Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств отметил в 2025 году свой 45-летний юбилей. Само здание было построено для райкома партии еще в 50-х годах ХХ века, а в 1980-м – перестроено под музей. На сегодняшний день в музее собрана хорошая коллекция произведений русских, западноевропейских и удмуртских художников. Собрали интересные факты про ижевскую культурную жемчужину.
От райкома партии до музея
Музей изобразительных искусств располагается по адресу ул. Кирова, 129. Здание было построено в 1953 году по проекту ижевского архитектора Василия Орлова для Азинского районного комитета партии.
После того, как Азинский район в Ижевске упразднили, в здание переехали дети – начиная с 1960-го по 1980-й год здесь функционировал городской Дом пионеров и школьников.
В 1980 году для пионеров открыли целый дворец, а здание по инициативе местных художников и творческой интеллигенции отдали под музей изобразительных искусств.
Типовое здание с полуколоннами было переделано под музейные нужды: внутри сделали перепланировку, в окна с обеих сторон главного входа вставили красивые витражи, а на крыше появился фронтон с двумя музами, держащими в руках картуш с названием музея. Автор – скульптор Виталий Цибульник.
Торжественное открытие музея состоялось 29 октября 1980 года.

За экспонатами ездили по деревням
Первоначальный фонд музея составлял всего 565 произведений из коллекции Республиканского краеведческого музея (сейчас это Национальный музей УР им. К. Герда). В коллекции были произведения русских художников, начиная с ХVIII века до начала ХХ века, работы художников СССР 1950-1970-х годов и работы художников Удмуртии, начиная с 1920-х годов.
В 80-е годы для пополнения фонда музей, Министерство культуры УАССР и Министерство культуры РСФСР (по заявкам музея) покупали произведения искусств у авторов, коллекционеров, владельцев, в антикварных салонах.
Также сотрудники регулярно выезжали в экспедиции по районам Удмуртии. И итоге удалось собрать отличную коллекцию народного искусства удмуртов, которую позже с успехом демонстрировали во многих городах Венгрии.
Начиная с 90-х годов, основным способом пополнения музейной коллекции становятся дары художников и безвозмездные передачи произведений искусств из запасников Союза художников России и Художественного фонда РФ.
С тех пор коллекция музея значительно увеличилась, насчитывая сейчас более 15 тысяч художественных единиц.
«Сад скульптур»
В конце июня 1981 года в музее появился «Сад скульптур». Идею создания предложил первый музейный директор – ижевский историк Евгений Шумилов.
«Пробил в Минкульте РСФСР приказ для «Росизо» о передаче отобранных мной скульптур из Москвы. Отдавать не хотели, так как работы отличные, апробированные на самых крупных выставках. Заказал фургон. Довезли (почти без потерь). Прилегающую с севера территорию, где пионеры прежде гоняли на багги, надо было благоустроить. Для начала сам посадил там хорошие кусты смородины, специально привезенные женой из Перми. Но более серьезное ни в каких сметах не было предусмотрено. Пришлось прибегнуть к методам «народной стройки», – такими воспоминаниями поделился Евгений Шумилов у себя на страничке ВКонтакте.
В то время в саду можно было увидеть скульптуры известных советских авторов: заслуженного художника РСФСР Александра Бурганова, члена-корреспондента Академии художеств Андрея Файдыша-Крандиевского, лауреата Ленинской премии Олега Скарайниса и других. Почти все скульптуры прошли через всесоюзные выставки, а некоторые экспонировались за рубежом – в США, Англии, Венгрии, Болгарии.
По первоначальной задумке, в саду должны были построить детский городок с резной сказочной скульптурой и деревянный выставочный павильон в стиле удмуртского кеноса, где разместился бы отдел удмуртского народного искусства.
Но этим планам не суждено было сбыться. По ночам в сад любили заглядывать любители выпить. Они разбивали бутылки о бронзовые головы скульптур, а некоторые из них вовсе валили на землю. Кроме этого, часть памятников начала разрушаться от «агрессивной среды промышленного города». Например, на глазах портилась бронзовая скульптура Циалковского авторства Файдыша – это, кстати, был эскиз фигуры для монумента в честь покорителей космоса на ВДНХ.
В итоге сад пришлось закрыть, все экспонаты перенесли в хранилище. Сейчас в музейном парке осталась лишь небольшая скульптура спящего мальчика, выполненная из гранита московским скульптором Вадимом Шеловым.
Еще одна из несохранившихся скульптур – скульптура «Удмуртия», которая располагалась перед главным фасадом музея. Это была работа московского скульптора Александра Бурганова, автора Монумента дружбы народов.
Позже эту скульптуру испортили вандалы – пьяные мужики пытались ее распилить и сдать в «цветмет». Поэтому со временем она тоже исчезла.
Уникальные витражи
В здании музея сохранились уникальные витражи. Холл первого этажа украшают два витража из литого стекла. Авторы – ижевские художники-монументалисты: заслуженный деятель искусства Удмуртии Станислав Медведев и член союза художников РФ Геннадий Слюсарев.
Витражи появились в музее в 1981 году. Они выполнены по мотивам удмуртской легенды об Италмас: на них изображены главные герои – Италмас и Камаш.
Еще один витраж установлен в оконном проеме между первым и вторым этажом музея. Он называется «Слава русскому оружию» (или «Слава великому воинству») и выполнен в технике колотого стекла.
Внизу витража слева можно увидеть дату «1380», а справа «1941-1945». Автором этой композиции стал художник Михаил Тараев.
Новое имя
В 2025 году прозвучала инициатива присвоить музею имя художника, уроженца Удмуртии, народного художника РСФСР Алексея Холмогорова. Он внес большой вклад в развитие художественного творчества Удмуртии.
В 1970 году за серию портретов «Люди моей республики» был удостоен Государственной премии Удмуртской АССР, в 1981 году за серию картин, посвященных людям Советской Удмуртии – Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.
Ремонт, реставрация, снос?
Скрипучий пол, отсутствие фондохранилища, маленькие помещения и др. – разговоры о том, что здание нуждается в капитальном ремонте, идут уже давно.
В 2011 году один из залов был закрыт и переоборудован в хранилище, так как условия основного фондохранилища не соответствовали нормам хранения музейных ценностей. Во временное хранилище перевели большие живописные полотна удмуртских художников.
В 2019 году из-за обильного таяния снега пробежала крыша над этим залом, музей мог лишится наследия. В итоге было найдено другое помещение для хранения художественных произведений, на выделенные деньги отремонтировали крышу, поменяли окна, зал привели в порядок.
Но глобальных проблем это не решило. Власти и общественность города не раз собирались, придумывая, что делать с музеем. Звучали предложения:
-
снести здание и на его месте построить большое новое;
-
отреставрировать старое здание, а за ним построить еще одно – как это было сделано в библиотеке Ленина;
-
выбрать для музея совершенное другое место и, соответственно, здание.
Но окончательное решение до сих пор не принято.