Top.Mail.Ru
11 июня 2021 14:23
Моя история

«Это своего рода зависимость»: история ижевчанина, который в 29 лет усыновил 6 детей

Было ли желание отдать их обратно, как справляться с агрессией и как растопить их сердца – откровения приемного отца

Егор и Нина из Ижевска. Личный архив героя
Егор и Нина из Ижевска. Личный архив героя

Егор и Нина – родители шести приемных детей. Ему 29 лет, ей – 33. Самой младшей дочке 1 год 7 месяцев, самой старшей – 18 лет. О том, почему они стали усыновлять детей, как не испугались взять девочку от матери, ведущей асоциальный образ жизни, и как дети реагируют друг на друга – IZHLIFE откровенно рассказал сам приемный отец. 

«Мы не могли ей не помочь»: как появилась первая, Вика

Егор и Нина поженились в 2016 году. И, как многие, почти сразу задумались о детях. Но своих у них быть не могло… Именно тогда начали появляться мысли – а что, если усыновить ребенка? Помог, что называется, случай. В церкви, куда они ходили, ребята познакомились с 15-летней девочкой Викой. Ее родную маму несколько раз предупреждали о том, что могут лишить родительских прав. Однажды так и получилось: соседи вызвали органы опеки, и Вика, испугавшись, что ее заберут, прибежала к Егору и Нине.

Егор и Нина женаты уже более 5 лет Фото: личный архив героев

«Мы не могли ей не помочь. Взяли расписку у ее матери, сообщили в органы опеки, оформили все документы. С тех пор – с 2018 года – Вика наша дочь», – рассказывает Егор.  

Но 15 лет – это один из самых сложных возрастов. Тем более, что Вика росла в неблагополучной обстановке. Груз, который она несла все эти годы, вылился на новых родителей. Слезы, капризы, истерики, отказ от еды, манипулирование тем, что они ей не родные…

«Было очень сложно эмоционально. У Нины даже сердце прихватывало. Мы возводили границы дозволенного: если ты хочешь с нами жить, соблюдай правила нашего дома. Мы осознавали, что эта девочка доверила нам свою жизнь, что она пришла именно к нам. И нам надо было сделать так, чтобы она не потерялась в этой жизни», – делится молодой человек.

И она стала меняться, оттаяла, превратилась в красивую девушку, которая знает, чего она хочет. После 9-го класса поступила на ветеринара, сейчас учится и живет в Можге.

«Сейчас ее отношение к нам более осознанное. На расстоянии она поняла, что скучает по нам, что мы для нее семья. Что ее учеба – это не потому что мы ее отселили, что она снова покинутая, а потому что ей хочется получить эту профессию», – продолжает Егор. 

Вика самостоятельная. Ей важно, что у нее есть своя отдельная комната в общежитии в Можге, свои карманные деньги, которыми она распоряжается по своему усмотрению. Но в тоже время, что дома в Ижевске есть мама и папа. И маленькая Лиза. 

«Бог хранил нам этого ребенка»: про малышку Лизу  

Через 5 месяцев Лизе исполнится 2 годика. Она – еще одна приемная дочка Нины и Егора. Родная мать, которая вела асоциальный образ жизни, оставила ее в роддоме.

«Есть такое интересное понятие, как очередь за детьми в органах опеки. Она нигде не регламентируется, но по факту она есть. И не видать бы нам этой малышки, если бы все, кто впереди нас были на усыновление, не испугались наследственности от ее матери. Но верим, что это реально чудо. Что при всем ужасном состоянии ее родной мамы Бог хранил нам этого ребенка. По шкале Апгар (это система быстрой оценки состояния новорожденного. – Прим. ред.) у Лизы 9 из 10 баллов!», – рассказывает Егор.

Одна из первых встреч с дочкой Лизой Фото: личный архив героев

Когда-то давно супруга Егора Нина давала Богу завет, что будет служить чужим детям, если Тот даст ей своих. И когда они узнали, что в роддоме отказались от девочки Елизаветы, то поняли – это судьба.

