Ликвидировать нельзя оставить: в Ижевске обсудили проблему «лишних» пешеходных переходов
Фото: Диля Ахмадишина

Ликвидировать нельзя оставить: в Ижевске обсудили проблему «лишних» пешеходных переходов

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 1849

Общественники и представители городской администрации рассказали жителям, как они могут повлиять на транспортную инфраструктуру

В середине июля 2021 года власти Ижевска приняли решение ликвидировать пешеходный переход напротив здания № 20 по улице Советской. Однако ижевчане добились возвращения перехода на исконное место – он был необходим маломобильным жителям близлежащих домов. Разметку нанесли повторно, оснастив зебру искусственной неровностью. Но вопросы остались. Почему переход, долгие годы находившийся на одном и том же месте, могут ликвидировать? Многие ли переходы может постичь такая участь? И что делать жителям, вынужденным отказаться от привычных маршрутов и делать большой крюк, чтобы перейти дорогу и попасть в больницу, школу или магазин?

Обсудить за круглым столом эти и другие вопросы Общественная палата города Ижевска пригласила главу города, представителей Управления благоустройства и охраны окружающей среды, а также представителей общественных объединений и научного сообщества.

История одного перехода

«Предписания на именно ликвидацию пешеходного перехода мы не выдавали, это было наше предложение, основанное на анализе аварийности за 2020 год. <…> На данном пешеходном переходе в 2020 году было зарегистрировано три ДТП с наездом на пешеходов и еще один наезд в 2021 году – всего четыре за отчетный период», – пояснил на встрече Руслан Набиев, начальник Управления ГИБДД МВД по Удмуртии.

Переход на улице Советской Фото: архив редакции

Если обратиться к федеральному законодательству, это довольно много, то есть данный переход обоснованно рассматривался как очаг концентрации ДТП. И предложение Госавтоинспекции касалось в первую очередь не ликвидации самого перехода, а ликвидации этого очага. Предписание не выносилось по той причине, что в целом пешеходный переход соответствовал правилам – имел необходимую разметку и освещение. Тем не менее ликвидировать участок повышенной аварийности, ликвидировав зебру, оказалось самым простым решением, тем более что по новому ГОСТу от 2007 года переход даже не должен был на этом месте находиться. Дело в том, что он расположен между двумя перекрестками, каждый из которых уже снабжен регулируемым переходом. Расстояние между ними составляет всего 350 метров, а по ГОСТу на участке менее 500 метров не должно быть больше двух переходов.

Однако жители попросили вернуть переход, и городские власти пошли им навстречу, несмотря на то, что, по мнению ГИБДД, ликвидация данного перехода не создавала серьезной нагрузки для пешеходных потоков. А вот «лежачий полицейский», появившийся в целях безопасности, хотя и не нарушает никаких правил, несколько затрудняет движение общественного транспорта. 

С другой стороны, окончательная ликвидация перехода привела бы к другим проблемам: по мнению Александра Тайгарова, председателя региональной общественной организации «Автомобилисты Удмуртии», до установки ограждения люди продолжали бы ходить по привычке, создавая еще более опасные ситуации. 

«В любом случае – ликвидация перехода или его организация – этот вопрос должен решаться с учетом мнения и автомобилистов, и пешеходов. Если для водителя искусственная неровность – своего рода препятствие, то для пешехода – это дополнительный элемент безопасности», – отметил Александр Тайгаров.

Почему переходы убирают?

Ликвидация не удовлетворяющих условиям безопасности пешеходов – в Ижевске явление не новое. Например, в 2018 году в городе убрали 20 зебр.

Мы стараемся ликвидировать дублирующиеся пешеходные переходы. Последний пример: на улице Холмогорова расстояние между ближайшими переходами составляло 90 метров. <…> Такой подход позволяет минимизировать конфликт между пешеходами и водителями
Руслан Набиев, начальник Управления ГИБДД МВД по Удмуртии

Но какова же процедура принятия решения по каждому конкретному пешеходному переходу? Неужели, зебру можно убрать лишь на том основании, что она находится близко к соседней? 

«Получив рекомендации, мы обращаемся к коллегиальном органу, созданному при администрации города, – техсовету, который включает в себя инженеров, представителей ГИБДД и администрации; на заседания мы можем также приглашать общественников. По итогам обсуждений принимается решение», – объясняет глава Ижевска Олег Бекмеметьев.

Сейчас в Ижевске есть почти 800 пешеходных переходов Фото: архив редакции

Кстати, ни одна ликвидация не выносилась как предписание – все переходы были убраны по рекомендации ГИБДД, и на самом деле ликвидировать предлагалось даже больше 20, но в ряде случаев переходы удалось сохранить, приняв дополнительные меры безопасности.

«По ГОСТу к пешеходному переходу предъявляется три основных требования: наличие освещения, разметки и дорожных знаков. Дополнительными средствами регулирования могут быть ограждения, искусственные неровности и светофоры. Также хороший дисциплинирующий фактор для водителей – наличие фото- и видеофиксации», – объяснил Руслан Набиев.

При этом, согласно официальной статистике городской администрации, общее число переходов в Ижевске с каждым годом только растет.

Ликвидация переходов – единичная практика. В целом по городу их количество увеличивается. Если в 2018 году в Ижевске их было 725 штук, то в 2021 число переходов достигло 788
Олег Бекмеметьев, глава города Ижевска

И будет еще больше. Например, в этом году запланирована организация 10 новых переходов, в том числе к новой школе на улице Камбарской, к Заречному скверу на улице Зои Космодемьянской, на улице Курченко – к детскому саду и на улице Сабурова – к школе № 34. А две зебры планируется перенести: на улице Сабурова и на проспекте Калашникова – чтобы обеспечить более удобный подход к лицею № 41.

Нужна система

Немного иначе подход к ситуации оценивают инженеры. Иногда, даже если переход дублируется, он нужен жителям, а где-то «зебра» лишь задерживает автомобилистов. По мнению Валерия Кулагина, кандидата технических наук, доцента кафедры «Тепловые двигатели и установки» ИжГТУ, решение этих проблем носит исключительно инженерный характер.

Этим должны заниматься специалисты, имеющие образование в сфере организации и безопасности дорожного движения. Необходимость организовать или ликвидировать каждый конкретный пешеходный переход можно аргументировать, но для этого нужно разработать техническое задание. <…> Каждая улица – будь это магистральная улица городского значения, магистральная улица районного значения или улица местного значения – имеет свои конструктивные особенности. В зависимости от них можно определить, какое количество пешеходов будет иметь потребность в пешеходном переходе
Валерий Кулагин, кандидат технических наук, доцент кафедры «Тепловые двигатели и установки» ИжГТУ

По словам специалиста, если применить методики моделирования и разработать картограмму пешеходных потоков, то можно не только определить, нужен ли переход на конкретной улице, но и определить, каким он должен быть: нерегулируемым, со светофором, работающим в автоматическом режиме или «по требованию». Причем инженеры в таких случаях всегда продумывают несколько альтернативных вариантов, что позволяет выбрать оптимальный с точки зрения удобства и вложения финансов.

Разные переходы Ижевска востребованы по-разному Фото: архив редакции

Глава Ижевска согласен с тем, что ГОСТ – не всегда является единственным условием для организации пешеходных переходов. По словам Олега Бекмеметьева, в спорных ситуациях имеет смысл прибегать к точечным изучениями трафика. Что касается самого по себе инженерного подхода, то изобретать для этого ничего не нужно, – в Ижевске, так же, как в каждом городе, существует программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, разработанная специалистами. По мере развития города она обновляется, и сейчас как раз ведется разработка комплексной системы организации дорожного движения, которая будет отражать все элементы обустройства улично-дорожной сети. Кроме того, в планах городской администрации разработка автоматизированной системы дорожного движения, которая бы позволяла регулировать дорожную ситуацию на основании показаний систем фото- и видеофиксации и формировать так называемую «зеленую волну». При такой организации автомобилистам, соблюдающим скоростной режим, не нужно тормозить на каждом светофоре, а пешеходы, подходящие к переходу, не будут сталкиваться с непрерывным транспортным потоком.

Как учесть мнение жителей?

По информации Госавтоинспекции, ижевчане ничего не имели против ранее произведенной ликвидации переходов, но, по-видимому, отсутствие официальных обращений не является критерием удовлетворенности жителей. Так, за время подготовки к круглому столу в наши социальные сети пришло порядка шести сообщений с просьбой вернуть переход на улице 30 лет Победы у магазина «Колтома», который убрали еще два года назад. Возможно, проблема состоит в том, что не все жители знают о возможности влиять на организацию пешеходных переходов.

Нанесение разметкиФото: архив редакции

Свои предложения ижевчане могут направлять в Управление благоустройства и охраны окружающей среды городской администрации. Затем обращения передаются на рассмотрение техническому совету. Конечно, учесть все пожелания невозможно. Так, многие жители предлагают организовывать подземные или надземные переходы, считая их более безопасными. Проблема в том, что строительство и последующее обслуживание каждого подобного объекта – слишком дорогое удовольствие. Сейчас в Ижевске шесть подземных переходов, и они, к сожалению, находятся в достаточно плачевном состоянии. В настоящее время подготавливается документация на ремонт трех из них. Ранее городские власти пытались найти концессионеров, но успехом эта идея не увенчалась.

Чтобы отбирать обоснованные предложения от жителей и более объективно оценивать потребности горожан, необходим грамотно выстроенный общественный контроль; именно поэтому Общественная палата города Ижевска планирует включить ремонт и благоустройство пешеходных переходов в программу «Пешеходный Ижевск». Программа активно реализуется в последние годы и уже показала положительные результаты, главный из которых состоит в том, что тротуары начали ремонтироваться не просто по общим нормативам, а так, как удобно жителям, учитывая потребности и молодого работающего населения, и маломобильных граждан
Александр Бадица, председатель комиссии по экономическому развитию, благоустройству и ЖКХ Общественной палаты города Ижевска

Подпишись на IZHLIFE

И узнавай новости Ижевска там, где удобно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Три новых пешеходных перехода появятся в Ижевске

В Ижевске стартовал отопительный период

5 общественных пространств в Удмуртии, которые стоит посетить каждому


ПОДЕЛИТЬСЯ

1
    Социальные комментарии Cackle
    Подпишись и получай
    главные события дня на почту
    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

    С нас короткое письмо - каждый вечер
    Спасибо, я уже подписался
    Система Orphus