«Продам ханг. Новый. Играть я на нем так и не научился, поэтому продаю». Сообщения такого характера сейчас нередко можно встретить на сайтах бесплатных объявлений.
Ханг – это интуитивный музыкальный инструмент, который, согласно описанию, может освоить любой желающий. Россияне впервые услышали голос ханга в 2008 году, а еще через несколько лет началось настоящее поветрие: все захотели играть на необычной «летающей тарелке». Только, увы, на практике не у всех получилось.
И все же инструмент оказался замечательный. В этом я убедилась на своем опыте. И сегодня поделюсь им с вами.
Инопланетный инструмент
Этот инструмент действительно часто сравнивают с НЛО. И сходство не только внешнее – звук ханга вполне можно назвать «космическим». В нем есть что-то от ударных и что-то от струнных, но описать его довольно сложно – лучше один раз услышать.
Игра на хэндпане
Как ни странно, это очень молодой инструмент. Его изобрели Феликс Ронер и Сабина Шерер из Швейцарии в 2000 году, попытавшись объединить свойства разных видов барабанов, колокольчиков и гонгов. «Ханг» переводится с бернского диалекта немецкого языка как «рука», и вообще-то это не разновидность инструментов, а зарегистрированная торговая марка. С весьма необычной историей.
Изначально ханг от и до изготавливался вручную и использовался только для духовных практик. Для них он, собственно, и создавался. Однако инструмент стал быстро набирать популярность у любителей необычной музыки. Только создатели ханга не оценили появившийся массовый спрос и решили, что будут продавать свое детище по письменным заявкам. Для того, чтобы получить ханг, человек должен был подробно рассказать в письме о себе и обосновать, для чего ему нужен инструмент. Большинство желающих получали отказ, так как их доводы оказывались недостаточно убедительными. А с 2012 года ханги вовсе перестали выпускаться. Вместо них Ронер и Шерер начали делать похожий инструмент, который они назвали губал.
Тем не менее ханг так полюбился людям, что вскоре появилось множество мастерских по изготовлению аналогов. Чтобы не нарушать авторских прав, эти инструменты стали называть ханг драмами, или хэндпанами (да-да, от английских слов «рука» и «кастрюля»). Но музыканты все равно используют первоначальное название. Ситуация получилась примерно такая же, как с ксероксом, который тоже является торговой маркой, но в быту его название упорно используют как общее для всех копировальных устройств.
Производителей хэндпанов сейчас не так уж и мало. Чаще всего в России можно приобрести инструменты от Handpan Overtone, Handpan_made_in_spb, Animara, KeyRa, RAV Pan и некоторых других мастерских.
А вот купить оригинальный ханг в настоящее время практически нереально, он стоит огромных денег, да и в свободной продаже таких инструментов нет. Впрочем, хэндпаны тоже недешевы.
Почему ханг такой дорогой
В этом инструменте прекрасно все, кроме… цены. Все дело в том, что «штамповать» хэндпаны нельзя – для них делают заготовки, но потом каждая нота настраивается вручную. Материал тоже имеет значение. Обычно используется нержавейка или музыкальная сталь. Инструмент получается массивным, весит он порядка пяти-шести килограммов. В итоге стоимость качественного хэндпана составляет 80-200 тысяч рублей. Есть еще дороже. С рук можно взять за 50-60 тысяч, но где гарантия, что ханг не битый? В том-то и состоит подвох, что люди, купившие инструмент в погоне за модой, а затем осознавшие свою ошибку, пытаются продать ханг по той же цене. А сбавляют цену лишь в том случае, если уже успели его повредить. Но обычно хэндпан настраивается всего один раз – при изготовлении. Больше и не требуется, так как хороший инструмент при бережном обращении держит настройку очень долго. Если же его уронить или ударить обо что-то, звучание нарушится. А исправить это практически невозможно. Некоторые исполнители наловчились аккуратно подстраивать инструмент молоточком, но чистота звука все равно от этого страдает. При острой необходимости у изготовителей можно заказать профессиональный набор для настройки, только вот стоить он будет дороже самого инструмента.
