О детекторе лжи (полиграфе) слышал, пожалуй, каждый. Вокруг этой бездушной машинки ходят зловещие слухи. Она считывает любой ваш секрет, обывателю его невозможно обмануть, а лишнее движение будет расценено зорким полиграфологом, как ложь. В каких случаях применяется детектор лжи? Что он может рассказать? И можно ли его обмануть? Полиграфолог из Ижевска отвечает на интересные вопросы и рассказывает о своей работе.
Досье
Мария Световидова
Возраст: 42 года
Стаж работы: 8 лет
Образование: высшее психологическое, УдГУ. Курсы полиграфологов, 144 часа, г. Москва.
Семейное положение: замужем, двое детей
Хобби: рукоделие
Как пришла в профессию:
– Работая в отделе кадров банка, в 2012 году получила от руководства предложение пройти обучение на полиграфолога. Данная возможность показалась интересной, т.к. в этой работе я могла реализовывать себя как психолог, а банк получал возможность отсеивать неблагонадежных кандидатов уже на этапе подбора и дисциплинировать работающий персонал.
«У меня всегда с собой нашатырь»
Чтобы написать этот материал, я решила пройти детектор лжи лично.
– Тестирование на полиграфе проводится только с согласия человека. Все происходит по определенной схеме, – отметила сразу наша героиня Мария. Она работает штатным полиграфологом одного из банков города. – Сначала – беседа с полиграфологом. Ему нужно узнать ваше состояние здоровья. После – краткий инструктаж о том, как работает прибор и как проходит проверка. Дальше пробный тест, в ходе которого проверяются реакции тестируемого на ложь и правду. Это может быть тест на имя, например. А уже после этого полноценный тест.
После подготовки Мария надела на меня все нужные датчики и тестирование началось. Проверяли меня на тему наркотиков. Не переживайте, я чиста, никогда этим не баловалась и результаты теста это подтвердили!
– Перед тестом я всегда обсуждаю с испытуемым его самочувствие. Уточняю его давление, наличие хронических заболеваний, принимает ли сейчас какие-то лекарства. Чтобы кто-то падал в обморок – такого у меня не было, к счастью. Однако нашатырь у меня всегда с собой, – рассказывает героиня.
От приема на работу до служебных расследований
Круг обязанностей у Марии довольно широк: она проверяет сотрудников, которые уже работают в банке (например, чтобы исключить хищения) и тех, кто только планирует туда устроиться.
– За свой рабочий день я тестирую не больше двух человек. На каждое тестирование уходит по 2-3 часа. Нужно понимать, что полиграфолог – человек, и он эмоционально и физически сильно устает, – говорит Мария. – В мои обязанности помимо плановых проверок работающего персонала входит и проверка соискателей на должности. В таком случае я проверяю их на различные виды зависимостей: игровую, алкогольную, наркотическую, на факты краж, «слива» информации на прежних местах работы, мотивы поиска нового места работы и много других факторов.
Помимо банка, услугами Марии зачастую пользуются частные компании. Так, однажды наша героиня почувствовала себя настоящим оперативником.
– К нам обратилась организация с просьбой помочь в служебном расследовании. Я изучила материалы дела, подготовила тесты и готова была выехать на место, но мне позвонили и сказали, что как только сотрудники узнали о полиграфе, то виновные сразу же признались, – вспоминает Мария. – С одной стороны, я жалею, что не удалось поработать над этой ситуацией, так как это был бы интересный опыт. Но, с другой стороны, хорошо, что люди признались во всем сами. В данном случае я говорю, что полиграф сработал, не начав работать.
«Можно обмануть полиграфолога, но не полиграф»
Как отмечает Мария, полиграф – это бездушный прибор и он не учитывает ваши чувства, а вот сама она столкнулась с тем, как эмоции могут повлиять на полиграфолога.
