От «ижгрязи» до нацпроекта: история строительства и ремонта дорог в Ижевске

Показываем, какими дороги и улицы были в прошлом, и рассказываем о масштабном ремонте в 2024 году

Ксения Аксенова
журналист
Автор статьи:
До определенного момента в поселке Ижевский завод о хороших дорогах и не слышали. Да что там о дорогах. По улицам поселка бродили коровы, свиньи и бегали беспризорные собаки. О том, как в Ижевске появились первые мостовые, а потом и асфальтовые дороги, – в материале IZHLIFE. Расскажем и о том, как и какие дороги будут ремонтировать в 2024 году.
До определенного момента в поселке Ижевский завод о хороших дорогах и не слышали. Да что там о дорогах. По улицам поселка бродили коровы, свиньи и бегали беспризорные собаки. О том, как в Ижевске появились первые мостовые, а потом и асфальтовые дороги, – в материале IZHLIFE. Расскажем и о том, как и какие дороги будут ремонтировать в 2024 году.
Градостроительный облик: почему улицы Ижевска так расположены?
Градостроительный облик: почему улицы Ижевска так расположены?
Основа градостроительной композиции поселка Ижевский завод зародилась в середине XVIII века. Большинство домов строились на восточном берегу реки Иж, чуть южнее плотины, возведенной в 1760 году. Жилища шли в три линии перпендикулярно плотине.
Основа градостроительной композиции поселка Ижевский завод зародилась в середине XVIII века. Большинство домов строились на восточном берегу реки Иж, чуть южнее плотины, возведенной в 1760 году. Жилища шли в три линии перпендикулярно плотине.
В начале XIX века разработкой архитектурных планов нового Оружейного завода и прилегающих жилых кварталов занялся известный архитектор Семен Дудин. В основу первого генерального плана «будущего города Ижа» он заложил принцип поквартальной застройки, когда широкие прямые улицы пересекают перпендикулярные к ним переулки. Их четкая сеть образует небольшие по площади прямоугольные кварталы. По задумке Дудина, при такой системе планировки было легче разбивать генплан на местности, застраивать улицы и ориентироваться в городе.
В начале XIX века разработкой архитектурных планов нового Оружейного завода и прилегающих жилых кварталов занялся известный архитектор Семен Дудин. В основу первого генерального плана «будущего города Ижа» он заложил принцип поквартальной застройки, когда широкие прямые улицы пересекают перпендикулярные к ним переулки. Их четкая сеть образует небольшие по площади прямоугольные кварталы. По задумке Дудина, при такой системе планировки было легче разбивать генплан на местности, застраивать улицы и ориентироваться в городе.
Первая ижевская улица
Первая ижевская улица
Первая ижевская улица сменила несколько имен: сначала она была Первой (нумерация шла от пруда), затем – Береговой, в декабре 1918 года стала улицей Красного Террора, а 16 октября 1920 года ее разделили на две части: улицу Милиционную и улицу Свердлова.

Эта улица уже была отмечена на плане 1764 года, когда заводской поселок только-только начал застраиваться. А первый документ, в котором встречается одно из названий улицы – Береговая, – датируется 1809 годом.
Первая ижевская улица сменила несколько имен: сначала она была Первой (нумерация шла от пруда), затем – Береговой, в декабре 1918 года стала улицей Красного Террора, а 16 октября 1920 года ее разделили на две части: улицу Милиционную и улицу Свердлова.

Эта улица уже была отмечена на плане 1764 года, когда заводской поселок только-только начал застраиваться. А первый документ, в котором встречается одно из названий улицы – Береговая, – датируется 1809 годом.
До революции Береговая была главной, центральной улицей. Здесь селились важные люди. Здесь стоял особняк – Генеральский дом, в котором жили командиры Ижевского завода, некоторые из которых носили звание генерала.
До революции Береговая была главной, центральной улицей. Здесь селились важные люди. Здесь стоял особняк – Генеральский дом, в котором жили командиры Ижевского завода, некоторые из которых носили звание генерала.
Какими были дороги в Ижевске до революции 1917 года?
Какими были дороги в Ижевске до революции 1917 года?
Долгое время дороги в Ижевском поселке были грунтовыми. В середине XIX века улицы уже мостили фашинами – связками ивы или рябины, а также металлургическим шлаком, – рассказывает историк и краевед, кандидат культурологии Игорь Кобзев. Пешеходные дорожки устилали деревянными тротуарами.

