Top.Mail.Ru
6 июля 2020 12:01
Общество

Разбирал завалы на Удмуртской, 261 и эвакуировал людей при взрывах в Пугачево: откровения спасателя из Ижевска

Евгений Абышев о графике работы и постоянных «клиентах»

Практически каждый день люди этой профессии сталкиваются с жизнью и смертью: спасают тонущих, участвуют в ликвидации пожаров, а иногда даже снимают с деревьев котов. В новом выпуске рубрики «Моя работа» спасатель из Ижевска отвечает на интересные вопросы и рассказывает о своей работе.

Досье

Евгений Абышев

Фото: Амир Закиров

Возраст: 37 лет

Образование: высшее, УдГУ, инженер по защите в ЧС

Стаж работы: 18 лет

Семейное положение: женат, двое детей

Хобби: охота

Как пришел в профессию:

– Еще в школе я полюбил туризм, активно им занимался. Все эти походы и спартанские условия жизни мне нравились, и я захотел стать военным. Подал документы в академию гражданской защиты МЧС России (Московская область), но там был очень большой конкурс (24 человека на место) и, к сожалению, я не прошел. Решил, что тогда пойду в армию, но узнал, что в УдГУ открылся набор на новую специальность – защита в ЧС. Попробовал и поступил! Уже во время учебы я подрабатывал, а в 2002 году официально устроился работать спасателем.

«Мы не можем прекратить работу ни на секунду»

– А вы слышали о вчерашнем ЧП? На Воложке пенсионер чудом спас подростка. Если бы не он, то погиб бы мальчишка. Воды он знатно нахлебался! – встречает нас наш герой, спасатель 1 класса, замначальника «Поисково-спасательной службы Ижевска» Евгений Абышев. – Лето у нас самая жаркая пора: и в прямом и переносном смысле. Практически некогда присесть. Работают у нас всего 39 аттестованных спасателей: на смене по 7-8 человек. Трудятся сутки через трое (включая выходные и праздники) не жалея себя и своих сил.

В зависимости от сложности вызова спасатели могут потратить на помощь людям от получаса до 2-3 часов или вообще несколько дней Фото: Амир Закиров

Перед тем как заступить на смену, спасатели обязаны по всем правилам «принять» у коллег всю сводку, помещение, инструменты и оборудование. Помимо этого, на работу не допустят, если специалист не прошел утренний осмотр: обязательно проверят температуру, давление и проведут тест на алкоголь. Только после всех этих «ритуалов» спасатели занимают свои позиции.

Спасатель – это универсальный человек, который должен уметь управлять и машиной, и катером, и оказывать первую помощь

–  На каждую смену у нас составляется приказ на дежурство, в котором прописывается, кто начальник, кто водитель, кто судоводитель. Остальных спасателей, которые поедут на вызов, по мере поступления звонков назначает начальник поисково-спасательной группы, –  отмечает Евгений. – Рабочий день у нас ненормированный. Например, как такового обеда нет: мы не можем перестать работать ни на секунду. Поэтому обедаем по очереди. Помимо участия в выездах, во время дежурства проходят занятия по специальной подготовке, в которую входят и топография, и первая помощь, и многое-многое другое.

«Сначала люди, затем котики»

По словам Евгения, иногда за день они могут выехать на 10 заявок, а иногда не получить и одной. Но каждый день у специалистов этой профессии не похож на другой.

Спектр того, что мы делаем, очень большой. 60% от общего числа заявок составляю бытовые ситуации: закрылась дверь, а человек остался внутри, нужно снять кольцо, достать ребенка, который застрял в перилах детской кроватки, снять наручники. Остальной пласт вызовов – ДТП, пожары, спасательные работы на водоемах, извлечение трупов из труднодоступных мест, поиск людей на территории города.
Евгений Абышев, спасатель
Фото: Амир Закиров

Отметим, что помогают спасатели и животным. Однако не всегда делают это своими силами.

– Основное наше назначение – спасение человеческой жизни. То есть, если нам поступит звонок, что в Устиновском районе на дереве сидит котенок, то такой вызов у нас не в приоритете. У нас всего одна машина и если мы ее отправим снимать котенка, а в это время человеку срочно нужна будет помощь, например, в Ленинском районе, то мы просто не успеем ее оказать, – делится Евгений. – Конечно, такие ситуации мы не можем тоже оставить без ответа, поэтому котенка можем и снять, если находимся проездом в этом районе или связываемся с другими службами, волонтерами, студенческими отрядами, которые могут своими силами решить проблему.

Внутри автомобиля спасателей есть все, что нужно для оказания быстрой и грамотной помощи во время ЧП: гидравлический инструмент, бензорез, лебедка, альпинистское снаряжение, противохимические костюмы и т.д. Выезжает на такой машине по 3-4 человека Фото: Амир Закиров

«О взрыве дома на Удмуртской узнал от знакомых»

За 18 лет стажа у Евгения накопилась масса историй: как со счастливым, так и с печальным концом. Но некоторые ЧП Евгений не может забыть до сих пор. Одно из них – взрывы на арсенале в Пугачево (2011 год).

