11 февраля 2025 16:00
Разговоры о вере

«Тело бросили в воды реки Белой»: за что священномученика Алексия Канцерова причислили к лику святых

Рассказываем о жизни и судьбе православных святых Удмуртии

Расскажем о жизни и судьбе святого Алексия Канцерова. Фото: ba.m.wikipedia.org
Расскажем о жизни и судьбе святого Алексия Канцерова. Фото: ba.m.wikipedia.org

В тревожные годы революции, когда вера людей в Господа подвергалась особому испытанию, один священник сделал выбор, который стоил ему жизни. Отказавшись склониться перед безбожной властью, он знал, что обрекает себя на мученическую гибель. Кем был Алексий Канцеров? Почему его причислили к лику святых? Расскажем подробнее в статье из цикла «Православные святые Удмуртии».

Из учителя в священника

День рождения священномученика Алексия (Алексея Яковлевича Канцерова) неизвестно, но все же часть истории его жизни и смерти мы можем узнать из жития. 

Алексей Канцеров посвятил часть своей жизни просвещению юных умов, обучая детей в церковно-приходской школе при станции Вязовая Самаро-Златоустовской железной дороги. Однако вскоре он нашел призвание – он был назначен псаломщиком в Преображенском храме, расположенном при той же станции. В 1907 году на него был возложен священнический сан, и отец Алексий стал настоятелем Крестовоздвиженской церкви в селе Воздвиженка Белебеевского уезда Уфимской губернии. Спустя восемь лет, в 1915 году, он переехал в село Топорнино Уфимского уезда, где он возглавил Покровский храм.

Этот храм, заложенный в 1817 году, был возведен стараниями подполковника Топорнина, ветерана Отечественной войны 1812 года. Вернувшись из заграничного похода, офицер пожелал увековечить избавление Русской земли и Святой Церкви от напастей, обрушившихся на них в лице «галлов и двунадесяти языков». Выросший на крутом берегу реки Белой, храм стал не только духовной крепостью, но и символом веры, устоявшей в вихрях времени.

Осенью 1917 года в Уфимской губернии власть перешла в руки большевиков, и они без промедления принялись ломать привычный уклад жизни. Однако уже к концу года народное недовольство стало нарастать, перерастая в открытое сопротивление. В Заволжье и Приуралье поднялось Оренбургское казачество, а в мае 1918 года в бой вступил чехословацкий корпус. Уфимские большевики, осознавая шаткость своего положения, объявили 9 июня всеобщую мобилизацию крестьян в Красную армию, направляя агитаторов в деревни. Волостные сходы часто заканчивались резолюциями против новой власти – народ не желал подчиняться.

20 Село Топорнино.jpg
Село Топорнино (ныне с.Кушнаренково) до 1917 года. Фото: vk.com/oldufa

16 июня 1918 года в селе Топорнино большевистская администрация созвала собрание, где предстояло объявить крестьянам о мобилизации. Около пятисот человек, тревожно переговариваясь, собрались перед зданием волостного правления. На крыльце установили трибуну, а поверх стола расстелили красное сукно. Среди прибывших был и волостной комиссар Кутуев, уроженец этих мест, сопровождаемый тремя вооруженными красноармейцами. Однако крестьяне, увидев оружие, восприняли это как вызов, напали на солдат и разоружили их.

Комиссар Кутуев, осознав опасность, попытался урезонить толпу, но его слова тонули в нарастающем шуме. Спустившись с крыльца, он оказался в гуще крестьян и вскоре был атакован. Оказавшись в безвыходном положении, он попытался убежать, в этот момент кто-то выстрелил в него из трофейной винтовки. Кутуев упал, раненый в ногу, но сумел подняться и двинулся к дому отца. Однако с крыльца здания прогремел второй выстрел. Пуля прошла сквозь спину комиссара. Через несколько дней он скончался, а виновные так и не были найдены.