Первая булыжная мостовая в Ижевске появилась в 1830-х годах. Тогда замостили плотину.
Долгое время дороги в Ижевском поселке были грунтовыми. В середине XIX века улицы уже мостили фашинами – связками ивы или рябины, а также металлургическим шлаком, – рассказывает историк и краевед, кандидат культурологии Игорь Кобзев. Пешеходные дорожки устилали деревянными тротуарами.

Первая булыжная мостовая в Ижевске появилась в 1830-х годах. Тогда замостили плотину.
Отличительной особенностью дорог до революции была их ужасная загрязненность. При казенном управлении начальство завода еще поддерживало относительный порядок на улицах. Но после передачи в 1867 году вопросов благоустройства в руки земской управы и волостных правлений дороги, застланные фашинником, постепенно утонули в грязи. В жаркую погоду она становилась пышной периной из пыли, а в ненастье превращалась в настоящую топь. В поселке даже существовал термин «ижгрязь»!

«Мощеных улиц нет. По одной стороне их тянутся дощатые тротуары, которые дурно содержатся и нередко-таки бывают причиной несчастных случаев. Об освещении улиц нет и помина, и в темную осеннюю ночь пешеход рискует или завязнуть по уши в грязи, или провалиться в канаву под тротуаром, или, наконец, быть ограбленным», – так описывал состояние дорог заводской доктор Иван Иванович Андржеевский в книге «Медико-топографическое описание Ижевского ружейного завода» (1880 год).

Что уж говорить про отдаленные улицы и дороги, когда даже Базарная улица, считавшаяся в поселке одной из центральных и самых оживленных, была грязной и неблагоустроенной. Выбоины, ухабы, промоины ремонтировались наскоро, кое-как. В отчетах по благоустройству мелькали фразы: «на площади Александро-Невского собора размытая весною дорога завожена мусором, шлаком и песком во многих местах...», «на Базарной площади возле каменного сушила накопившиеся от времени бугры навоза скопаны».
Отличительной особенностью дорог до революции была их ужасная загрязненность. При казенном управлении начальство завода еще поддерживало относительный порядок на улицах. Но после передачи в 1867 году вопросов благоустройства в руки земской управы и волостных правлений дороги, застланные фашинником, постепенно утонули в грязи. В жаркую погоду она становилась пышной периной из пыли, а в ненастье превращалась в настоящую топь. В поселке даже существовал термин «ижгрязь»!

«Мощеных улиц нет. По одной стороне их тянутся дощатые тротуары, которые дурно содержатся и нередко-таки бывают причиной несчастных случаев. Об освещении улиц нет и помина, и в темную осеннюю ночь пешеход рискует или завязнуть по уши в грязи, или провалиться в канаву под тротуаром, или, наконец, быть ограбленным», – так описывал состояние дорог заводской доктор Иван Иванович Андржеевский в книге «Медико-топографическое описание Ижевского ружейного завода» (1880 год).

