На днях стало известно, что Российская академия наук признала обоснованной заявку Ижевска на присвоение ему звания «Город трудовой доблести». В заключении экспертов сказано, что наш город в годы Великой Отечественной войны, по оценкам маршала Советского Союза Дмитрия Устинова, «был главнейшим арсеналом Родины». Также РАН отметила трудовой героизм горожан – их участие в движении многостаночников и стахановском движении, формирование на предприятиях фронтовых комсомольско-молодежных бригад.
Расскажем подробнее об этих героях.
Одна дневная норма за станком – один сбитый самолет врага
Наш первый герой – 16-летний рабочий Виль Дубовой. Виль, эвакуированный в Ижевск из Одессы, работал у станка на Мотозаводе, в цехе №9, бок о бок с такими же, как он сам, подростками. Его старший брат Григорий командовал зенитным орудием в Карелии и в одном из писем похвастался, что его расчет сбил уже семь самолетов врага. И тогда Виль решил посоревноваться с братом, приравняв свою дневную норму к одному сбитому самолету. И за день выдал сразу девять норм!
Воодушевившись, ребята из цеха №9 решили организовать первую в Ижевске комсомольско-молодежную фронтовую бригаду. Виль был избран ее бригадиром. Тогда, в марте 1942 года завод переживал сложный период: рабочие не справлялись с выполнением месячного плана. Лозунгом бригады Дубового стали слова «У станка – как на линии огня!», а рабочие смены длились по 40 часов! Почти сразу же ребятам удалось повысить производительность труда, а в апреле производственное задание было выполнено на 150%.
«Огнеупорный» сталевар
Во время войны рабочие Ижевского металлургического завода работали, не щадя себя. Яркий пример – подвиг сталевара Александра Борисова. Однажды один из двух разливочных ковшей в цеху прохудился прямо перед плавкой. Второй же еще не успел остыть после раскаленного металла. Борисов вызвался подготовить ковш к работе.
Для охлаждения ковша подвели шланги со сжатым воздухом и водой, пустили водяную струю. Раскаленный кирпич печи начал темнеть, все окутали клубы пара. Надев валенки, суконную спецовку, войлочную шляпу, рукавицы и защитные очки, Александр Борисов по лестнице спустился в горячий ковш. Пока остальные рабочие струей сжатого воздуха сбивали жару внутри ковша, Борисов ударами лома очищал выпускное отверстие. За один заход сделать все не удалось. Передохнув, он облился с головы до ног холодной водой и снова залез в ковш. За полчаса до начала плавки ковш был полностью готов. Когда Александр вылез наружу, с его спины валил густой пар, а с обуглившихся краев спецовки летели искры.
Антонина Шевелькова: фрезерный станок вместо бумажной работы
Тоня была дочерью тульского рабочего, и в начале войны работала табельщицей – пока не оказалась в эвакуации в Ижевске. Здесь ей хотели поручить ту же «бумажную» работу, однако Антонина попросилась работать у фрезерного станка на Мотозаводе. Уже в апреле она стала наладчицей, а в мае Тоня вместе с десятью другими девушками, работавшими на производстве пулеметов «Максим», призвала молодежь Ижевска начать стахановскую вахту.
Девушки выучились на многостаночниц, основали собственную бригаду, которая очень быстро добилась звания фронтовой. Тоня и ее подруги придумали, как давать больше продукции меньшим числом людей. Четырех работниц перевели на другие участки, а производительность бригады при этом выросла вдвое – благодаря уплотнению рабочего дня, установке на станках самоходов и более тщательной заточке инструментов.
За годы войны Антонина Шевелькова обучила секретам мастерства больше 60 фрезеровщиц. В 1944 году о ней писала «Комсомольская правда». Тогда же Тоня участвовала в работе Всесоюзного совещания бригадиров комсомольско-молодежных бригад. А после войны жители Ижевска избрали ее депутатом Верховного Совета РСФСР.
«Прибегаю на завод, а в нашем цехе – маршал Ворошлов»
Следующая история – история обычной девушки, работавшей не во фронтовой бригаде, но, тем не менее, трудившейся не покладая рук. Это ветеран войны Анфиса Александровна Лошманова. «Я пришла на машзавод 20 июня 1941 года, а через два дня началась война, – вспоминала Анфиса Александровна. – Я была разметчицей на производстве противотанковых ружей: по чертежу отмечала на металлических болванках, где и какие отверстия сверлить. С началом войны на заводе отменили выходные и отпуска. Домой можно было ходить раз в месяц – помыться в бане. Все остальное время мы проводили на заводе, спали урывками – где придется. Однажды я прибегаю из дома обратно на завод, а в нашем цехе – сам маршал Советского Союза Ворошилов. Зима в 1942-м была суровой. И я, пока шла от дома, отморозила себе щеки – до черноты. Климент Ефремович посмотрел на меня и спрашивает: "Что, с морозом целовалась?". Кормили нас жидким супом и кашей. Про кашу говорили: «Крупинка за крупинкой бегает с дубинкой», а про суп – «Щи горячие, щи обширные, сверху нет ничего, снизу жирные». Те рабочие, кто выполнял свою норму, получали талоны на усиленное питание – дополнительные 100 граммов хлеба в сутки в придачу в тем 800 граммам, что нам выдавали».
Девичья бригада Исаевой
Александра Иосифовна Исаева возглавила комсомольско-молодежную бригаду сверловщиц на Машзаводе в августе 1941 года. В следующем году бригаде присвоили звание фронтовой. Девушки сумели перейти на многостаночную работу, что позволило перевести семерых рабочих на другие участки. А еще бригада Исаевой выпускала продукцию с личным клеймом – это означало, что им не нужен был контролер, который следил бы за качеством продукции.