– Тогда я был просто спасателем еще. Это было ранним утром. Я живу на Татарбазаре, дом находится на возвышенности, поэтому яркое зарево разбудило нас с женой. Она с тревогой спросила: «Что это?». А уже через пару минут мой телефон разрывался от звонков… У нас сразу же была объявлена команда «Общий сбор» и вскоре мы уже «летели» на место, – вспоминает Евгений. – Зрелище, конечно, было страшное. По прибытии я видел, как взрывной волной относило комаров. Тогда я занимался эвакуацией людей. И тут было важно не только помочь людям, как-то успокоить, но и совладать с собой и не поддаться панике.

Пожар тушили несколько дней, в том числе при помощи авиации Фото: Константин Ившин

Еще одно громкое ЧП, в котором Евгению и его команде пришлось поучаствовать, – взрыв дома на Удмуртской, 261. Напомним, что в той трагедии погибло 7 человек, двое из них – дети. Об аварии наш герой узнал от друга, когда сигнал еще даже не поступил спасателям. Не медля ни минуты, спасатели объявили общий сбор, экстренно укомплектовывали машины.

Взгляд изнутри разрушенного дома Фото: vk.com/rescue_service.izhevsk

– Так как обвал был сильный, наша задача была обойти его и провести разведку. Мы как бы «пробивали проход» от одной стороны обвалившейся секции к другой. Мы заходили прямо в окно, все двери, которые нам встречались, были закрыты, их просто выгнуло и заблокировало, – говорит Евгений. –  Когда мы уже подходили ко второму концу (в часть угла со стороны улицы 10 лет Октября), то услышали стоны. Обнаружили пожилую женщину, около 65 лет. Она упала с 5-го этажа, но была в сознании, даже разговаривала. У нее были травмированы ноги, кроме этого на нее сверху упал телевизор и некоторые осколки корпуса просто впились ей в лицо. Вдобавок ее как одеялом накрыло рекламным листом (из поликарбоната). Когда мы начали ее доставать, она стала терять сознание от боли. Медикам мы ее передали еще живой, но организм не справился. После мы обнаружили еще тело мужчины без признаков жизни.

«Из завалов я вышел весь мокрый, потому что здание постоянно проливали»

По словам Евгения, за проделанную тогда работу его команды ему не стыдно, потому что каждый выложился даже не на 100, а на 200%.

– Нам повезло в том, что у нас были все данные. Мы с большой вероятностью знали, сколько человек было в подъезде, на каком этаже и в какой квартире. Это нам помогало определять конкретные места, где в первую очередь нужно работать, чтобы спасти людей, – делится мужчина. – Особое спасибо в очередной раз хочется сказать волонтерам за помощь, теплый чай, кофе и еду.

«Все плохое мы оставляем на работе»

Кажется, что пережить такие испытания невозможно, но у спасателей просто нет выбора. Может показаться, что многие люди из этой профессии черствые и бездушные. Но это не так. Они просто стараются не зацикливаться на каждом случае, иначе собственные мысли могут загнать в тупик.

– Бывают ситуации, когда ты не успеваешь спасти человека, но мы не волшебники. И если мама, например, отдыхала с подругой на пляже, выпивала и не усмотрела за ребенком, то ответственность за ЧП на ней, – говорит Евгений. – Да, некоторые на эмоциях срываются на нас, и тогда закрадывается мысль: а мог ли я сделать что-то лучше, быстрее, чтобы спасти? Но если ты четко знаешь, что вина не твоя, то не нужно ее на себя примерять, иначе работать в этой профессии уже будет невозможно.

«Даже в отпуске спасатели всегда наготове прийти на помощь, если заметят что-то неладное» Фото: личный архив героя материала

Научиться моральному равновесию непросто, тем более, что никаких психологических курсов для спасателей не предусмотрено.

– У нас важное правило: все плохое мы оставляем на работе, а домой идем совсем другим человеком. Негатив в семью нести не нужно, тем более, что жена за меня и так переживает, но знает, что ни при каких обстоятельствах свою работу я ни на что не променяю. Смирилась, – с улыбкой отмечает Евгений. – Как бы трудно ни было, после каждого вызова очень приятно услышать простое человеческое «Спасибо». А это выше всяких подарков и похвал! Ради этого и работаем!

Фото: личный архив героя материала

БЛИЦ

Снятся ли Вам страшные сны?

Не поверите, но нет! Наверное, это особенности психики. Ты можешь испытывать страх, это нормально, но при этом ты не должен терять способность к работе ни на минуту.

Были ли у вас «постоянные клиенты»?

Конечно. В основном, это рыбаки, которых, как показывает практика, ничему жизнь не учит. А еще однажды нас вызывали, чтобы помочь медикам спустить с 5-го этажа женщину-диабетика. Она весила около 200 кг. Через несколько месяцев мы снова к ней приезжали, но тогда она была уже без одной ноги.

Какие профессиональные риски есть у людей вашей профессии?

Заболевания суставов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, вирусные заболевания.

Доходы: от 20 000 до 30 000 рублей

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: