
Советский школьник должен был быть готов и к труду, и к обороне. Поэтому их физической форме уделялось достаточно большое внимание. И физкультура в школах была не просто уроком – это был целый ритуал коллективного духа. На занятиях учителя воспитывали силу характера и физическую закалку. Причем не всегда гуманными способами. Вместе с жителями Ижевска вспоминаем, как проходили уроки физкультуры во времена СССР.
Типичный урок физкультуры
Стандартный урок физкультуры в советской школе состоял из нескольких блоков. Сначала разминка – приседания, отжимания, выпады, подтягивания. Дальше школьники прыгали в длину и в высоту, бегали на определенные дистанции, метали мячи, диски, гранаты (на улице). Потом следовал комплекс гимнастических упражнений с мячом, обручем или скакалкой, а также занятия на брусьях, турниках, лазание по шведской стенке или по канату. Кроме того, надо было уметь кувыркаться.

Затем очередь доходила до спортивных игр типа волейбола и футбола. Еще для школьников устраивали эстафеты, соревнования по перетягиванию каната и игры в снайпер (или вышибалы).
«Я ненавидела снайпер и прочие игры, где летел мяч, потому что мне всегда выбивали кисть», – рассказывает ижевчанка София.
«С физкультурой у меня были в школе очень непростые отношения. В первом классе мне все нравилось. Мне купили спортивный костюм из трикотажа – синий с красными полосками, – я с удовольствием бегала, прыгала, делала упражнения. А потом началось… Например, я выяснила, что на физре есть снайпер, который почему-то все дети, кроме меня, очень любят, и норовят очень больно заехать мячиком. То, что мячик можно ловить, я понимала, но мне казалось, это еще больнее», – говорит Екатерина А.

Обтягивающие трусы
Форма на уроках физкультуры была простой и практичной: спортивные штаны, футболка или кофта, кеды. У кого-то в школе была определенная форма, в других школах одевались кто во что горазд.
«В 3-м классе у нас ввели обязательную форму. Для девочек шортики и футболочки, а для мальчиков – не помню. Но было холодно и неудобно. И уже начинало расти все, что положено у девочек, и мы стеснялись. Очень. Отказывались носить. И все отменили», – вспоминает Наталья.

«В начале 80-х у нас форма была такая. Шорты для девочек – темно-синие в обтяжку. Даже скорее это были широкие трусы. Футболки – тоже обтягивающие, голубые с темно-синей окантовкой по вороту и рукавам. А мне тогда уже было лет 12-13. Грудь начала расти, комплексы тоже росли, как на дрожжах, потому что мальчишки дразнили. И, естественно, никаких освобождений и поблажек в форме в критические дни – мол, «маленькие вы еще». Я просто умоляла родителей, чтобы как-то освобождали меня от физры на это время. В общем, одно расстройство с этой формой», – рассказывает Людмила П.
«Да, помню, что надо было носить обтягивающие футболки. А у меня грудь рано пошла в рост. И когда я бегала или прыгала, я дико стеснялась. У нас была преподавательница Зинаида Григорьевна – женщина выдающихся размеров, эдакий кубик на ножках. Она заставляла нас отжиматься и требовала, чтобы девочки грудью касались пола. Сначала она показывала нам этот элемент: ить – и она уже задела пол. А мы такими размерами, конечно, не обладали. Нам нужно было приложить больше усилий, чтобы достать пол. И мы дико возмущались, мол, что за правила, эй-то легко, а нам-то», – вспоминает Анастасия Ш.
Образ советского физрука
Худощавый, в любое время дня и года в синем спортивном костюме, а зимой еще и в шапочке-петушке, злой и нервный – таков типичный портрет советского физрука, «сидящий» в голове у советского поколения. И действительно, многие учителя были именно такими – с неудавшейся спортивной карьерой, от того обозленные на весь мир и в особенности на неспортивных детей.

«У нашего физрука среди девочек в любимчиках были всего две-три. По возрасту они были чуть старше (позже пошли в школу), поэтому и бегали быстрее, и метали дальше. А меня он не любил, ведь я была совсем неспортивной девочкой. Я любила рисовать и танцевать, а не бегать несколько кругов по стадиону, висеть на брусьях или отбиваться от мячика на снайпере. И он все время смотрел на меня с плохо скрываемым презрением и выговаривал, мол, надо заниматься, ты такая хилая и слабая, по жизни тебе потом не повезет. Получается, мой школьный физрук просто-напросто отбил у меня всякое стремление заниматься», – рассказывает Ксения А.
«Мне запомнилось, когда наш обычный физрук болел, уроки иногда проводил другой учитель. Самый что ни на есть ошалелый. Он любил вывести весь класс на запасную лестницу и заставлял бегать по ней вверх-вниз все четыре этажа. И так 45 минут. Ноги потом болели жутко», – рассказывает Михаил Ш.

