
7 августа в Ижевске на базе Centre digital & media состоялась презентация новой книги известной журналистки, уроженки Удмуртии, Галины Сапожниковой. Ее профессиональный путь сложился далеко за пределами республики, но связь с малой родиной остается крепкой. Автор, чьи расследования публиковались многомиллионными тиражами в «Комсомольской правде», решила представить свою работу именно в Ижевске – не только из ностальгии, но и с четкой миссией: «зафиксировать то, что было основой журналистики, чтобы это перетекло в завтрашний день профессии».
О профессиональном пути и связи с Удмуртией
Галина Сапожникова начала мечтать о журналистике уже лет с десяти, но вся ее профессиональная карьера сложилась за пределами родного региона. Хотя она и помнит некоторых представителей местной журналистики, а также публиковалась в удмуртских изданиях, основная часть ее работы проходила вдали от Ижевска.
При этом, как отмечает обозреватель КП, она всегда следила за происходящим в регионе, знала коллег по их публикациям и никогда не отказывалась от встреч с журналистами – например, из «Комсомолки».
![IMG_8898[1].jpg](/upload/medialibrary/75a/s012c0ktapqk34lzm0ng9i7i1x613z64/IMG_8898_1_.jpg)
«Когда приезжала навестить родителей, проводила мастер-классы. Многие до сих пор помнят эти разговоры о секретах профессии», – добавила она.
Кстати, первая презентация книги состоялась в Казани, где Галина Сапожникова читала лекцию о будущем профессии в эпоху цифровых перемен.
«И вдруг я подумала: если в Казани меня слушали сотни коллег, спорили, брали книги, то почему бы не сделать то же самое для своих? Я в отпуске, время есть – значит, надо встретиться и показать работу», – поделилась своими размышлениями автор.
Для чего написана книга?
Галина Сапожникова отметила, что это не первая и не последняя ее книга. А после многомиллионных тиражей в «Комсомолке» имя в печати уже не вызывает у нее особого трепета. Однако она считает важным зафиксировать основы профессии, которые останутся фундаментом для журналистики будущего.
«Кризисы пройдут (я уверена в этом и готова аргументировать), и тогда наши сохраненные навыки, опыт, принципы снова станут востребованы», – убеждена Галина Сапожникова.
Автор признается, что «мало кто из журналистов оставляет после себя книги». Скромно отмечая, что не ставит себя в один ряд с Аграновским (известный советский журналист, публицист, писатель), она тем не менее считает свою книгу своеобразным учебником, написанным «с иронией и без занудства».
![IMG_8989[1].jpg](/upload/medialibrary/96e/glqjozcn9qp8bc7haq91e9ucq5yako1u/IMG_8989_1_.jpg)
Свое право писать на эту тему Галина Сапожникова обосновывает тридцатилетним опытом в профессии и участием в десятках громких расследований, среди которых: трагедия парома «Эстония», исчезновение барнаульских студенток и история про реальных людей-«зомби».
«Были и громкие дела, и посаженные преступники, и спасенные репутации, и люди, вытащенные из тюрем», – добавляет она.
В какой-то момент Галина Сапожникова остановилась, осознав, что «нельзя объять необъятное». Она с горечью отмечает, что сколько ни пиши о маньяках, новые жертвы все равно будут попадать в опасные ситуации.
Поэтому известная журналистка решила сосредоточиться на работе с коллегами. Ее книга, как подчеркивает автор, – не мемуары: «Я, в отличие от Голованова или Пескова, не вела дневников». После тяжелых смен, по ее словам, «не было сил писать «дневничок» – репортеры валились с ног».
Про обложку и скрытые смыслы
Особое внимание Галина Сапожникова уделила обложке книги, которая кажется детской лишь на первый взгляд. Как пояснила автор, ее создал журналист Аллан Хантсом, ныне находящийся в заключении в Эстонии по политическим статьям.
«Это поддержка коллег из Прибалтики, оказавшихся за решеткой. Лично знаю семерых, а всего таких – около тридцати», – сказала писательница и журналистка.
![IMG_8907[1].jpg](/upload/medialibrary/940/lmdjgc6zr4oz8dgpc64i3vj823pcdhop/IMG_8907_1_.jpg)
Центральный образ на обложке, по словам автора, изображает ее в молодости (что подтверждают свидетели), причем создан он был с помощью нейросети в рамках ироничного эксперимента. Что касается насекомого на обложке, автор пояснила:
«Многие решат, что это пчела, символ трудоголизма. Нет. Я просила ИИ изобразить уставшую “муху-жука” – метафору выгорания. Это намек на следующую книгу: она будет о творческих тупиках и профессиональном истощении, актуальном для журналистов и не только».