Что уж говорить про отдаленные улицы и дороги, когда даже Базарная улица, считавшаяся в поселке одной из центральных и самых оживленных, была грязной и неблагоустроенной. Выбоины, ухабы, промоины ремонтировались наскоро, кое-как. В отчетах по благоустройству мелькали фразы: «на площади Александро-Невского собора размытая весною дорога завожена мусором, шлаком и песком во многих местах...», «на Базарной площади возле каменного сушила накопившиеся от времени бугры навоза скопаны».
В газете «Кама» в 1913 году описывался вот такой случай: «Весна еще только начинается, а дороги по улицам Ижевского завода уже совершенно испортились. 15 марта ямщик содержателя дилижанса Стригина, проезжая с пассажирами по Узенькому переулку между Куренной и Базарной улиц (ныне ул. Красная и М. Горького – прим. ред.), утопил кошевку и подмочил багаж. Пришлось распрягать лошадей и при помощи посторонних лиц вытаскивать кошевку с злополучными пассажирами из воды. Трудно поверить, что это случилось на улице такого большого населенного пункта, как Ижевский завод, но факт налицо и притом факт не единичный...»
В газете «Кама» в 1913 году описывался вот такой случай: «Весна еще только начинается, а дороги по улицам Ижевского завода уже совершенно испортились. 15 марта ямщик содержателя дилижанса Стригина, проезжая с пассажирами по Узенькому переулку между Куренной и Базарной улиц (ныне ул. Красная и М. Горького – прим. ред.), утопил кошевку и подмочил багаж. Пришлось распрягать лошадей и при помощи посторонних лиц вытаскивать кошевку с злополучными пассажирами из воды. Трудно поверить, что это случилось на улице такого большого населенного пункта, как Ижевский завод, но факт налицо и притом факт не единичный...»
Не отличалась чистотой и Троицкая улица. Дощатые тротуары, вдоль которых тянулись обшитые тесом водосточные канавы, немощеная проезжая часть, редкие и тусклые керосиновые фонари – вот характерные ее черты. Зимой улица тонула в сугробах снега, весной и осенью захлебывалась жидкой слякотью, знойной летней порой задыхалась в пыли и хрустела под ногами подсолнечной лузгой.
Не отличалась чистотой и Троицкая улица. Дощатые тротуары, вдоль которых тянулись обшитые тесом водосточные канавы, немощеная проезжая часть, редкие и тусклые керосиновые фонари – вот характерные ее черты. Зимой улица тонула в сугробах снега, весной и осенью захлебывалась жидкой слякотью, знойной летней порой задыхалась в пыли и хрустела под ногами подсолнечной лузгой.
Дороги Ижевска после Октябрьской революции
Дороги Ижевска после Октябрьской революции
Ситуация с дорогами в поселке стала меняться в лучшую сторону лишь после революции 1917 года. В феврале 1918-го постановлением Ижевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов поселок Ижевский завод преобразуют в город Ижевск. Также говорится о том, что нужно «принять соответствующие меры к созданию санитарно-гигиенических условий и элементарных удобств в Ижевске путем замощения улиц, настилки тротуаров, проведения электрического освещения и устройства водопровода и вообще принятием всех должных мер, клонящихся к оздоровлению и благоустройству будущего города» (выписка из протокола № 9 заседания Иж. Совета Р., С. и К. д., ЦГА УАССР).
Ситуация с дорогами в поселке стала меняться в лучшую сторону лишь после революции 1917 года. В феврале 1918-го постановлением Ижевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов поселок Ижевский завод преобразуют в город Ижевск. Также говорится о том, что нужно «принять соответствующие меры к созданию санитарно-гигиенических условий и элементарных удобств в Ижевске путем замощения улиц, настилки тротуаров, проведения электрического освещения и устройства водопровода и вообще принятием всех должных мер, клонящихся к оздоровлению и благоустройству будущего города» (выписка из протокола № 9 заседания Иж. Совета Р., С. и К. д., ЦГА УАССР).
По улицам поселка Ижевский завод спокойно гуляли коровы, свиньи, а бродячие собаки так и норовили накинуться на прохожих. Только в 1924 году вышел приказ «О воспрещении пастьбы скота на улицах и площадях Ижевска».
По улицам поселка Ижевский завод спокойно гуляли коровы, свиньи, а бродячие собаки так и норовили накинуться на прохожих. Только в 1924 году вышел приказ «О воспрещении пастьбы скота на улицах и площадях Ижевска».
«Победим грязь!», «Первый штурм на ижгрязь», «Каждая доска, каждая булыжина, брошенная в месиво ижевских улиц, – это борьба за новое» – такими призывами к гражданам и организациям города пестрели страницы «Ижевской правды» в 20-е годы. Тогда-то и начали мостить улицы булыжником и деревянными спилами – торцом.
«Победим грязь!», «Первый штурм на ижгрязь», «Каждая доска, каждая булыжина, брошенная в месиво ижевских улиц, – это борьба за новое» – такими призывами к гражданам и организациям города пестрели страницы «Ижевской правды» в 20-е годы. Тогда-то и начали мостить улицы булыжником и деревянными спилами – торцом.
Весной 1920 года коммунисты и комсомольцы начали проводить в городе субботники и воскресники.

«Невиданное зрелище представлял наш Ижевск в день Первого мая, – писала газета «Ижевская правда» (4 мая 1920 год). – Десятки тысяч рабочих и работниц, вооруженных топорами, лопатами, кирками и мотыгами, с пением революционных песен и развевающимися знаменами двигались к месту общей коммунистической работы. Разбившись по группам, труженики взялись за топоры, за лопаты – и закипела работа».

Перекресток улиц Коммунальной и Советской, июнь 1929 года. Дорога вся в грязи, а тротуары выложены деревянными досками. Фото: vk.com/antey18
Весной 1920 года коммунисты и комсомольцы начали проводить в городе субботники и воскресники.

«Невиданное зрелище представлял наш Ижевск в день Первого мая, – писала газета «Ижевская правда» (4 мая 1920 год). – Десятки тысяч рабочих и работниц, вооруженных топорами, лопатами, кирками и мотыгами, с пением революционных песен и развевающимися знаменами двигались к месту общей коммунистической работы. Разбившись по группам, труженики взялись за топоры, за лопаты – и закипела работа».


Перекресток улиц Коммунальной и Советской, июнь 1929 года. Дорога вся в грязи, а тротуары выложены деревянными досками. Фото: vk.com/antey18
В том субботнике участвовало почти 18 тысяч человек, большинство взрослого населения тогдашнего Ижевска. Рабочие привезли с завода 8 железнодорожных составов балласта, 50 вагонов шлака и металлической стружки. Этими отходами производства засыпали ямы и ухабы на улице Советской, вырыли водосточную канаву и высадили 800 деревьев. Такая же работа была проделана в Заречной части – на Казанской улице и по переулку Баранова. От многолетнего мусора и грязи очистили Базарную и Сенную площади, привели в порядок Общественный, Детский и Летний сады.
В том субботнике участвовало почти 18 тысяч человек, большинство взрослого населения тогдашнего Ижевска. Рабочие привезли с завода 8 железнодорожных составов балласта, 50 вагонов шлака и металлической стружки. Этими отходами производства засыпали ямы и ухабы на улице Советской, вырыли водосточную канаву и высадили 800 деревьев. Такая же работа была проделана в Заречной части – на Казанской улице и по переулку Баранова. От многолетнего мусора и грязи очистили Базарную и Сенную площади, привели в порядок Общественный, Детский и Летний сады.
Как мостили улицы Ижевска?
Как мостили улицы Ижевска?
Начиная с 1925-го, в Ижевске за три года замостили улицы: Заречную, Голубева, Коммунальную (ныне М. Горького), Советскую, Свободы. Также были проведены осушительные работы в Заречье – по переулкам Телегина и Черезова, покрылись гранитной мостовой Баранов и Плотинный переулки.

«В 1920-1940-е годы мостили также круглыми спилами хвойных деревьев. Такая мостовая пахла живицей и в сырую погоду была скользкой. Спилами бревен в 30-е годы была замощена площадь им. Пастухова – у входа в кинотеатр «Колосс», а также улица Буденного у Арсенала (ныне ул. Наговицына)», – рассказывает историк Игорь Кобзев.

Езда по булыжникам мостовых сопровождалась неимоверным грохотом и тряской. Поэтому на более оживленных центральных улицах каменное покрытие в 30-е годы заменили деревянной мостовой.
Начиная с 1925-го, в Ижевске за три года замостили улицы: Заречную, Голубева, Коммунальную (ныне М. Горького), Советскую, Свободы. Также были проведены осушительные работы в Заречье – по переулкам Телегина и Черезова, покрылись гранитной мостовой Баранов и Плотинный переулки.

«В 1920-1940-е годы мостили также круглыми спилами хвойных деревьев. Такая мостовая пахла живицей и в сырую погоду была скользкой. Спилами бревен в 30-е годы была замощена площадь им. Пастухова – у входа в кинотеатр «Колосс», а также улица Буденного у Арсенала (ныне ул. Наговицына)», – рассказывает историк Игорь Кобзев.