– Был случай в начале моей карьеры. На тестирование пришла девушка (на должность кассира) с которой мы очень душевно поговорили. При обсуждении денежной темы она, мило улыбаясь и глядя мне в глаза, утверждала, что никаких прецедентов с финансами на прежних местах работы у нее не было, – вспоминает Мария. – Сажаю ее на датчики, начинаю «прогонять» по тестам и вижу, что человек мне лжет в глаза, и что на прошлых местах работы она брала тайком от всех деньги из кассы. Дождавшись окончания тестирования и еще раз перепроверив результаты я убедилась, что человек открыто лгал! Конечно, в заключении я написала о данном факте и рассматривать ее в качестве кандидата на кассира не стали. Кстати, после проверок я всегда пишу заключение с указанием выявленных фактов. То есть мое заключение может повлиять на то, примут человека или нет.
«Еще до проверки я вижу, лжет человек или нет»
Вот уже 8 лет Мария выводит на чистую воду людей, которым есть что скрывать. Говорит, что позиционирует себя не как прокурор, а как адвокат, который всегда защитит, если скрывать нечего.
– Я не делаю выводы: плохой человек или хороший. Я предоставляю заказчику информацию, выявленную на тестировании, а он уже сам принимает решение - будет он брать человека на работу или нет. С опытом я уже могу понять о человеке многое, когда он еще только переступает порог моего кабинета, – делится Мария. – Я обращаю внимание на манеру поведения человека, его жестикуляцию и даже на то, как он одет. И уже в беседе, до проверки на полиграфе, для себя делаю заключение: лжет человек или нет. Полиграф мне нужен для того, чтобы убедиться в своих предположениях.
По словам специалиста, подкупить или договориться с полиграфологом – невозможно.
– Для себя давно сделала установку, что на работе у меня нет друзей. За пределами банка – да. Я понимаю, насколько легко замарать честь полиграфолога. Своей репутацией я дорожу, – делится Мария. – Самая большая для меня благодарность, когда люди, уходя от меня говорят, что не так представляли себе тестирование и полиграф не страшен, если нечего скрывать. А кто-то отмечает, что уходит с ощущением того что побывал на приеме у психолога.
БЛИЦ
Проверяли ли вы хоть раз друзей или родственников?
Нет и никогда этого делать не буду. По негласной этике мы не имеем права их тестировать, так как мы все люди и у нас есть чувства, поэтому заключение может быть необъективным.
Откуда берутся вопросы?
Они составляются на основе пожеланий заказчика. Нельзя просто взять вопрос и задать его. Вопросы должны соответствовать многим требованиям, например, быть короткими, четкими, без всяких двусмысленностей. Ответов на вопросы может быть только два: да или нет.
Телевизионные передачи с детектором лжи – постановка?
На мой взгляд, да. Я пыталась смотреть програмы «Детектор лжи» (0+), «На самом деле» (16+). Могу предположить, что с героями таких передач и вправду проводится тестирование, но не прямо во время шоу, а до выпуска. Во-первых, если приглядется, то даже датчики на героях установлены неправильно. Кроме того, на тестировании может присутствовать только два человека, максимум трое, но никак не вся страна! Такие шоу дают очень много неправильной, негативной пищи для размышлений, фактически порочат работу полиграфолога.
Можно ли узнать на детекторе, любит ли тебя человек?
Нет. Полиграф – это прибор и судить о чувствах, эмоциях он не может. Можно проверить факт измены, но я в приницпе против таких проверок, так как после них уже ничего хорошего в отношениях не будет.
Это интересно!
Из каких датчиков состоит полиграф?
- Датчик дыхания (2 штуки). Один устанавливается выше уровня груди, другой – на уровне талии
- Датчик движения тела (на нем сидит испытуемый)
- Датчик измерения пульса (средний палец левой руки)
- Датчики потоотделения (указательный и безымянный палец левой руки)
- Существуют еще другие датчики которые полиграфолог использует на свое усмотрение.
Доходы
Средняя зарплата Марии – 30 000 рублей