«Нина тогда мне сказала, что Бог ей так явно никогда не отвечал, что Лиза – это Его ответ на ее завет: ведь имя Елизавета в переводе буквально означает «Бог мой – клятва» или «завет с Богом». Кстати, Лиза очень похожа на меня. У нас с супругой даже шутка есть, мол, куда я уходил и откуда ребенок», – улыбается Егор и признается, что поначалу был дикий страх. Одно дело хотеть новорожденного ребенка и совершенно другое держать на руках «эту фарфоровую куклу», кормить, менять подгузник.

«Я серьезно боялся ее сломать, навредить. Это сейчас она крепенькая и сбитенькая девочка, а тогда она казалась мне крошечной. У меня, как, впрочем, и у других родителей, впервые взявших на руки малыша, не было никаких навыков. Всему пришлось учиться. Первые кормления, колики, зубы… Наверное, нам было важно прожить все это. Мы прочувствовали, каково это – быть родителями, что называется, с нуля», – продолжает молодой человек.

Конечно, сейчас Лиза не сможет даже понять, что она приемная дочка. Но ни Нина, ни Егор не собираются скрывать этот факт.

«Вообще психологи говорят, что сохранение тайны усыновления негативно сказывается на дальнейшей жизни как усыновленного, так и усыновителей. Ребенок, особенно в наше цифровое время, все равно узнает правду. А родители тратят колоссальное количество энергии на сохранение этой тайны и все равно ее не сохраняют», – считает Егор. 

«Буду называть их мамой и папой, раз это нужно малышам»: про новых приемных ребят 

Весной этого года ребята взяли под опеку еще четверых детей!

«Я сразу скажу, что приемное родительство – это своего рода зависимость, – улыбается ижевчанин. – Мы подумали, что дети в парах лучше развиваются и было бы неплохо найти Лизе старшего братика. Снова обратились в органы опеки, а их юрист предложил: «А возьмите Ивановых (фамилия изменена, - прим. ред.), там есть мальчик». Я спрашиваю: «А девочек сколько?». Они отвечают: «Ну три». Что? Это было смешно. Кстати, супруга спросила только про их возраст».

Егор рассказывает, что они думали над этим предложением почти полгода, решали, хватит ли ресурсов на их содержание и воспитание. И только тот факт, что детей могли увезти в детдом совсем скоро, подтолкнул их принять окончательное решение – ребята, как они сами это называют, прыгнули в ответственность. 

«Впервые видеть их было тревожно: мы не знали, как все пройдет. Нас привели в игровую комнату, а потом детей. И через 5 минут они просто висели на нас. Но мы понимали, что им просто важно было получить любовь. И без разницы от кого», – вспоминает Егор.

Самой старшей, Даше, – 9 лет, Вике – 8 лет, Диме – 5 лет, Наташе – 4 года. Ребятишки помнят свою прошлую семью – год назад умерла их родная мать, а отец жив и здоров. Несмотря на это, они с первого для называют Нину и Егора мамой и папой.

У Егора и Нины теперь 6 детей! Фото: личный архив героев

Вика очень быстро привязалась к Нине – ведь она так хотела, чтобы у нее снова была мама. Маленькой Наташе вообще пока без разницы, кого любить. Дима – его ласково называют принцем этой семьи – не попал в детский сад, поэтому почти не разлучается со своей новой мамой и не вспоминает прошлое.

«Сложнее всего старшей Даше. Во-первых, она привязана к своему настоящему отцу, который внезапно объявился на следующей день после приезда детей в семью и начал требовать свиданий с детьми. И мы даже давали им некоторое время общаться. Правда, потом прекратили – после его звонков детям становилось плохо. У них было раздвоение сознания: как так при родном папе они живут в другой семье», – делится приемный отец. 

Плюс к этому, на Даше, как на старшей, несколько лет лежала ответственность за маленьких сестер и брата. Перед самым отъездом она согласилась: «Если это нужно для малышей, я сделаю это – поеду с ними и буду называть их мамой и папой!».

«Сейчас ей надо научиться снова быть ребенком, позволить себе это, расслабиться. А еще прожить свое горе. Да, есть и агрессивное поведение, и слезы, и истерики. И это совершенно нормально. И это важно понимать, что такое будет в любом случае. Пока от нас требуется терпение. И создать комфортную среду, чтобы они смогли все это пережить и начать новую жизнь», – уверяет Егор. Дети привыкают самостоятельно обслуживать себя. Во всех соцучреждениях и детдомах дети просто не умеют это делать – ведь каждый день им приносят чистые вещи, еду, моют за них посуду и т.д.

