Правда ли, что врачи на скорой мечтают выспаться? Почему скорую помощь иногда приходится ждать по несколько часов? И с чем так и не смогла смириться доктор Лена? Врач скорой помощи из Ижевска отвечает на интересные вопросы и рассказывает о своей работе.
Досье
Елена Делимарская
Возраст: 59 лет
Стаж работы: 39 лет
Образование: ИГМА, педиатр
Семейное положение: замужем, есть сын, дочь, 4 внуков
Хобби: обожает готовить, работать на даче и ездить на автомобиле (сдала на права в 50 лет)
Как пришла в профессию:
– С детства я с подружками играла в «больничку»: лечила кукол, готовила из шоколада вкусные таблетки, писала медкарты. Я всегда знала, что буду врачом, поэтому после школы поступила в мединститут. На третьем курсе родила первенца. Муж тоже был студентом, денег не хватало, поэтому я устроилась работать фельдшером на скорую.
По 20 минут на ребенка
6:00 утра. Доктор Лена (так коллеги называют нашу героиню, по аналогии с доктором Лизой*) уже собирается на работу. Она заступает на дежурство на скорой в 9, но на подстанцию приезжает к 8:30, готовится к смене: собирает сумку, проверяет медикаменты, надевает форму. И ждет.
– Я на скорой уже почти 40 лет, но принцип работы почти не меняется. Вызовы принимают диспетчеры. Когда подходит время начала нашей смены, по громкой связи нам отдают первый выезд – называют номер бригады, мою фамилию. Я натягиваю куртку, беру сумку с медикаментами, вместе с помощницей выбегаю к машине. На сборы уходит всего пара минут, – рассказывает доктор Лена.
У Елены своя направленность, она – педиатр. А это значит, что она отрабатывает все вызовы к детям, от ДТП с ребенком до высокой температуры у грудничка.
– По регламенту, мы должны доехать до пациента не более чем за 20 минут. Пока едем – готовлю необходимые препараты, инструменты, говорю помощнице, на что внимание обратить, прошу заранее подготовиться к каким-то моментам. В нашем случае, время – самый ценный ресурс, им не разбрасываемся. Вся информация по пациенту приходит на планшет – там возраст, жалобы, время вызова, телефоны, все-все, – продолжает врач скорой. – На осмотр и оказание первой помощи у меня всего 20 минут. За это время я должна расспросить, что случилось, поставить предварительный диагноз, оценить состояние ребенка и, если нужно, – срочно увозить его в больницу или провести манипуляции дома. После вызова, я должна отметить на планшете, что бригада закончила работу и нам тут же высвечивается новый вызов. И все заново. Пока еду – заполняю карту вызова, на коленке и готовлюсь к новому пациенту. И так – всю смену, 24 часа. Мой рекорд – 24 вызова за сутки.
Не смогла смириться с ожогами
Раньше, по словам ижевчанки, было проще: бессонной считали ночь, когда бригаде пришлось хотя бы разок уехать на вызов. Сейчас чудо, если удается поспать хотя бы в машине.
– Все байки про недосып у врачей – правда! Я приноровилась спать в машине, пока едем на вызов, – улыбается Елена. – Кстати, едим порой тоже в машине. У нас есть полчаса на обед и полчаса на ужин, но иногда даже на подстанцию заехать некогда. Со стороны такой режим кажется диким, но ко всему привыкаешь, если дело любишь. Единственное, с чем я так и не смогла смириться по работе – детские ожоги. Ставишь обезболивающее, несешься как угорелый в больницу, а малыш продолжает плакать… Сердце разрывается! Каждый такой вызов у меня до слез!
«Спасала отца»
Доктор Лена в этом отношении уникум: она сама признается, что несмотря ни на что до фанатизма любит свое дело.
– Работать на скорой всегда было моей мечтой. Знаете, в первый рабочий день я в прямом смысле бежала к машине, чтобы скорее ехать спасать жизни людей, – смеется доктор Лена. – Причем, иногда спасать приходится не только пациентов. Однажды я приехала на вызов: ребенок выпал из окна с 5 этажа. У подъезда меня уже встречал обезумевший от горя отец. Отец кричит: не спасете сына – сам прыгну в окно. И я беру труп и везу в реанимацию. Смысла в этом по инструкции не было, но я интуитивно поняла тогда: спасти нужно отца. Мужчина целовал мне руки, лишь бы помогла его ребенку. А потом он сам все понял. Но был уже в окружении врачей, в стационаре, в детской реанимации. И ничего с собой не сделал. Слабое, но утешение для нас, врачей.
«Я до сих пор идеализирую работу скорой…»
Несмотря на то, что для доктора Лены не существует «минусов» в ее работе, советовать свой путь другим она не готова.
– Для меня скорая – это мечта, это сама жизнь. Вообще, за всю свою почти 40-летнюю жизнь на скорой я ни разу не пожалела, что выбрала эту работу, – признается Елена. – Но это абсолютно не женская профессия: слишком тяжело физически и морально. И если хочешь достойно зарабатывать – надо пахать. Мне еще и с близкими повезло: мои дети с детства были со мной на сменах, а когда видели проезжающую мимо скорую, что кричали, что едет мамина работа! Не отстают и внуки. На вызовы они, конечно, уже не ездят со мной, но на подстанцию заглядывают часто. Всегда с восторгом говорят, что у меня шикарный автопарк! Для меня такое отношение – уже награда.
БЛИЦ
Сколько человек находится в скорой?
По идее, три: водитель, врач и помощник врача. Но иногда выезжаешь только с водителем – рук не хватает, помощника могут забрать на другие задачи.
Обязан ли врач носить с собой бахилы?
Вообще нет, но мы часто в бахилах – например, иногда берем в приемном покое, чтобы не тратить время на скандалы с пациентами. У нас каждая минута на счету.
Есть ли приметы у врачей скорой?
Да! Никогда не желайте бригаде спокойного дежурства, иначе смена по «закону подлости» точно будет «горячей» на происшествия!
А еще был случай!
«Суп из гречки» вместо диагноза
– Все эти смешные ситуации в сериалах и кино, когда врачи скорой спят на ходу – правда! Помню, что однажды настолько устала, что, идя по коридору, я уснула и со всего размаху просто стукнулась об стену! А в другой раз я писала после осмотра путевку больному, заснула и вместо диагноза «острая респираторная вирусная инфекция» написала «суп из гречки»! Откуда это у меня было в голове непонятно, потому что такой суп я никогда не видела и не ела! – вспоминает Елена.
*Российский общественный деятель и правозащитник. 25 декабря 2016 года Доктор Лиза погибла в авиакатастрофе под Сочи. Она сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин в Латакии
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Флорист из Ижевска: «В праздники не спим по трое суток»
Машинист башенного крана из Ижевска: «Управление краном чем-то напоминает автомат с игрушками»