Езда по булыжникам мостовых сопровождалась неимоверным грохотом и тряской. Поэтому на более оживленных центральных улицах каменное покрытие в 30-е годы заменили деревянной мостовой.
«Деревянную брусчатку делали в двух видах: бруски (плитки) и деревянные спилы (пеньки). Бруски делали из деревянных досок разных размеров, разной формы и толщины, иногда из торцов. Внешне такая брусчатка могла напоминать каменную, но в отличие от последней быстро выходила из строя – ее приходилось менять через 2-3 года. Тротуарную брусчатку из древесины можно было увидеть на площади Пастухова, улице Буденного перед Арсеналом, ныне Наговицына у «ложевой», – уточняет Игорь Кобзев.
«Деревянную брусчатку делали в двух видах: бруски (плитки) и деревянные спилы (пеньки). Бруски делали из деревянных досок разных размеров, разной формы и толщины, иногда из торцов. Внешне такая брусчатка могла напоминать каменную, но в отличие от последней быстро выходила из строя – ее приходилось менять через 2-3 года. Тротуарную брусчатку из древесины можно было увидеть на площади Пастухова, улице Буденного перед Арсеналом, ныне Наговицына у «ложевой», – уточняет Игорь Кобзев.
Раньше водоотводные канавы вдоль улиц и вдоль домов (например, около Генеральского дома) мостили мелким галечником, а через канавы перекидывали деревянные мостики.
Раньше водоотводные канавы вдоль улиц и вдоль домов (например, около Генеральского дома) мостили мелким галечником, а через канавы перекидывали деревянные мостики.
По словам историка, в Ижевске была и кирпичная мостовая – на дорожках среди зарослей сирени на Карлутской площади, во дворе Генеральского дома у южного флигеля.
По словам историка, в Ижевске была и кирпичная мостовая – на дорожках среди зарослей сирени на Карлутской площади, во дворе Генеральского дома у южного флигеля.
Первый асфальт в Ижевске
Первый асфальт в Ижевске
Летом 1929 года на страницах газеты «Ижевская правда» впервые встречается предложение начать асфальтировать дороги. Но дальше слов дело не пошло: ведь масштабного асфальтового производства в те годы не было.
Летом 1929 года на страницах газеты «Ижевская правда» впервые встречается предложение начать асфальтировать дороги. Но дальше слов дело не пошло: ведь масштабного асфальтового производства в те годы не было.
В середине 1930-х годов с появлением в России первых заводов по производству искусственного асфальта в Ижевске начали укладывать асфальт на самых оживленных участках города, например, на тротуарах ул. Советской. В 1937 году также начались масштабные работы по асфальтированию промзоны Ижстальзавода, укладывать асфальт начали возле главного почтамта на ул. К. Маркса.
В середине 1930-х годов с появлением в России первых заводов по производству искусственного асфальта в Ижевске начали укладывать асфальт на самых оживленных участках города, например, на тротуарах ул. Советской. В 1937 году также начались масштабные работы по асфальтированию промзоны Ижстальзавода, укладывать асфальт начали возле главного почтамта на ул. К. Маркса.
Летом 1938 года стартовали работы по полному асфальтированию ул. Советской от ул. М. Горького в сторону Пушкинской. Через год асфальт доложили до улицы Ворошилова (Удмуртской).
Летом 1938 года стартовали работы по полному асфальтированию ул. Советской от ул. М. Горького в сторону Пушкинской. Через год асфальт доложили до улицы Ворошилова (Удмуртской).
Благоустройство дорог во второй половине 20 века
Благоустройство дорог во второй половине 20 века
Активное благоустройство Ижевска началось после Великой Отечественной войны. В первую послевоенную пятилетку на многих, особенно центральных улицах булыжные и торцовые мостовые заменили асфальтовыми. Вместо деревянных тротуаров кое-где начали появляться панели.
Активное благоустройство Ижевска началось после Великой Отечественной войны. В первую послевоенную пятилетку на многих, особенно центральных улицах булыжные и торцовые мостовые заменили асфальтовыми. Вместо деревянных тротуаров кое-где начали появляться панели.
Параллельно разбивали новые скверы и газоны. Работали все, в том числе и коллективы ижевских предприятий. Они брали шефство над прилегающими улицами и площадями и приводили их в порядок.
Параллельно разбивали новые скверы и газоны. Работали все, в том числе и коллективы ижевских предприятий. Они брали шефство над прилегающими улицами и площадями и приводили их в порядок.
Конечно, не все было так гладко. По воспоминаниям конструктора Михаила Калашникова, который переехал в Ижевск в 1947 году, он не раз на машине застревал на городских дорогах.

