6 октября 1984 года в Ижевске открылось новое здание, в которое переехали артисты из старого музыкального театра, находившегося по ул. М. Горького. Сейчас это государственный театр оперы и балета Удмуртии им. П. И. Чайковского. Собрали интересные факты про строительство театра и про само здание.
Строил московский архитектор
Архитектором нового здания на Центральной площади Ижевска был московский специалист Сергей Клейменов. По его первоначальному проекту театр должен был «смотреть» на Дом правительства: в то время было принято, что театр строится как раз напротив главного административного здания.
Но это бы нарушило композицию Центральной площади, замкнуло бы ее. Поэтому ижевские специалисты выступили резко против: в результате здание возвели совсем в другом месте.
За строительство театра строителей наградили Почетной грамотой Верховного Совета УАССР, а архитектору присвоили звание «Заслуженный строитель УАССР».
Фонари на фасаде
Раньше центральный фасад здания украшали четыре больших фонаря с античными масками – вероятная отсылка к фонарям над входом МХАТа им. Горького в Москве. Но после падения одного фонаря, чтобы избежать несчастных случаев, их убрали.
А вот ижевский историк Игорь Кобзев уверяет, что фонари сдали в цветмет.
«За цветным металлом охотились в «перестройку», вот и сняли фонари с масками. Тогда же исчезли мотоциклисты на въезде в Ижевск, бюст Пастухова у школы на Широком, срезали винтовки и доски на памятнике Пастухову, пытались срезать и скульптуры Металлургов у проходной «Ижстали», там до сих пор остались следы срезов; покалечили скульптуру «Удмуртия индустриальная» у музея изоискусств», – уточнил Кобзев.
На крыше театра установлены 11 трехметровых фигур, каждая из которых олицетворяет определенный вид музыки – классическую, народную, современную, джазовую и т. д. В центре композиции символ музыки – лира с органными трубами.
Автором фигур для украшения крыши театра стал московский скульптор Юрий Александров, он трудился над ними больше года. Изготовлены скульптуры на московском заводе «Росмонументискусство».
Неудобные кресла и акустические ямы
Несмотря на то, что здание строили для музыкальных представлений, перед архитекторами и строителями также стояла задача сделать его помпезным и, скорее, политическим – для проведения официальных приемов, торжественных церемоний, съездов депутатов и т. д.
В итоге оркестровую яму спроектировали слишком маленькой. В зале появились акустические ямы, а деревянная обшивка сильно глушила звук. Кроме того, зрители постоянно жаловались на неудобные кресла и холод.
Стена памяти Цоя
Уже мало кто вспомнит, но на торце здания сразу же после гибели основателя и лидера группы «Кино» Виктора Цоя в 1990 году стихийно возникла стена его памяти. Ее не раз закрашивали, но она снова и снова «обрастала» надписями.
Каждое 21 июня и 15 августа (день рождения и день смерти Цоя) у стены собирались почитатели творчества музыканта, они пели его песни и… выпивали. Лишь в начале 2000-х стена памяти Цоя окончательно «умерла».
Ремонт здания
В середине 2012 года в театре начался ремонт. На него было выделено 700 млн рублей. Работы закончили в 2015-м.
Вместе с главным художником театра Владиславом Анисенковым дизайн интерьеров и внешнего оформления разрабатывала студия дизайна «Двенадцать» – она же делала интерьеры резиденции Главы Удмуртии, музея Калашникова и Драмтеатра.
Новый интерьер решен в мягких тонах, пол и облицовку стен сделали из натурального камня. В зрительном зале теперь 699 (вместо 824) мягких кресла – они шире предыдущих на 5 см. Есть 8 мест для маломобильных групп населения. Между рядами расстояние тоже увеличено.
В ходе ремонта также с потолка убрали верхнюю осветительную галерею, изменили форму потолка, откорректировали раскрытие порталов – акустика стала в разы лучше. 30 марта 2015 года театру присвоили имя П. И. Чайковского.