16 октября компании Disney исполнился 101 год. За столетие из маленькой мультипликационной студии она превратилась в главную развлекательную корпорацию планеты. На своей непростом пути компания Уолта Диснея совершила несколько революций в кинематографе и вырастила на своих фильмах не одно поколение детей по всему миру.
Редакция IZHLIFE решила вспомнить основные вехи Disney к дню основания компании.
Первый цвет и звук в мультфильмах
Первые 4 года основанная братьями Уолтом и Роем Диснеями студия работала в перспективном, как тогда казалось, стиле мультипликации, когда в кадре на рисованном статичном фоне одновременно находились живые актеры и мультипликационные персонажи. Созданный таким способом мультсериал про приключение кэрроловской Алисы позволил молодой компании арендовать офис и нанять новых художников. Сам Уолт Дисней, как отмечают критики и его современники, рисовал посредственно, за ним оставались лишь важные решения.
Развивая первые успехи, в 1927 году Дисней вместе с мультипликатором Абом Айверксом создают персонажа кролика Освальда. Контракт на выпуск нового мультсериала подписывает Universal Pictures. Мультфильмы про удачливого кролика покоряют зрителей и успешно конкурируют с главным мультипликационным персонажем тех лет – котом Феликсом. Окрыленный успехом Дисней в 1928 году просит боссов Universal повысить гонорары, но получает отказ. Disney остается без контракта, а все права на Освальда переходят к киностудии. Тогда Уолт Дисней решает создать нового персонажа, который должен стать лицом его компании.
Так человечество получает одного из самых узнаваемых персонажей кинематографа – Микки Мауса. Однако он рождался в муках. Первые три мультфильма с мышонком провалились в ограниченном прокате и отпугнули дистрибьюторов, короткометражки попросту ничем не выделялись среди сотен других. Тогда Дисней решает переснять уже отвергнутый публикой мультфильм «Пароходик Вилли», но добавить туда то, что нет у конкурентов, – синхронный звук. 7-минутный мультфильм, в котором Микки Маус свистит, слушает поскрипывание руля и гудок, стал революцией в жанре. Зрители были в восторге и голосовали за инновацию долларом.
В 1932 году Уолт Дисней узнает о новой технологии раскрашивания кинематографической пленки. Мультипликатор так загорается идеей создать первый мультфильм в цвете, что вынуждает сотрудников своей компании переснять одну из выпущенных ранее работ. Его не останавливают даже затраты на производство, превышающие в несколько раз расходы на привычные всем черно-белые мультфильмы. Так зрители видят первую цветную мультипликационную ленту «Цветы и деревья». К слову, первый фильм в цвете выйдет на экраны только в 1934 году, Disney опережает всех на несколько шагов.
Цвет и звук в мультипликации становятся только первыми шагами Диснея к настоящей революции в жанре.
Революция на последние деньги
В 30-х годах прошлого столетия Disney успешно развивает производство короткометражных мультфильмов. На экранах из-под кисти аниматоров студии появляются и по сей день известные и любимые персонажи: Гуффи, Плуто, Дональд Дак и другие. Но Уолту Диснею, как настоящему новатору-визионеру, становится тесно в прежних жанровых рамках. Еще в 1933 году он задумывает выпустить первый полнометражный мультфильм.
Все мультфильмы в те времена длились не более 10 минут, за которые персонажи на экране в основном смешно падали с лошади или врезались в стену. Рядовой ролик в Tik Tok несет в себе больше смысловой нагрузки, чем анимация тех лет. Коллеги и близкие Диснея опасались, что полнометражный мультфильм просто не сможет удерживать внимание детей, а взрослые на него и вовсе не пойдут. Рой Дисней, отвечавший в компании за финансы, также указывал на дорогостоящее производство такой картины.
Брат мультипликатора оказался прав. Начавшаяся в 1934 году работа над мультфильмом «Белоснежка и семь гномов» (0+) заняла 3 года. Первоначальный бюджет в 250 тыс. долларов разросся до рекордных по тогдашним мерках 1,5 млн. Чтобы покрыть расходы, Уолту Диснею пришлось набрать кредитов и заложить свой дом.