«Когда я приехал в Ижевск, наверное, только сотня домов была кирпичных, остальной город был деревянный. Тротуары были деревянные, весной-осенью наступишь – брызжет вода. Не было ни одного метра асфальта... Центральная улица Советская была вся из «баклуш». Это стволы деревьев, нарезанные небольшими чурками. Иногда, чего греха таить, их доставали для печки в квартирах – надо же было чем-то топить. И вот, когда купил машину «Победу», – а жил я на этой центральной улице, – начал ездить на ней на работу. Однажды возвращаюсь и на перекрестке двух центральных улиц намертво застреваю. Пришел я к своим друзьям и говорю: «Ребята, ищите доски, лопаты, выходите меня толкать»... А глина – красная, густая, и все это на колесах остается. Помучались мы тогда».
Конечно, не все было так гладко. По воспоминаниям конструктора Михаила Калашникова, который переехал в Ижевск в 1947 году, он не раз на машине застревал на городских дорогах.

«Когда я приехал в Ижевск, наверное, только сотня домов была кирпичных, остальной город был деревянный. Тротуары были деревянные, весной-осенью наступишь – брызжет вода. Не было ни одного метра асфальта... Центральная улица Советская была вся из «баклуш». Это стволы деревьев, нарезанные небольшими чурками. Иногда, чего греха таить, их доставали для печки в квартирах – надо же было чем-то топить. И вот, когда купил машину «Победу», – а жил я на этой центральной улице, – начал ездить на ней на работу. Однажды возвращаюсь и на перекрестке двух центральных улиц намертво застреваю. Пришел я к своим друзьям и говорю: «Ребята, ищите доски, лопаты, выходите меня толкать»... А глина – красная, густая, и все это на колесах остается. Помучались мы тогда».
В начале 50-х годов был разработан очередной генплан, который определил основные черты развития города на ближайшую четверть века. Центр города решено перенести на новое место – с перекрестка улиц Советской и М. Горького на самую возвышенную точку города, на пересечение улиц Пушкинской, Лихвинцева и Наговицына. Улица Пушкинская становится одной из главных в городе.

«Безукоризненно прямая, она просматривается от Дома правительства вплоть до ул. Майской. По ней беспрерывно проносятся легковые машины, с достоинством проплывают автобусы и троллейбусы. Несмотря на оживленное движение и многолюдье, тесноты не чувствуется – уличное полотно достигает здесь 70-ти метров в ширину. Поэтому шеренги многоэтажных зданий по обеим его сторонам не кажутся громоздкими и не превращают улицу в мрачное ущелье. Обилие света и воздуха создает настроение легкости и раскованности», – вот так поэтично описывал Пушкинскую того времени историк и краевед Олег Севрюков в своей книге «Ижевск».
В начале 50-х годов был разработан очередной генплан, который определил основные черты развития города на ближайшую четверть века. Центр города решено перенести на новое место – с перекрестка улиц Советской и М. Горького на самую возвышенную точку города, на пересечение улиц Пушкинской, Лихвинцева и Наговицына. Улица Пушкинская становится одной из главных в городе.