Искусственный интеллект: угроза или неизбежность?
На встрече Галина Сапожникова не только рассказывала о своей книге, но и много рассуждала о сути и будущем профессии журналиста. Например, о влиянии на СМИ искусственного интеллекта, который одновременно и облегчает, и усложняет жизнь корреспондентам. По ее словам, «в плане вранья он уже заткнул за пояс всех фейк-ньюс блогеров». При этом Галина Сапожникова подчеркивает, что его одинаково опасно как недооценивать, так и переоценивать.
Для журналистики, как отмечает автор, угроза со стороны ИИ особенно ощутима: теоретически можно сократить до 80% штата. Хотя многие главные редакторы считают позором публикацию текстов, написанных ИИ, Галина Сапожникова с этим не согласна:
«Вот что позор – если журналист превратится в бездумного поставщика контента, которого легко заменить алгоритмом».
Автор соглашается с тем, что благодаря развитию ИИ грядет исчезновение многих профессий, таких как переводчики и журналисты-«наполнители», но уверена, что останутся те, кто умеет думать.
![IMG_9066[1].jpg](/upload/medialibrary/5fe/385trhyux268ekpi28tcb2o1k6mji7fe/IMG_9066_1_.jpg)
Кстати, в ближайших планах автора – запуск Школы авторской журналистики, где будут изучать жанры, которые нейросеть точно не осовит в ближайшее время: расследования, фельетоны.
Интервью, которого не должно было быть: как журналист думает в нестандартных ситуациях
Также обладательница «Золотого пера России» размышляла о том, как журналисты принимают решения в нестандартных ситуациях, подчеркивая:
«Я хочу показать, как в нашей профессии рождаются решения – особенно когда все идет не по плану».
Например, командировка в Грузию в 2008-ом. Галина Сапожникова вылетела туда для интервью с Кикабидзе, но, несмотря на необходимую важную подготовку к диалогу, «в самолете... банально уснула. Человек же, в конце концов». Проснувшись, она узнала о разрыве дипотношений между Россией и Грузией.
![IMG_8961[1].jpg](/upload/medialibrary/94a/t23o40jr6c85tmnh75zksbn77hbznch0/IMG_8961_1_.jpg)
«Нет, – говорю, – остаюсь», – вспоминает автор свое решение, когда ей предложили вернуться обратно. Раз обстоятельства изменились, она вознамерилась сделать репортаж о первой ночи в аэропорту после разрыва отношений. На вопрос о том, где же она планирует спать, Галина Сапожникова, не раздумывая, ответила: «На транспортерной ленте».
История закончилась тем, что сам Кикабидзе приехал в аэропорт и сел напротив: «Ну, спрашивай».
«А я не готова! Могу, конечно, ляпнуть про «творческие планы» – но это же смешно. Начинаю “плыть”. Он это видит, – признается журналистка. – И тут – спасение: начальник погранслужбы объявляет: “Вам разрешено остаться на 90 дней!” Вах! Интервью позднее в итоге получилось – но только потому, что я не струсила и не полетела обратно».
Или другой случай. Лондон, нулевые.
«Мне заказали интервью с Борисом Березовским – только-только переехал в Лондон. 10 дней я звонила ему каждый день. Ответ: “Перезвоните завтра”. Зато музеи все обошла – спасибо «Комсомолке» за оплаченную командировку», – улыбается Галина.
![IMG_8985[1].jpg](/upload/medialibrary/58c/57yxl01m0l101x00wvmpyc6kez36syu1/IMG_8985_1_.jpg)
Наконец, наметилась встреча, но олигарх и тут кормил завтраками: сначала пообещал принять дома, потом передумал: «Давайте в ресторане». В итоге: «Приходите в офис».
Было ясно, что раскачать его на интервью станет делом непростым, но автору пришла в голову идея – аккуратно «наехать»:
«Борис Абрамович, вы опоздали, не накормили, домой не пустили… Хотя я рвалась не за этим».
На закономерный вопрос, зачем тогда, Галина Сапожникова ответила, что за маской Добби», которую Березовский надевал после одного суда.
«Он аж подпрыгнул: “А она не дома!” – “А где?” – ”На работе” – “Доставайте!”».
То, что происходило дальше, напоминало безумие. Спева галина Сапожникова потребовала, чтобы ее респондент попозировал в маске для фото, а затем надела маску сама и попросила уже Березовского сделать кадр.
«Отлично, сказала я, подпишу под фото: Березовский. Придете в редакцию за гонораром. Он рассмеялся. Дальше – легко. Сбила его игру. В редакции девочки ахнули: “Как ты его расколола? Юбку короткую надела?” Да, я 38-летняя надела яркую юбку. Конечно, нет. Все дело в ключиках. К каждому интервьюируемому – свой», – объясняет прославленная журналистка.