«Каждый вечер я стараюсь с каждым из них говорить. Они рассказывают, как жили раньше, рассказывают о прожитом дне, учатся доверять нам. Даша очень интересная девочка, она так неожиданно мыслит. Она ждет, пока все уснут, и тихо в кровати говорит мне: «Пап, поговори со мной, погладь меня». Это такие сокровенные моменты. Да, пока она старается не замечать нашу первую маленькую Лизу – пока еще делит на свою семью и другую, но я верю, что все будет хорошо!» 

«Как здорово просто побыть вместе»: про свои эмоции

Приемными родителями быть нелегко, но это не так страшно, как кажется со стороны, уверяет Егор.

«Многие говорят, что мы герои. А в чем геройство-то? Есть отцы и матери, которые сами родили столько же детей. И вот их я считаю героями – там женщина шесть раз была беременна и шесть раз рожала!» – говорит ижевчанин. И смеется: то, какой он сейчас, – во многом заслуга его жены Нины.

«Если бы не ее вот эти все авантюры, наверное, моя жизнь не была такой интересной».

Первое время Егор боялся взять на руки малышку Лизу Фото: личный архив героев

Вместе они ходят к психологу, который помогает им справляться с различными ситуациями.

«У меня никогда не возникало мысли «ой, вернуть бы». Я четко понимаю, что у такого шага слишком жесткие последствия. Если, например, разорвать эту четверку – для них это травма на всю жизнь. Да и мы уже влюбились в этих детей! Признаюсь, сначала было такое, что Вика и Лиза – родные, а эти приемные. Но даже 3 месяцев еще не прошло, как они с нами. Да и обычные родители не сразу привыкают к новорожденному ребенку», – добавляет Егор.

А еще стараются быть наедине с друг другом.

«Нас очень выручает мама Нины. И пока она водится с детьми, у нас есть возможность побыть вместе. Например, недавно сходили в кино. Вернее, не дошли. Поняли, что хотим просто погулять вдвоем и вкусно поесть в кафе. Восполнять ресурс – это самое главное. Это такое блаженное состояние, когда все дети спят, а мы с Ниной вдвоем. Я даже больше скажу, с приемными детьми мы стали больше разговаривать с друг другом. У нас еще больше тем для разговоров...» – отмечает молодой человек. 

«Нельзя прыгать выше головы»: о дальнейших планах

Егор и Нина руководят Клубом замещающих родителей Ижевска. 

«Мы многое прожили. И пока хватает энергии, мы решили делиться своими знаниями, решили помогать другим семьям, другим родителям, которые или уже усыновили детей, или только хотят это сделать», – рассказывает Егор.

Тортик на годик для маленькой Лизы Фото: личный архив героев

Клуб создан на базе сообщества приемных семей Удмуртии. Сейчас в нем 50 семей, которые все вместе воспитывают около 200 приемных детей.

«Это мощнейший инструмент по профилактике повторного сиротства, когда приемные родители, не справляясь, отказываются от детей. Я знаю случай, когда семья заводчиков кошек взяла ребенка. А он нашел самого красивого, лучшего, любимого котенка и свернул ему шею, чтобы посмотреть на реакцию: отдадут его обратно в детский дом или нет. Не отдали – они знали, на что идут, и сейчас у них все хорошо. Поэтому лучше не сталкиваться с такими проблемами, а заниматься профилактикой, разговаривать, заниматься с психологом, проживать трудные моменты вместе».

Пока Нина и Егор не планируют усыновлять еще детей, говорят «нельзя прыгать выше головы». Зато думают о покупке большой квартиры.

«Я знаю, что сейчас каждый мой день – это не просто прожитые часы. Я каждый день делаю чью-то жизнь лучше! И каждый день я думаю о том, что должен справиться с задачей, которую взял на себя. Что я должен не подвести этих детей! Создать хорошие условия, дать им личное пространство, с каждым построить личные отношения. Тогда и у них, и у нас с Ниной все будет хорошо!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ижевчанка сбежала от мужа-бельгийца, который обещал ее «урыть»

8 художников из Ижевска, чьи работы востребованы в России и за ее пределами