В июле 1944 года бригаду Исаевой премировали за отличную работу. В приказе директора завода сказано, что девушки установили новый производственный рекорд – каждая изготовила больше 500 изделий при норме в 220. Также они смогли сэкономить «750 кг масла, 450 сверл стоимостью 9900 руб». За работу Александра Исаева получила премию в 1500 руб, а каждая из девушек-сверловщиц – по 1000 руб.
Ижевчане-стахановцы
В самом начале войны на заводах Ижевска стали вводить так называемые «стахановские вахты», когда лучшие рабочие за смену давали гораздо больше продукции, чем это было предписано. Уже к 1 августа 1941 года оружейники и сталевары Ижевска провели 548 стахановских вахт, охвативших больше 5 000 человек. Вот только несколько примеров стахановских подвигов горожан:
- Сталевар Оглезнев выполнил норму за 5 часов 50 минут вместо установленных 9 часов 45 минут.
- Комсомолка Пищикова выдает 160-168% нормы, а 8 марта ее выработка достигла 170%.
- Фрезеровщик завода ковкого чугуна Смолянинов, работая на двух станках, выполняет план на 150%.
- Лекальщик 46-го цеха Ижевского машзавода Василий Наймушин выполняет норму на 300-400%.
- Работница завода «Металлург» Орлова в первый же день стахановской вахты выработала 806% нормы.
- Фрезеровщик Ижевского металлургического завода Сухих выполнял нормы на 200-250%.
Священник собрал деньги на строительство боевых самолетов
В годы войны на заводах Ижевска работали по 14 часов и дольше, без отпусков и выходных. Полученную за это компенсацию многие отдавали в фонд Победы, на строительство именных танков и самолетов. Деньги собирала молодежь, школьники, служащие, колхозники. Всего Ижевск собрал на нужды фронта больше 20 миллионов рублей!
Свой вклад в фонд Победы внес и священник заречной Успенской церкви Владимир Стефанов. Отец Владимир, чей сын воевал, передавал государству все средства, которые прихожане оставляли в специальных церковных кружках. Но верующие иногда благодарили батюшку лично, в том числе – деньгами. За первый год войны отец Владимир смог накопить 273 тысячи рублей. В 1942 году он передал их на строительство двух боевых самолетов, названных в честь Александра Невского и Дмитрия Донского. Всего же в годы войны отец Владимир передал из личных средств на нужды фронта 569 500 рублей. Для сравнения, скромный деревянный дом в Ижевске в те годы можно было купить за 40-50 тысяч.
Спасал жизни в ижевских госпиталях
Еще один наш герой не стоял у станков, но труд его был не менее важен для страны. Это известный врач Николай Рупасов, именем которого названа одна из улиц Ижевска.
22 июня 1941 года в первой аудитории морфологического корпуса Ижевского мединститута проходила научно-практическая конференция. Вел ее профессор Николай Рупасов, ректор института. По иронии судьбы, лучшие медики Удмуртии обсуждали вопросы военной хирургии. И вдруг Николая Федоровича срочно вызвали из аудитории. Вернувшись, он объявил: началась война.
С 1941 по 1945 год Николай Рупасов работал в эвакогоспиталях Ижевска и выполнил около 2500 операций. Одна из самых сложных прошла в стенах школы №24, где также располагался госпиталь. Туда привезли молодого казаха, у которого осколком снаряда был вырван кусок черепа, образовалась дыра. Отверстие в черепе Рупасов прикрыл кусочком ребра самого же бойца, затем надрезал и натянул кожу на голове, окончательно прикрыв рану. Казах выжил.
Николай Федорович также предложил методику восстановления рук и ног после ранений, придумал, как лечить обморожения прямо на фронте, занимался лечением несросшихся огнестрельных переломов костей. За свою работу в тылу он получил орден Красной Звезды, а с 1944 года занял пост наркома здравоохранения республики.
Ижевск в годы войны: интересные факты
- В годы Великой Отечественной войны Ижевск был единственным городом в стране, где производили абсолютно все виды советского стрелкового оружия.
- Именно ижевские рабочие придумали, как улучшить знаменитый пулемет гражданской войны «Максим». К кожуху охлаждения они приделали «финскую горловину», чтобы заполнять его не только водой, но и снегом или льдом. 90% всех фронтовых «Максимов» – из Ижевска!
- На Машзаводе время некоторых операций сократилось в десять раз: например, если раньше на обработку ствола уходило 22 часа, то в годы войны – 2 часа.С 1941 по 1945 годы завод произвел столько же стрелкового оружия, сколько за 92 довоенных года.
- Ижевский цирк был выстроен в годы Великой Отечественной войны. Для нашего города именно он стал символом приближающейся Победы и наградой всем ижевчанам, трудившимся в тылу.
- В Ижевске приземлялись для дозаправки американские истребители. Военный аэродром в нашем городе был открыт 15 декабря 1941 года. Работал он в качестве транзитного: здесь приземлялись боевые самолеты, перегоняемые на фронт. Среди них были советские «Ил» и «Пе», а также американские истребители «Аэрокобра» и «Бостон».
Тем временем
В нашем городе продолжается сбор подписей в поддержку присвоения Ижевску почетного звания «Город трудовой славы». Вы тоже можете поддержать любимый город – просто пройдите по ссылке za.izh.ru и заполните форму для голосования. На сегодня собрано уже больше 100 000 голосов в поддержку Ижевска, но важна каждая подпись.