«Безукоризненно прямая, она просматривается от Дома правительства вплоть до ул. Майской. По ней беспрерывно проносятся легковые машины, с достоинством проплывают автобусы и троллейбусы. Несмотря на оживленное движение и многолюдье, тесноты не чувствуется – уличное полотно достигает здесь 70-ти метров в ширину. Поэтому шеренги многоэтажных зданий по обеим его сторонам не кажутся громоздкими и не превращают улицу в мрачное ущелье. Обилие света и воздуха создает настроение легкости и раскованности», – вот так поэтично описывал Пушкинскую того времени историк и краевед Олег Севрюков в своей книге «Ижевск».
Несмотря на повсеместное использование асфальта, мощение в Ижевске не прекратилось. Так, в 1960-е годы дорожки зеленой зоны сквера у Вечного огня среди зарослей сирени, черемухи и яблонь были замощены красными кирпичами. В 70-е годы Центральную площадь и эспланаду замостили крупными бетонными плитами.
Несмотря на повсеместное использование асфальта, мощение в Ижевске не прекратилось. Так, в 1960-е годы дорожки зеленой зоны сквера у Вечного огня среди зарослей сирени, черемухи и яблонь были замощены красными кирпичами. В 70-е годы Центральную площадь и эспланаду замостили крупными бетонными плитами.
«Самым грязным временем года в Ижевске были осень (октябрь) и весна (апрель). В городе везде, например, перед входом в школы, вузы, общежития и даже перед Домом правительства, раньше стояли металлические корыта с плавающими в них мочальными кисточками – для мытья обуви. Грязь в Ижевске была красная – из-за глины и огромного количества новостроек», – говорит Игорь Кобзев.
«Самым грязным временем года в Ижевске были осень (октябрь) и весна (апрель). В городе везде, например, перед входом в школы, вузы, общежития и даже перед Домом правительства, раньше стояли металлические корыта с плавающими в них мочальными кисточками – для мытья обуви. Грязь в Ижевске была красная – из-за глины и огромного количества новостроек», – говорит Игорь Кобзев.
В 70-е годы облик Ижевска все больше и больше меняется. Застраиваются новые районы, продолжается асфальтирование улиц города.
В 70-е годы облик Ижевска все больше и больше меняется. Застраиваются новые районы, продолжается асфальтирование улиц города.
Строительство и ремонт дорог в Ижевске в настоящее время
Строительство и ремонт дорог в Ижевске в настоящее время
Сразу оговоримся, дороги сейчас в городе не строят. Их только ремонтируют. Есть несколько способов ремонта – ямочный, поддерживающий, капитальный, ремонт картами и инертными материалами.

В 2017 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», инициированному Президентом России, Удмуртия получила на ремонт почти 600 млн рублей. Тогда были отремонтированы 52 дорожных объекта, включая такие как: Воткинское шоссе от поворота на СХВ до развязки на д. Хохряки, ул. Азина от ул. Новоажимова до автодороги М-7, ул. М.Горького от пер. Широкий до ул. Бородина, ул. Пушкинская от ул. Ленина до пер. Широкий, ул. Удмуртская от ул. 10 лет Октября до ул. Воткинское шоссе и др.

В 2018 году Удмуртия получила почти 981 млн рублей, в порядок привели более 71,6 км дорог площадью чуть более 909 тысяч кв м.

Далее данные по годам приведены в графике (цифры предоставлены Администрацией Ижевска).
Сразу оговоримся, дороги сейчас в городе не строят. Их только ремонтируют. Есть несколько способов ремонта – ямочный, поддерживающий, капитальный, ремонт картами и инертными материалами.

В 2017 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», инициированному Президентом России, Удмуртия получила на ремонт почти 600 млн рублей. Тогда были отремонтированы 52 дорожных объекта, включая такие как: Воткинское шоссе от поворота на СХВ до развязки на д. Хохряки, ул. Азина от ул. Новоажимова до автодороги М-7, ул. М.Горького от пер. Широкий до ул. Бородина, ул. Пушкинская от ул. Ленина до пер. Широкий, ул. Удмуртская от ул. 10 лет Октября до ул. Воткинское шоссе и др.

В 2018 году Удмуртия получила почти 981 млн рублей, в порядок привели более 71,6 км дорог площадью чуть более 909 тысяч кв м.

Далее данные по годам приведены в графике (цифры предоставлены Администрацией Ижевска).
В 2024 году по нацпроекту БКАД в Удмуртии планируется отремонтировать 73 дорожных объекта общей протяженностью 73,2 км.

Основной план по ремонту был сформирован еще несколько лет назад. В приоритете – ремонт проезжих частей с интенсивным движением и высокой вероятностью ДТП, а также ремонт дорог с общественным транспортом и ведущих к соцобъектам.

Ремонтом дорог в Удмуртии в 2024 году займутся подрядные организации – ижевские компании «Риол», «Радонеж дорожные конструкции», «Лидер» и др.