Но были и настоящие патриоты своего дела, которые могли прививать любовь к спорту даже самым физически неразвитым школьникам.
«У нас в школе была учительница по физкультуре – высокая, стройная, красивая, молодая. Сейчас понимаю, что только-только окончившая институт. Так все мальчишки очень любили ее уроки, пытались ей даже глазки строить. А мы с девчонками шушукались и обсуждали ее фигуру, ее спортивную форму, даже ее прическу. И тоже с удовольствием ходили на ее уроки. Она не заставляла нас прыгать через козла – это делали только мальчишки, зато давала много упражнений специально для нас на растяжку. Вот это были кайфовые уроки!» – ностальгирует Ирина З.
«Козла ненавидела»
Прыжок через козла был обязательной частью по сдаче нормативов на уроке физкультуры. Советские специалисты по физической культуре считали, что эти прыжки укрепляют у детей мышцы и связки, развивают их координацию. Ну и главное, по их мнению, «козел» помогал побороть детские страхи и закаливал их характер.
Но именно этот снаряд вызывал истинную нелюбовь и отвращение не только у девочек, но и у мальчиков. Прыгать через него никто особо не умел, за исключением пары гимнастов.
«Козла ненавидела, потому что в 4-м классе он на меня упал при попытке его штурмовать», – рассказывает Наталья Д.

«Я как вспомню этого козла, так вздрогну. Я в принципе была не особо физически подготовленной девочкой, а тут – козел. Разбежаться, запрыгнуть, при этом не запнуться о мат, не сломать себе руки, перенося тело как-то вперед. Это просто боль, даже когда я сейчас это все вспоминаю. А еще у меня постоянно в голове крутилась одна история. В нашей школе мальчик, прыгая через козла, умудрился порвать себе связки в паху. И вот я смотрела на этот снаряд и все время думала, а вдруг я тоже… Большое спасибо маме, которая каким-то чудом достала все необходимые справки и «отмазала» меня от этого страшилищи», – вспоминает Ксения К.

«А мне очень нравилось прыгать через козла. А еще о-очень нравилось ходить по бревну – ножку в сторону, ручку вперед, прыжок, переворот. Отчаянная была. Конечно, лежали маты внизу, но упасть можно было на раз-два. Но мне нравилось», – говорит Анастасия Ш.
Лазание по канату
Примерно такие же цели – укрепление мышц, связок и закалка характера – преследовали еще одни обязательные упражнения – лазания по канату. Причем уметь это должны были и мальчики, и девочки.
«Это была страшная фигня – карабкаться по канату под самый потолок высоченного спортзала без всякой страховки, только жиденький мат внизу. К счастью, высоко забираться мало кто умел. Поэтому наш физрук, не особо возлагая на нас надежды, быстро сворачивал все это дело», – говорит Михаил.
Продай унитаз, купи лыжи!
Советские школьники в обязательном порядке должны были уметь кататься на коньках и лыжах. В Ижевске во многих школах ограничивались только лыжами. Уроки естественно проходили на свежем воздухе, но не всегда на школьном стадионе.
«Самая жесть была зимой, когда приходилось тащиться с лыжами в школу. Катание часто проходило аж в парке Кирова, куда мы ехали на трамвае с Пушкинской. Из-за этого часто опаздывали на следующие уроки. Естественно, ни о каком душе после тренировок и речи не было. Душевая в спортзале была, но обычно выглядела так, что туда страшно было заходить, не то что мыться. Поэтому все потные просто шли дальше на урок и не заморачивались», – рассказывает Михаил Ш.

А вот ижевчанка Елена Х. училась в школе № 9. И иногда зимой они ездили кататься на Важнин ключ. Почему так далеко от школы, рядом с которой был (и есть) лес, непонятно!
«Это был сущий кошмар для меня. Сначала нужно было надеть эти лыжи – у меня были деревянные с креплением на ремешке. Просто представьте, зима, и я пытаюсь голыми руками застегнуть этот ремешок. Пальцы коченели моментально. Потом нужно было проехать через лес. Но я каталась очень медленно и в большинстве случаев оставалась совсем одна. Потом нужно было как-то перейти на лыжах дорогу, по которой ездили машины. В это время физрук уже давно уже катался со всеми остальными на этих горках. В итоге, когда я добиралась на место, все уже разворачивались и ехали назад. Если я успевала прокатиться хоть разок, это было истинной удачей. За все это время я естественно вся промерзала насквозь. А потом болела. С тех пор я не то что не люблю лыжи, я их ненавижу!» – рассказывает Елена.