«Бог вас простит…»

Этой же ночью председатель Топорнинского волисполкома в панике отправил в Уфу телеграмму, объявляя о заговоре «буржуазии» и вспыхнувшем восстании. В ответ революционный комитет сформировал карательный отряд во главе с Четверевым – человеком, чья душа была исковеркана преступлениями еще до революции. Его люди, сорок бойцов, среди которых было множество подростков и даже девушки, представляли собой скорее шайку беспощадных головорезов, чем организованное военное подразделение.

Через три дня после смерти комиссара состоялись его похороны. Родные просили перевезти тело в Покровский храм, чтобы отпеть его, но отец Алексий Канцеров, зная, кем был убитый и какой путь он избрал, отказался. Для него было немыслимо молиться за упокой души того, кто поднял руку на Церковь. Этот отказ должен был стать предостережением для других – для тех, кто думал встать на сторону безбожников.

20 Сарапул.jpg
Расстреляли Алексия Канцерова недалеко от Сарапула. Фото: vk.com/club130846984

Тем временем, 24 июня, карательный отряд Четверева погрузился на пароход «Зюйд» и отправился вниз по Белой. Пристав к берегу ночью, бойцы ворвались в Топорнино, устраивая массовые аресты. Среди задержанных оказался и священник Алексий Канцеров. Не разбирая обстоятельств, захваченных людей заперли в трюме, а над входом установили пулемет.

На рассвете пароход взял курс на Сарапул, где арестованных уже ожидали революционные матросы. Им было поручено провести «следствие». Казни начались на пятой версте от Сарапула, вблизи железнодорожного моста.

Палачами стали подростки, которых предварительно напоили водкой. Навстречу смерти людей выводили по одному. Один офицер перед выстрелом поднял глаза к небу и прошептал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Другой молил пощадить его и сулил за свою жизнь за все имущество, что у него было. Кто-то, сломленный страхом, целовал ноги своим убийцам.

Отец Алексий встретил свою участь с беспримерным спокойствием. «Бог вас простит, – сказал он, – вы не ведаете, что творите». Пуля оборвала его земной путь, а его тело вместе с телами других казненных бросили в темные воды реки. 

20 Икона.jpg
Икона святого Алексия Канцерова. Фото: eparhia-ufa.ru

Канонизация в святые

Священномученик Алексий Канцеров был прославлен как местночтимый святой Уфимской епархии в 1999 году по благословению епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

А 13-16 августа 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его к лику святых.

  1. Перед канонизацией проводится всестороннее исследование, включающее изучение исторических источников, архивных материалов, переписки, биографических данных и свидетельств современников. Важно удостовериться в подлинности всех фактов и достоверности информации.

  2. В епархии создается специальная комиссия, в состав которой входят историки, богословы и другие специалисты. Их задача — детальный анализ представленных сведений и объективная оценка личности кандидата.

  3. Отдельное внимание уделяется тому, когда и каким образом началось почитание человека среди верующих. Также тщательно проверяются свидетельства чудес, связанных с его именем, включая исцеления и иные знамения небесного заступничества.

  4. После завершения работы комиссии все собранные данные передаются на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. На основании проведенного исследования принимается окончательное решение о канонизации.

  5. В случае положительного решения совершается торжественное богослужение, включающее последнюю заупокойную литию, первую службу в честь новопрославленного святого, официальное оглашение акта канонизации и представление его иконы.

Дни памяти

9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

3 июня – Собор Уфимских святых.

25 июня – день памяти священномученика Алексия Канцерова.

29 июня (переходящая) – Собор святых Удмуртской земли.

20 Собор Святых Удмуртской Земли.jpg
Собор Святых Удмуртской Земли. Фото: azbyka.ru

Где можно почтить память священномученика Алексия

В храмах Сарапульской, Уфимской и Златоустовской епархии проводятся мероприятия, посвященные памяти святого.

К нему можно обратиться с молитвой по любой нужде с искренней и глубокой верой в душе.

Источники: 

1) Алексий Канцеров: житие, иконы, день памяти – azbyka.ru

2) Канцеров, Алексей Яковлевич – ru.wikipedia.org

3) Алексий Канцеров, священномученик – eparhia-ufa.r