Отличительной особенностью дорог до революции была их ужасная загрязненность. При казенном управлении начальство завода еще поддерживало относительный порядок на улицах. Но после передачи в 1867 году вопросов благоустройства в руки земской управы и волостных правлений дороги, застланные фашинником, постепенно утонули в грязи. В жаркую погоду она становилась пышной периной из пыли, а в ненастье превращалась в настоящую топь. В поселке даже существовал термин «ижгрязь»!
«Мощеных улиц нет. По одной стороне их тянутся дощатые тротуары, которые дурно содержатся и нередко-таки бывают причиной несчастных случаев. Об освещении улиц нет и помина, и в темную осеннюю ночь пешеход рискует или завязнуть по уши в грязи, или провалиться в канаву под тротуаром, или, наконец, быть ограбленным», – так описывал состояние дорог заводской доктор Иван Иванович Андржеевский в книге «Медико-топографическое описание Ижевского ружейного завода» (1880 год).
Что уж говорить про отдаленные улицы и дороги, когда даже Базарная улица, считавшаяся в поселке одной из центральных и самых оживленных, была грязной и неблагоустроенной. Выбоины, ухабы, промоины ремонтировались наскоро, кое-как. В отчетах по благоустройству мелькали фразы: «на площади Александро-Невского собора размытая весною дорога завожена мусором, шлаком и песком во многих местах...», «на Базарной площади возле каменного сушила накопившиеся от времени бугры навоза скопаны».