И совсем по-другому относилась к лыжам в школе другая жительница Ижевска Наталья Д.
«Лыжи – моя любовная любовь. После школы мы бежали на лыжную секцию, у нас был тренер, один из учителей физкультуры, и он нас учил кататься разными стилями, дышать и т. д. Было круто. А физрук Борис Валентинович считал, что лыжи должны быть дома у всех. Это так же обязательно, как унитаз или плита. Так и говорил: «Иванова, вот у вас дома унитаз есть? Есть! Скажи родителям, чтобы продали унитаз и купили лыжи!» Еще говорил: «Это ты сейчас молодая и красивая, а вот встречаемся мы с тобой через 20 лет, идешь ты по Пушкинской стрит, а целлюлит так и колышется. А вот если купишь лыжи, такого не будет!» – улыбаясь, вспоминает Наталья.

Ижевский историк Игорь Кобзев учился в школе № 27. И вот, что он рассказывает.
«В этой школе учились: киноартист Ю. Богатырев, эстрадная певица Москонцерта М. Суворова, архитектор П. П. Берш. Большой мичуринский сад (яблони) при этой школе полностью был вырублен в 1980-е. Вокруг было много деревянных домов с огородами, привязанными козами, которые щипали траву, дощатыми тротуарами и чугунными колонками, последняя была за школьными мастерскими. Уроки физкультуры проходили во дворе, на лыжах ходили в мичуринском саду или скатывались по Широкому на пруд, за два урока добирались до парка и – назад, успевали!»

«С класса второго я познала лыжи. У школы был стадион, но нас зачем-то повели кататься на пустырь рядом со школой. Это было через дорогу – не проезжую часть, а межкварталку, но все же. Каталась я плохо – кататься хорошо почему-то на уроках никто не учил. У меня вообще складывается впечатление, что нас на физре ничему не учили, дескать, движение ребенку дано от природы, вот пусть и двигается инстинктивно. Так вот, каталась я плохо, а потому плелась в хвосте. Переходили через дорогу. Разумеется, я упала, разумеется, в тот самый момент, когда заворачивала машина. Я упала практически под колеса и в панике поползла к бордюру, а лыжи ползти мешали. Машина спокойно проехала. Учительница ничего даже не заметила. В другой раз тоже была физра на улице, зимой, но без лыж. И нам дали очень странное задание… кататься с горки. Я никогда не каталась просто так, только на санках, но тут же учитель велел. В итоге мама пришла меня забирать и устроила при всех разгон за мокрые гамаши, еще и в классе их повесила сушиться. Наверное, это было последней каплей, после которой, даже сменив школу, я физкультуру не полюбила», – рассказывает свою историю Екатерина А.

Ижевчанка Анастасия училась в школе № 73 – это на Автозаводе. А жила за две остановки от школы, в доме напротив бывшей ТРК «Столицы». Для нее лыжи в школе были настоящей мукой.
«Еще дома мне надо было сразу же одеться по-спортивному: какую-то затрапезную куртешку и шапку а-ля петушок. И в таком виде – просто как чмошница какая-то – ехать до школы. Один раз в автобусе меня из-за внешнего вида назвали мальчиком – было очень обидно. Так вот, в школе мы надевали лыжные ботинки – тоже чмошные, шли практически через весь район с лыжами до леса у моего дома. Там бегали. А потом шли обратно. И я была еще более страшная – мокрая, с красными щеками, с замерзшими в сосульки волосами, которые торчат из-под шапки и лезут тебе в лицо, ненавидящий все вокруг. Идешь мимо дома. Чтобы снять дома ботинки и оставить лыжи, и снова пойти обратно домой! А если урок был не последним, приходилось еще сидеть – весь такой благоухающий, естественно, уставший, а там физика, химия… В общем, не любила лыжи именно из-за дурацкой логистики».
Соревнования и парады
Кроме обычных занятий, во всех советских школах проводились спортивные праздники. Школьники участвовали в городских соревнованиях, которые становились настоящим событием для всех.

Нередко проводили настоящие парады физкультурников. Первый в стране такой парад прошел на Красной площади в Москве в 1919 году. А потом это движение подхватили и другие города, в том числе и Ижевск.

