Есть ли у крановщика страховка? За сколько минут можно подняться в кабину крана? И зачем в кабине нужен турник? Машинист башенного крана отвечает на интересные вопросы и рассказывает о своей работе.
Досье
Андрей Шарипков
Возраст: 35 лет
Образование: средне-специальное, Профессиональный лицей кулинарного искусства №38
Стаж работы: 10 лет
Семейное положение: женат, двое детей
Хобби: выпиливание по дереву, написание стихов
Как пришел в профессию: 6 лет Андрей проработал барменом. Однажды папа попросил помочь его с ремонтом двери в кабине крана (папа – крановщик). С этого момента Андрей стал приходить к папе в свободное время и смотрел за его работой, а вскоре понял, что это именно то, чем бы он хотел заниматься, прошел 3-месячные курсы и получил «корочку» машиниста башенного крана.
«Кабина – мой второй дом»
Холод, ветер, страх и сотни мыслей в голове – и так 10 минут. Мы поднимаемся в кабину крановщика на высоту 19 этажа. Когда силы уже на исходе, слышится бодрый голос: «Осталось немного, чуть-чуть самого сложного и все». Поднимаем глаза и видим улыбающегося машиниста башенного крана Андрея, который уже протягивает руку помощи.
– Что-то долго вы. Я спускаюсь за 50 секунд с высоты 60 метров, а поднимаюсь минут за 5 (10 это предел). Страховки у нас, как вы уже заметили, нет, – говорит наш герой Андрей и проводит в кабину. – Вот тут и работаю. Когда она пришла с завода, то была как бы «голая». Я сам все сделал тут для себя: прикрутил полочки, принес небольшой телевизор и чайник, микроволновку поставил, чтобы не спускаться вниз на обед, шторки повесил. А еще сделал турник и гантели, чтобы во время перерывов заниматься и поддерживать физическую форму. Места немного (размер кабины 1,5 на 2 метра. – Прим. ред.), но я все сделал тут для себя, и мне удобно. Кабина – этой второй дом!
Андрей с легкостью забирается на свое рабочее место и показывает святую святых – панель управления краном.
– Видели, как работает автомат с игрушками в торговых центрах? Вот управление краном чем-то схож с этим процессом, но только в разы серьезнее и опаснее. Основную работу берут на себя два джойстика, которые расположены рядом с моим креслом. Правый джойстик отвечает за движение крюка вверх-вниз. Движение вперед – и трос с крюком поедет вниз, движение назад – начнет подниматься, – рассказывает Андрей. – А с помощью левого джойстика мы перемещаем крюк вдоль стрелы: вперед (от себя) – назад (на себя). Движения влево-вправо будут соответствовать поворотам стрелы. Также есть панель управления. С помощью нее мы, например, включаем свет на кране. Кроме этого есть панель с приборами безопасности: там указывается скорость ветра, вылет грузовой тележки (на сколько метров), грузоподъемность, градус по закручиваю поворота, момент опрокидывания и так далее.
«Благодаря крану поборол страх высоты»
О том, как Андрей пришел в профессию, можно написать книгу. Ведь, чтобы сесть за управление, мужчине пришлось преодолеть свои страхи.
– Я с детства боялся высоты. Например, друзья могли легко залезть на какую-нибудь вышку, а я всегда оставался внизу из-за страха. Кстати, у меня и мама, и папа работали крановщиками, но в детстве в кабине мне побывать не удалось, – говорит мужчина. – Случилось это уже лет в 25: именно тогда мой папа попросил меня помочь ему починить кран. Отказать я ему не могу и через «не могу», через «не хочу» полез… Мне было жутко страшно в момент подъема, а вот когда я уже оказался в кабине и почувствовал «почву» под ногами, то выдохнул!
Преодолев свой страх, мужчина понял, что его место все-таки здесь, а не за барной стойкой.
– На тот момент у меня уже была семья, и я понимал, что бармен – профессия с нестабильным заработком. Кафе имеют свойство закрываться и довольно часто. Поэтому я решил перейти со своим страхом на ты, и у меня это получилось. Единственное, что осталось, – звонок жене, как только поднялся в кабину. Она все же волнуется, – отмечает мужчина. – А в целом легкая боязнь присутствует: все-таки стройка это опасное место. Я считаю, что без аварий и ЧП строек не бывает. Где-то техника ломается, а в другом случае доходит до человеческих жертв из-за несоблюдения техники безопасности. Да, у коллег бывало, слышал. Некоторые даже после ЧП не могут больше работать. Уходят.
«Рассказываю о пробках и советую жилье»
Для родных и друзей работа Андрея кажется очень романтичной, и они ему по-хорошему завидуют.
– Завидуют тому, что у меня весь город как на ладони, а из кабины открываются потрясающие виды. У меня в телефоне десятки фотографий закатов и рассветов. Не снять просто невозможно! – говорит Андрей. – А еще мне видны пробки. Раньше работал на 10 лет Октября, там следил за заторами, сейчас на Ленина все вижу. Иногда предупреждаю автомобилистов в соцсетях, а бывает, что друзья звонят, просят проконсультировать, где лучше ехать. Зависть пропадает только тогда, когда я говорю, что иногда работаю в ночь (когда приходит материал). Так бывает редко, но факт имеется.
А еще Андрей среди друзей и знакомых теперь настоящий гуру стройки.
– Например, однажды знакомые покупали квартиру в доме, который строил я. Они мне позвонили и начали расспрашивать, как дом построен, из каких материалов, все ли добротно сделано, – подытоживает Андрей.
БЛИЦ
Как долго привыкали к высоте?
Около месяца. Первое время у меня кружилась голова, меня тошнило и качало из стороны в сторону после того, как я спускался вниз. Я даже не сразу садился за руль: ждал минут 10, когда пройдет головокружение, и только потом ехал домой.
Какие кошмары мучают крановщиков?
Мне частенько снится, что мой кран падает. Работа крановщика считается опасной профессией, поэтому, наверное, и сны соответствующие.
Может ли кошмар стать явью?
Надо понимать, что кран шатается всегда. К этому надо привыкнуть. Есть много видео, на которых видно, как кран падает. По идее кран хорошо закреплен, но в случае несоблюдений техники безопасности возможно все. А еще важно обращать внимание на погоду. Сильный снегопад, дождь, туман, ветер свыше 12 м/с – в таких условиях кран работать не может.
Как вы справляете нужду?
Самый популярный вопрос, который задают крановщикам (смеется). Тут все просто: у каждого человека есть свой режим, поэтому все подстраиваются. Спускаются, когда есть перерывы, обед (час). Если уж совсем нельзя терпеть, то нужно всех предупредить, остановить кран и спуститься. А вообще каждые два часа у нас предусмотрен небольшой перерыв в 10 минут. За это время можно успеть сделать все свои дела.
Плюсы
- престиж среди рабочих профессий
- высокий заработок
Минусы
- большая ответственность
- неблагоприятные условия труда
Стих собственного сочинения
Удмуртский край – родные нам просторы
Природы рай – леса, поля, пруды.
Ижевск нельзя забыть, который
И стар, и млад, все за него горды.
Мы производим ружья, автоматы,
Мы плавим сталь в Мартеновских печах.
Сады и школы знанием богаты,
Нас учит город жить в своих стенах.
Ижевск родной мы точно не оставим,
Растим детей и строим здесь дома.
С колен наш город на ноги поставим,
Гордиться будем за него всегда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Испытано на себе: журналист работает Дедом Морозом в Ижевске
Иконописец из Ижевска: «Чтобы писать иконы, нужно хотя бы частично отказаться от светской жизни»