Ижевск: как голубые глаза и «антитренд» изменили взгляд на родной город
В книге Галины Сапожниковой Ижевск упоминается дважды.
«Первый раз – в связи с маньяком (уж извините). Второй – с Калашниковым», – объясняет автор.
О встречах со всемирно известным оружейником автор вспоминает с особой теплотой. В 75-летие Михаила Тимофеевича она взяла у него интервью. Растопила его сердце… комплиментом про голубые глаза. Коллеги потом смеялись: «Галина, ну можно было вопросы умные задать!» Но сработало.
![IMG_9084[1].jpg](/upload/medialibrary/508/pxg3bbzmu38n1zmvvdpl49pie96t0o2h/IMG_9084_1_.jpg)
«Потом, в 85 лет, он мне отказал наотрез: «Зубы делаю – не буду!» Уговаривали всем «колхозом» – бесполезно. Что делать? Стала опрашивать его коллег. И выяснила потрясающую вещь: многие приехали в Ижевск специально жить и работать из других городов – «мечтали делать оружие». Это же счастье!» – вспоминает Галина Сапожникова.
Так она увидела «антитренд»: не «уехать в Москву», а «жить в Ижевске ради дела».
«Не наступайте на те же грабли»
Автор признается, что сознательно включила в книгу описание своих профессиональных ошибок, «чтобы другие не наступали на те же грабли».
Рассказывая о работе корреспондентом в Эстонии, Галина Сапожникова вспоминает встречу с Игорем Костолевским – «актером-молчуном, давно затюканным журналистами». В тот период у нее только что умер отец, и «можно было сделать гениальный ход: спросить о его отце, о семейных отношениях». Однако вместо этого она ограничилась стандартными вопросами из блокнота.
Особенно запомнился момент, когда на ее реплику «Вы 20 лет женаты на одной актрисе» Костолевский резко ответил: «А что, мне теперь развестись что ли?» (Хотя он впоследствии действительно развелся).
А еще журналист не должен быть слишком доверчивым.
![IMG_9034[1].jpg](/upload/medialibrary/611/9vz9rc76vhbd3j3t6hcqqlc1oqx2jtbu/IMG_9034_1_.jpg)
«Люди врут. Даже когда вы с диктофоном и лицом “правдолюбца”», – говорит Галина Сапожникова, иллюстрируя это ярким примером из своей практики.
Когда автор работала над эссе о смерти Юрия Богатырева, его «подруга детства» Нелли эмоционально рассказывала: «Раневская в черной шляпке стояла у могилы, кричала „Юрочка!“ и чуть не прыгнула вниз».
«Красиво? Да. Правда? Нет. Раневская умерла на пять лет раньше. Хорошо, что проверила – такие “ляпы” стоят репутации (и, возможно, позора на один день)», – делает важное замечание журналистка.
Как не должен делать журналист
Не обошла Галина Сапожникова и такие важные темы как безопасность и журналистская этика. И это скорее уже было напутствием для молодых журналистов. К сожалению, история насчитывает множество примеров, когда корреспонденты проявляли излишнюю скрытность в погоне за эксклюзивами, не предупредив, куда собираются идти и что делать. Это оборачивалось печальными последствиями – от попадания в нехорошие истории до гибели.
«Всегда оставляйте “след”: говорите в редакции, куда идете. И не играйте в Рэмбо – героизм не стоит жизни».
![IMG_9074[1].jpg](/upload/medialibrary/5cb/tudec4ncldo68omllzqx5d7rt2hdvpru/IMG_9074_1_.jpg)
Также, по словам автора книги, карьеру журналиста может сгубить его беспечность, например, отсуствие фактчекинга и привычки сохранять исходные материалы.
Особое внимание автор уделяет этическим вопросам, резко критикуя такие распространенные практики, как фотографирование задержанных в унизительном виде («Зачем? Чтобы унизить? Рейтинги на этом не повысишь») и публикацию фото мертвых тел («А если бы с вами после смерти так поступили?»)
Следующая книга: выгорание и потерянный романтизм
Галина Сапожникова уже планирует написание следующей книги, которая будет посвящена профессиональному выгоранию. В ней автор расскажет, как сохранить здоровье при бешеном ритме и почему «я работаю без выходных» – не подвиг, а глупость.
«Многие приходят в профессию с ощущением миссии – а уходят циниками», – признается Галина Сапожникова. Почему так происходит, можно ли этого избежать и как – об этом и будет следующая книга.