Подход к созданию полного метра был совсем иным, чем к короткометражкам. Аниматоры Disney во время работы над лентой создали более 2 млн рисунков. Процесс осложнялась еще и жесткими требованиями Диснея. Чтобы «оживить» картинку, он приглашал в студию балерин и заставлял аниматоров срисовывать их позы во время танца, а также вывозил художников в лес, чтобы те правдоподобно запечатлели полет птиц и колыхание деревьев. В успех ленты по мере ее создания переставали верить даже близкие Диснея, в том числе его жена.
Премьера «Белоснежки» состоялась 21 декабря 1937 года. Как рассказывали очевидцы, весь сеанс Уолт нервно сжимал руку своей жены и отпустил ее только ближе к концу, когда на сцене похорон главной героини из зала начали доноситься первые всхлипы. Так Уолт Дисней привнес в анимацию высокую драматургию. Мультики навсегда перестали быть исключительно детским развлечением.
Диснейленд
Заработанные от проката «Белоснежки» деньги компания тратит на строительство новой штаб-квартиры и производство других полнометражных картин. Уолт Дисней требует выпускать по одной полнометражной ленте раз в 6 месяцев. Производство таких мультфильмов отнимало много ресурсов и не всегда окупалось. И пусть первый полет Дамбо, пуля над головой Бэмби или постоянно растущий нос Пиноккио навсегда вошли в мировой кинематограф, но в 40-е годы XX века они не смогли значительно улучшить финансовое положение Disney.
Частично ситуацию спасла пропагандистская работа кинокомпании. Студия во время Второй Мировой войны снимала много короткометражек по заказу американских ведомств. Всем известный Дональд Дак даже переквалифицировался на время в сборщика снарядов и пилота, летящего бомбить Японию. При этом ухудшилось качество мультфильмов студии, что сильно огорчало Уолта Диснея.
Глава успешной компании задумывается об альтернативном источнике доходов. Тогда в голову Диснея приходит идея перенести миры созданных им мультфильмов с плоских экранов в реальность. Так начинается строительство Диснейленда.
По задумке Диснея, в городе Анахайме в Калифорнии должен был появиться большой парк аттракционов, похожий на мини-город с тематическими кварталами. Задумка вновь столкнулась с критикой прагматичных коллег мультипликатора. В окупаемость парка, в котором нет американских (в США их называют русскими) горок и других экстремальных аттракционов, а также запрещена продажа алкоголя, мало кто верил.
Дисней, как всегда, настоял на задумке и вложил в создание Диснейленда около 20 млн долларов. Денег у компании не хватало, тогда Уолт договорился с набирающей популярность среди американцев телекомпанией ABC. Он выпускал шоу Диснейленд, в котором сам работал ведущим. Взамен телесеть спонсировала строительство парка.
Первый Диснейленд открылся 18 июля 1955. Опасения скептиков не оправдались. Миллионный посетитель побывал в парке спустя всего 7 недель после открытия. Этому способствовала масштабная рекламная кампания. Многие мировые лидеры сделали традицией поездку в Диснейленд при посещении США. Попасть в парк хотел и Никита Хрущев во время своей знаменитой поездки в Штаты, но его отговорили сотрудники КГБ.
На сегодня в разных городах мира открыто уже 11 тематических парков Disney. Один лишь только парк в Париже закрыл 2023 год с прибылью в 3,1 млрд долларов.
Наследие Диснея
Уолт Дисней скончался в декабре 1966 года от рака легких, но заложенные им принципы развития компании помогли Disney выпускать знаковые мультипликационные и игровые фильмы по сей день.
Ренессансом студии принято считать 90-е годы, когда на экраны вышли «Аладдин» (0+), «Король лев» (0+), «Русалочка» (0+). Но в эпоху первых 3D видеоигр студия продолжала использовать при создании мультфильмов традиционные методы мультипликации с ручной рисовкой. В 1995 году корону новаторов в мультипликации перехватила молодая студия Pixar со своей «Историей игрушек» (0+), полностью выполненной из компьютерной анимации. Руководители Disney не стали соревноваться с конкурентом, а просто купили перспективную компанию за почти 8 млрд долларов в 2006 году.
К концу 2024 года Disney собрала под своим крылом лучших производителей развлекательного контента. Все фильмы Pixar, Marvel, последние фильмы и сериалы по «Звездным войнам» стали частью наследия Уолта Диснея.