На ремонт дорог и тротуаров Ижевска за 2024-2026 годы по распоряжению Главы Удмуртии Александра Бречалова планируют направить более 3,6 млн рублей.

«Мы начинаем большой трехлетний проект по ремонту дорог и тротуаров в Ижевске. Каждый год будем вкладывать не менее 1,2 млрд руб. В 2024 году 1 млрд пойдет на ремонт дорог, 200 млн – на ремонт и строительство тротуаров», – заявил Глава.

В этом году в Ижевске новый асфальт появится на переулке Копровый (1,8 км), на улицах Автозаводская (на участке 700 м), Карла Маркса (400 м), 9-я Подлесная (840 м), Пойма (720 м) и Красная (210 м).

Кстати! Гарантийный срок на отремонтированные дороги – 6 лет. В течение
этого периода подрядчик обязан устранять все неисправности за собственный счет.

Подробнее о том, какие дороги будут отремонтированы в Удмуртии в этом году, читайте здесь.
В 2024 году по нацпроекту БКАД в Удмуртии планируется отремонтировать 73 дорожных объекта общей протяженностью 73,2 км.

Основной план по ремонту был сформирован еще несколько лет назад. В приоритете – ремонт проезжих частей с интенсивным движением и высокой вероятностью ДТП, а также ремонт дорог с общественным транспортом и ведущих к соцобъектам.

Ремонтом дорог в Удмуртии в 2024 году займутся подрядные организации – ижевские компании «Риол», «Радонеж дорожные конструкции», «Лидер» и др.

На ремонт дорог и тротуаров Ижевска за 2024-2026 годы по распоряжению Главы Удмуртии Александра Бречалова планируют направить более 3,6 млн рублей.

«Мы начинаем большой трехлетний проект по ремонту дорог и тротуаров в Ижевске. Каждый год будем вкладывать не менее 1,2 млрд руб. В 2024 году 1 млрд пойдет на ремонт дорог, 200 млн – на ремонт и строительство тротуаров», – заявил Глава.

В этом году в Ижевске новый асфальт появится на переулке Копровый (1,8 км), на улицах Автозаводская (на участке 700 м), Карла Маркса (400 м), 9-я Подлесная (840 м), Пойма (720 м) и Красная (210 м).

Кстати! Гарантийный срок на отремонтированные дороги – 6 лет. В течение
этого периода подрядчик обязан устранять все неисправности за собственный счет.

Подробнее о том, какие дороги будут отремонтированы в Удмуртии в этом году, читайте здесь.
При подготовке статьи использованы материалы книг:

  • Севрюков О.В. Ижевск (краеведческий очерк). Изд. 2, испр. и доп. 1972.
  • Шумилов Е.Ф. Архитектура Ижевска. – Ижевск: Удмуртия, 1978.
  • Ижевские картинки: Фотоальбом / Игорь Кобзев. – Ижевск: Удм. ун-т, 2000.
При подготовке статьи использованы материалы книг:

  • Севрюков О.В. Ижевск (краеведческий очерк). Изд. 2, испр. и доп. 1972.
  • Шумилов Е.Ф. Архитектура Ижевска. – Ижевск: Удмуртия, 1978.
  • Ижевские картинки: Фотоальбом / Игорь Кобзев. – Ижевск: Удм. ун-т, 2000.
Запрещается перепечатка текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя, а иное использование – без ссылки на правообладателя. При любом использовании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.izhlife.ru обязательна. Нарушение исключительных прав правообладателя преследуется по закону.
Исключительные права на материалы, размещенные на интернет-сайте www.izhlife.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат Власовой Анастасии Сергеевне и не подлежат использованию другими лицами без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав:
Сетевое издание IZHLIFE зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель: Власова Анастасия Сергеевна.
И.О. главного редактора: Шайдуллина И.В.
Свидетельство: ЭЛ № ФС 77 – 78044.
Дата регистрации: 17.02.2017.
Дата внесения изменений: 13.03.2020.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 4, к. Б.
Язык: русский.

Ⓒ Индивидуальный предприниматель Власова Анастасия Сергеевна, 2022
Платформы
Сервисы и проекты
Разделы
Рубрики
Адрес редакции
426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 4, к. Б.
Телефон отдела рекламы:
Телефон редакции: