Каждый год в марте наступает очень волнующее и одновременно долгожданное время для нескольких тысяч российских старшеклассников, среди которых есть отличники, лицеисты и просто увлеченные какими-либо предметами ребята. Все дело в том, что в это время стартует заключительный этап всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), где соревнуются победители региональных этапов со всей страны.
Чтобы представить себе конкуренцию, которая здесь царит, достаточно всего лишь нескольких цифр. В региональном этапе принимают участие около 170 тысяч школьников, но в финал проходит менее 7 тысяч. В знании каждого из предметов на заключительном этапе соревнуются 300-400 школьников. Из них выбираются порядка 30 победителей и 100 призеров, которые затем в течение четырех лет могут без экзаменов поступать по своему профилю в любой российский вуз. Их хочется назвать счастливчиками, но везение тут не при чем, ведь подготовка и участие в олимпиаде – это огромный труд и месяцы напряженной работы.
Как даются такие победы, IZHLIFE узнал у шести талантливых ребят из Удмуртии, которые получили билет в федеральные университеты, не покидая школьной скамьи.
«Электроникой увлекался с детства»
В 2023 году ижевчанин Амир Фазлеев стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Он учится в школе № 31, сейчас заканчивает 11 класс и вполне уверенно смотрит в будущее.
Надо сказать, что современный предмет «технология» включает в себя массу направлений – от столярного дела до электроники и создания роботов. А чтобы участвовать (и тем более побеждать!) в олимпиадах федерального уровня, необходимо знать основы материаловедения, разбираться в электрических схемах, сплавах и даже нанотехнологиях.
Специализация Амира – радиоэлектроника. Он рассказал, что интересовался чем-то подобным с детства, и папа, заметив интерес сына к механизмам и проводкам, отвел его, тогда еще второклассника, в муниципальный научно-технический центр «Механик».
«Я ходил там в разные кружки, но к восьмому классу наконец окончательно определился с тем, что мне нравится больше всего. Радиоэлектронику в центре старшеклассникам преподает Сергей Александрович Трефилов, он очень помог мне при создании творческого проекта, необходимого для участия в олимпиаде, а также с подготовкой к самой олимпиаде. И, конечно же, я благодарен своему школьному учителю технологии Олегу Вячеславовичу Иванову. Он помог освоить знания сверх школьной программы», – рассказал Амир.
Готовиться к заключительному этапу, по словам юноши, было нелегко. С октября до апреля он вместе с преподавателем и вызвавшимся помочь товарищем по кружку работал над проектом: собирал стенд для работы с операционными усилителями. Это устройство, которое используется в современной технике для оцифровки сигнала. А начиная с января, добавилась еще и подготовка к теоретической части – по 7-10 часов каждый день.
«Было сложно и вместе с тем интересно. Но ехал я с пониманием, что конкуренция будет очень большой. Сборная Москвы составляла 400 человек, сборная Удмуртии – всего 11. Я думал, что стану максимум – призером. И даже не сразу поверил, что победил», – говорит Амир.
Задания были совершенно разные – от тестов с научными фактами до задач на расчет количества материалов при постройке бани. Практический тур зависел от выбранного направления – кто-то демонстрировал свое мастерство в деревообработке, кто-то вытачивал металлические детали, а Амиру досталась схема, по которой предстояло собрать плату с определенными модификациями. Он прекрасно справился с заданием, плата заработала.
«Я был счастлив!» – смеется юноша.
Пока что будущий выпускник размышляет, какой вуз ему выбрать, – с дипломом победителя ВсОШ он может поступить в Казанский национальный исследовательский технологический университет или Российский университет дружбы народов в Москве. Но время определиться есть.
«Я хотел бы получить профессию, связанную с разработкой электроники. После окончания университета хотел бы вернуться в Удмуртию. У нас в регионе спокойно жить и есть много вариантов для трудоустройства на производстве», – поделился Амир.
Полюбила литературу благодаря учительнице
Арина Шемякина, ученица экономико-математического лицея № 29, тоже заканчивает 11 класс. Она двукратный призер ВсОШ по литературе. На вопрос о решении участвовать в олимпиаде девушка отвечает спокойно, даже буднично:
«Класса с восьмого я настраивалась, что буду поступать на творческие специальности, например, на дизайнера. И я понимала, что мне при любом раскладе нужно будет сдавать литературу. Кроме того, участие в олимпиадах – это обычное дело для лицеиста, это прививается с младших классов. В средней школе ты просто радуешься, что тебя награждают за твои знания. Но позже осознаешь, что победы на олимпиадах пригождаются при поступлении. Кроме того, в восьмом классе я делала проект, связанный с лингвистикой, – мне с ним очень помогла моя учительница Светлана Евгеньевна Хомичева. Можно сказать, благодаря ей я полюбила литературу. К предмету проснулся такой сильный интерес, что я решила поступать не на дизайн, а на филологический факультет», – рассказала Арина.
Подготовка к олимпиаде по литературе занимает примерно полгода. Арина уделяла занятиям три дня в неделю – изучала историю литературы и рецензии, анализировала тексты сама. Занималась с учительницей и репетитором. По словам Арины, давалось все довольно легко – потому что с удовольствием.
Поступать ижевчанка хочет в МГУ. Вернее, можно сказать, что она уже туда поступила. Тем не менее, в 2024 году Арина намерена отправиться на заключительный этап всероссийской олимпиады в третий раз, чтобы наконец стать победительницей.
Свое будущее девушка видит в преподавательской или научной деятельности. Наиболее вероятной темой для будущих исследований она называет современную поэзию. Уже сейчас Арина отмечает, что поэты конца ХХ и начала ХХI века совершенно по-разному смотрят на жизнь, чем классики, поэтому очень занимательно изучать возникающие параллели и противоречия.
«Хочу стать летчиком»
Илья Гарасев – восьмиклассник. Он учится в городе Воткинске в Удмуртском кадетском корпусе им. В.Г. Старикова, поэтому не понаслышке знает, что такое дисциплина и отличная физическая подготовка. В 2023 году Илья победил в региональном этапе и стал призером заключительного этапа ВсОШ по физической культуре. За свои успехи он очень благодарен учителю физкультуры Павлу Култышеву.
«Я уже к пятому классу показывал хорошие результаты, и Павел Владимирович предложил мне участвовать в олимпиаде. Мне понравилось, быстро затянуло. Сначала я участвовал только в муниципальном этапе, и подготовка не особенно выходила за рамки обычных уроков, разве что теория два раза в неделю добавилась. Но подготовка к заключительному этапу оказалась гораздо сложнее. Это ежедневные тренировки по легкой атлетике, игровым видам спорта, стрельбе. А еще нужно знать историю Олимпийских и Паралимпийских игр, достижения отечественных и зарубежных спортсменов», – рассказывает школьник.
Илья признается, что ему очень нравится дух соревнований, когда одновременно болеешь за товарищей, но и сам хочешь быть в числе первых. А еще он видит в олимпиадах большие возможности для саморазвития.
С будущей карьерой Илья уже определился: он хочет пилотировать самолет. И благодаря диплому призера ВсОШ он сможет поступить в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
«Это такое крутое комьюнити!»
Еще одна ученица экономико-математического лицея № 29 Ульяна Авдеева дважды становилась призером «всеросса» и один раз – победителем. В восьмом классе она стала призером ВсОШ по праву, причем выступала за девятые классы. В 2023 году она уже вошла в число победителей, а также стала призером по другому предмету – обществознанию. В 2024 году десятиклассница планирует «закрыть гештальт» и победить в олимпиаде по обществознанию – все-таки именно с него все и началось.
«В седьмом классе я решила, что буду сдавать ЕГЭ по обществознанию, и мама узнала, что у нас есть курсы по подготовке к олимпиадам. Мы на тот момент разницы не заметили, решили, что я похожу туда. Это был своеобразный летний лагерь. Поначалу я мало что понимала, но мне очень нравилась увлеченность других детей, которые обсуждали разные концепции. Потом разобралась, стала включаться в работу вместе со всеми. В восьмом классе я узнала, что можно принять участие в олимпиаде по обществознанию, и решила попробовать. А еще подруга позвала меня на олимпиаду по праву, где я неожиданно для себя самой стала победителем заключительного этапа», – вспоминает Ульяна.
По словам девушки, всероссийская олимпиада – это не только способ проявить свои знания, получить право поступить в федеральный вуз без экзаменов и заработать денежное вознаграждение от региона, но и новые впечатления, новые друзья, новые города.
«Заключительный этап каждый раз проходит в разных городах. Первая моя олимпиада проходила в Нижнем Новгороде, это один из моих любимых городов, он очень уютный. Вторым городом стал Ульяновск – для меня это было символично, меня так зовут. Там красиво, много старинных домов. Третья олимпиада проходила в Уфе, этот город тоже необычный, современный. И сама атмосфера олимпиады – это непередаваемо! У меня там такое крутое комьюнити, столько знакомых и такие эмоции, что хочется дальше участвовать», – делится Ульяна.
Но подготовка к ВсОШ отнимает много сил и времени. Осилит лишь тот, кому по-настоящему интересен предмет.
«Перед заключительным этапом я занималась по 11-10 часов в день, полностью посвящала себя подготовке. Я не могу утверждать, что абсолютно все эти знания мне пригодятся в будущем, но они помогают формировать картину мира и стимулируют память. А еще я хотела бы отметить огромный вклад моей мамы, которая постоянно меня поддерживала. И большое спасибо моим преподавателям: кандидату исторических наук Александру Евгеньевичу Митрякову, доценту кафедры туризма и бизнес-технологий в социокультурной сфере УдГУ Наталье Анатольевне Вотинцевой, а также школьной учительнице Людмиле Петровне Плетневой – именно она привила мне интерес к социальным наукам», – говорит Ульяна.
С вузом и специальностью девушка уже определилась, она хочет поступать в МГИМО на программу «Международное право и сравнительное правоведение», чтобы потом работать юристом в международных компаниях.
«У меня географическое мышление»
Евгений Рубанов учится в 11 классе Ижевского естественно-гуманитарного лицея «Школа-30». В 2022 и 2023 годах он стал призером ВсОШ по географии.
«В детстве родители покупали мне много атласов, а на моей стене висела карта, – рассказывает Евгений. – Любые интересные факты, которые я узнавал об этом мире, были тем или иным образом связаны с изображением Земли, поэтому у меня сформировалось географическое мышление. В шестом классе моя учительница географии Светлана Юрьевна Мельникова посоветовала мне пойти в кружок Алексея Александровича Кашина, который сейчас является директором Института естественных наук УдГУ и курирует подготовку школьников к всероссийской олимпиаде по географии. Мне очень понравилось, я начал делать успехи».
Участие в олимпиадах стало закономерным продолжением всех успехов Евгения. Родители активно поддержали начинания сына, а возможность побывать в других городах стала для юного географа приятным бонусом.
«Первая олимпиада была в Севастополе, вторая – в Нижнем Новгороде. А мне очень нравится путешествовать и открывать что-то новое даже в знакомых местах, не говоря уж о других городах. В Нижнем Новгороде я уже бывал, а вот Севастополь увидел впервые», – говорит юноша.
Что до подготовки, то она Евгению слишком сложной не показалась – юноша просто включил ее в свой образ жизни. Например, направляясь на занятия, он всегда смотрит познавательное видео на смартфоне, а еще постоянно читает разные публикации в интернете, каждая из которых становится поводом загрузить в поисковик еще десяток вопросов.
Куда поступать, Евгений еще думает. Предстоит выбрать между МГУ и Высшей школой экономики, а также между географическим и экономическим направлениями. Работать после окончания вуза можно будет в разных сферах – от научной деятельности в качестве регионоведа до маркетинговых структур. Где жить и работать, тоже покажет время.
«Это вопрос возможностей. Если получится хорошо зарабатывать в Удмуртии, то, конечно же, между Москвой и Удмуртией я выберу Удмуртию», – говорит Евгений.
Мечтала пойти в медицину
Ученица ижевского лицея № 25 одиннадцатиклассница Софья Бусыгина начала участвовать в олимпиадах по экологии с восьмого класса. В первый раз она осталась в числе участников, во второй раз стала призером, а в третий – победила в заключительном этапе.
«Я с детства хотела стать врачом и поэтому участвовала в олимпиадах по своей направленности – биологии и экологии. В седьмом классе собирали детей для подковки к олимпиаде по экологии – у нас в тот год были две девочки, одна из которых стала победителем, а вторая призером заключительного этапа. Их попросили поделиться опытом. Я сходила послушать, и мне очень понравилось, что, а главное, как они говорят. У них глаза просто горели! А потом я узнала, что диплом «всеросса» дает возможность поступать в престижный вуз без вступительных испытаний. На тот момент я хотела в Сеченовский Университет и поняла, что это моя возможность», – рассказала Софья.
Но после четырех лет беспрерывных занятий экологией у Софьи появился новый интерес – психология. Впрочем, это направление весьма близко к медицине, и некоторые вузы, в том числе Высшая школа экономики, предоставляют олимпиадникам право поступить без экзаменов и на эту специальность. Именно там Софья хочет продолжать обучение после школы, чтобы стать клиническим психологом. Возможно, после института она займется когнитивными исследованиями.
А вот работать она при наличии интересных предложений с радостью вернется в Удмуртию – все-таки это родной дом.