволяет творить.

– Дома у вас повсюду, наверное, кованая мебель, украшения?

– Дома у меня есть 2 кованые табуретки, сделанные 10 лет назад мастером нашей кузницы, в подарок. И все. А из украшений – храню в кузнице подсвечник в виде виноградной лозы – одна из первых работ, делала ее, когда меня мастер обучал. Несколько раз просили продать, но она дорога как память.

– Какой образ/объект/персонаж мечтаете сделать в металле?

– Мечтала сделать дворецкого и сделала. Может, дракона хотела бы. Но текущей работы настолько много, что на свои проекты время не найти. Выход нахожу простой: предлагаю свои идеи заказчику. И если ему нравится, то получается, что я делаю то, что нужно клиенту, но вместе с тем нравится мне. Отличное сочетание, по-моему.

Плюсы

  • эмоции людей
  • работа в движении, не сидячая

Минусы

  • риск травм

Доходы – от 25 000 руб.*

*По данным открытых вакансий, опубликованных на rabota.yandex.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почтальон из Ижевска: «Могу с закрытыми глазами разложить газеты по нужным ящикам»

Нейрохирург из Ижевска: «По шраму на голове человека узнаю свой почерк»