Свой первый хэндпан я, не зная этих тонкостей, купила дешево. Очень дешево. По объявлению, у человека, к которому инструмент, видимо, попал по чистой случайности. Изначально этот ханг явно был качественным, из толстой стали, с богатым звучанием, однако две его ноты кто-то затем «подправил» молотком, а третья, возможно, из-за такой грубой настройки, начала дребезжать. Все это я разглядела уже после покупки – инструмент ехал ко мне из другого города. Я все равно очень люблю этот ханг, потому что он стал первым, но нюансы при игре на нем имеются. Кого-то другого они могли бы и отпугнуть.
Но как же тогда быть с инструментами за 20-30 тысяч, которые встречаются на мартектплейсах? Что ж, возможно, это и вариант, чтобы попробовать, но судя по «металлическому» звучанию таких хэндпанов, при их изготовлении используется довольно тонкая сталь. Одним словом, это совсем не тот магический звук, ради которого обычно приобретается ханг.
Как играть на хэндпане
Для начала немного о том, как устроен этот инструмент. Он состоит из двух круглых половин (кому-то напоминает гриль барбекю). Верхняя называется стороной динга. Строго говоря, динг – это выступ в центре, самая низкая нота. Вокруг этого выступа расположены тональные области – доумы. Они образуют дум – тональный круг. В центре каждого доума есть углубление – димпл (демпл). При игре обычно ударяют по краю димпла, но вообще звучит вся тональная область. На нижней стороне – она носит название сторона гу – как правило доумов нет, но есть резонаторное отверстие. Иногда его тоже используют для извлечения звуков, переворачивая ханг и играя на нем как на уду (африканский глиняный барабан-горшок).
Чаще всего хэндпаны имеют по восемь тональных областей, при этом нот бывает всего пять, просто октавы разные. Такие инструменты называют пентатоникой. Но бывают и так называемые «мутанты», которые имеют больше нот, в том числе на нижней стороне. Для игры на таких нужна определенная сноровка.
Еще одна композиция на хэндпане
У хангов разная тональность – чаще всего это ре, но также есть инструменты в тональностях до и ми. Кроме того, ханги бывают разного лада – в миноре (для лирических мелодий) и в мажоре (для веселых).
Из более известных инструментов к хэндпану ближе всего по принципу игры, наверное, металлофон. Но, в отличие от него, на ханге играют не палочками, а руками. В целом, можно и палочками, но тогда звук будет получаться слишком резким, а плавность и скорость будут страдать. И, самое главное, не будет тесного контакта с инструментом – а он создан для духовных практик, помните?
Ударять по хангу нужно особым образом. Иногда такой удар сравнивают с прикосновением к горячей поверхности – коснулся и сразу отдернул руку, но мне больше приходит на ум аналогия с управлением смартфоном. Играть нужно максимально расслабленными пальцами, причем не кончиками, а всей подушечкой и частично последней фалангой. Многие люди, которых я пыталась научить, так и не смогли освоить эту технику, хотя я сама поняла ее интуитивно. Кстати, по моему наблюдению, особенно сложно было тем, кто играл на фортепиано, – дело в том, что ханг требует совершенно другого, более нежного подхода. А еще мне ради игры на хэндпане пришлось полностью распрощаться с длинными ногтями – они неприятно задевают инструмент.
Но вообще-то на ханге можно играть по-разному, и звук тоже будет получаться разный. Можно ударять одним пальцем для яркого звучания или двумя для более мягкого, а также ладонями и костяшками. Для отбивания такта могут использоваться области между доумами – они тоже весьма интересно звучат. Играть можно как громко, так и тихо – едва прикасаясь. Инструмент очень чуток, он будет еле слышно звенеть даже от звуков громкого голоса рядом.
Чаще всего играют сидя, положив ханг на колени, так как отверстие снизу не должно перекрываться. Но можно играть и стоя, используя стойку для инструмента. При этом следует иметь в виду, что металлическая стойка немного искажает звук. Музыканты чаще отдают предпочтение деревянным.
Сложно ли научиться играть
Наверное, все индивидуально. Да и смотря с чем сравнивать. На хэндпане действительно легче научиться играть, чем, например, на фортепиано, за счет того, что каждый инструмент имеет свой строй, то есть определенное сочетание нот, которое дает «базовую мелодию». Например, строй «кельтский минор» (именно его мы сегодня слушаем в записи) подходит для исполнения кельтского и ирландского фолка, «хиджаз» – для арабских мотивов, «пигми» – для африканских. Наиболее универсальным считается строй «курд».
Самостоятельно освоить несложные мелодии можно довольно быстро. Например, то, что представлено в записи, является результатом моих двухлетних не слишком регулярных упражнений. Ремарка: музыке я никогда не училась и даже, если честно, ноты знаю еле-еле. И курсов никаких не проходила, просто импровизирую или пытаюсь повторить то, что нравится. Тем не менее в интернете без труда можно найти уроки игры на хэндпане.
Почему же тогда освоить ханг могут не все? Ответить на этот вопрос я не берусь. Возможно, дело и правда в энергетике? В разное время я задумывалась о том, чтобы научиться играть на гитаре и флейте, но подружиться с этими инструментами не смогла, хотя и люблю их звучание. Когда же у меня в руках оказался ханг, я мгновенно поняла: это мое.
Как понять, нужен ли вам ханг
Наверное, универсального совета тут быть не может. Ханг выбирают не только по звучанию, но и по духовному сродству. У меня это была любовь с первого взгляда. Несколько лет назад я впервые увидела этот инструмент на выступлении одного из местных коллективов. Я тогда вообще не знала, что это такое, но оно мне безумно понравилось.
Тем не менее стоимость сдерживала. Тогда я попробовала начать с более доступных интуитивных инструментов – калимбы и глюкофона. Их звук тоже по-своему приятен и расслабляет – первая звучит как музыкальная шкатулка, звук второго напоминает колокола. Но я быстро убедилась, что заменой хангу они для меня стать не могут.
Пожалуй, самым правильным решением для тех, кто сомневается, будет сперва послушать, как инструмент звучит в руках профессионалов, причем не в записи, а в живом исполнении. Затем стоит попробовать поиграть самостоятельно, например, в музыкальном магазине. Потому что ханг – это не только звук, но и непередаваемое ощущение. При желании также можно найти инструмент в аренду, иногда даже с перспективой последующего выкупа. И если вы, единожды прикоснувшись к хангу, уже не захотите его отпускать, сомнения, скорее всего, развеются сами собой.
О чем еще нужно знать
Хэндпан требует особого ухода. Особенно если он изготовлен не из нержавейки, а из азотированной стали. Нельзя, чтобы на него попадала влага, так как покрытие может слезть, а сам инструмент заржаветь. По этой причине ханг не рекомендуется долго хранить в чехле – чтобы не образовывался конденсат.
На температуру инструмент, кстати, также реагирует. Например, мой хэндпан из нержавейки лучше звучит в жару, а хэндпан из музыкальной стали больше любит прохладу. Но от слишком резких перепадов инструмент лучше беречь, так же как и от ударов.
Хранить хэндпан иногда бывает проблематично – он довольно большой. Можно держать его на стойке в горизонтальном положении или на специальной подставке вертикально. Иногда его вешают на стену. Но в домашней обстановке хангу чаще всего отводят собственный стул или кресло. Такой вот лайфхак.
Ханг следует регулярно протирать мягкой тряпочкой. Отлично для этой цели подходит микрофибра. А примерно раз в месяц инструмент смазывают маслом. Чаще всего используется кокосовое. После нанесения его на некоторое время оставляют, а затем вытирают досуха. Кстати, очистка инструмента – тоже своеобразная медитация.
Если соблюдать эти несложные правила, хэндпан не только долго прослужит вам верой и правдой, но и сохранит достойный внешний вид. А вид у этого инструмента, согласитесь, просто завораживающий.