Проект «Первые лица» посвящен тем, кто в разные годы стоял у власти в нашей республике. Герои этой рубрики - выдающиеся люди, талантливые политики и крепкие хозяйственники, сделавшие немало для Ижевска и Удмуртии. Это основатель оружейного завода Андрей Дерябин, первые секретари Удмуртского обкома Анатолий Чекинов, Валерий Марисов и Петр Грищенко.
Сегодня герой «Первых лиц» - глава Удмуртии Александр Волков. Он является высшим должностным лицом региона с 1995 года, и важнейшие для республики события этих 18 лет так или иначе связаны с его именем. Но одно дело - официальная хроника, и совсем другое - живые и яркие воспоминания тех, кто давно знает Александра Александровича. Мы попросили этих людей поделиться связанными с президентом историями, которые им запомнились.
Досье
Александр Волков
Родился 25 декабря 1951 года в Брянске.
В 1970 году закончил Брянский строительный техникум, получил направление в Глазов, в строительное управление Чепецкого мехзавода.
Закончил Пермский политехнический институт по специальности «инженер-строитель».
В 26 лет стал главным инженером строительного управления, в 34 - начальником управления.
В 1987 году назначен главой Глазовского горисполкома.
В 1989 году стал первым замом председателя Госплана Удмуртской Республики, а в 1990 году - зам. Председателя Совета министров республики, одновременно возглавляя Госкомитет по архитектуре и строительству.
В июне 1993 года назначен Председателем Совета министров. В этом же году победил на выборах в Совет Федерации.
В 1995 году становится высшим должностным лицом Удмуртии - Председателем Государственного Совета.
В 1996 году получает второе высшее образование в Московском институте международного бизнеса, через 2 года защищает кандидатскую диссертацию.
В 2000 году избран первым Президентом Удмуртской Республики.
В 2004 году переизбран на второй срок.
В 2009 году, по представлению Президента РФ Дмитрия Медведева, Госсовет Удмуртии наделяет Волкова полномочиями Президента республики.
Не хотел бросать стройку даже ради партийной карьеры
Началом пути к вершинам политической карьеры для будущего президента становится Глазов. Туда он попадает в 1970 году, сразу после окончания Брянского строительного техникума. В 18 лет Александр Волков становится мастером участка, получив в подчинение больше ста рабочих. А уже через два года его избирают секретарем комсомольской организации Чепецкого управления строительства. Так было положено начало политической карьере Волкова, хотя в то время бросать строительное дело ему хотелось меньше всего.
- Захожу в партком, - вспоминает сам Александр Александрович в книге «Дорогу осилит идущий». - Парторг, Степан Иванович, с места в карьер: «Саша, есть предложение двинуть тебя в комсомол». И такая досада меня взяла, что скрыть это было ну никак невозможно. Я-то о другом думал. Наш прораб уходила на повышение, а меня рекомендовали на ее место.
Но парторг все-таки убедил 20-летнего Александра возглавить комсомольскую организацию из шестисот с лишним человек. И именно этот опыт организаторской работы впоследствии окажется бесценным для будущего политика.
- Мы принимали в комсомол, проводили массу мероприятий, лыжные, велосипедные пробеги по республике, - вспоминает президент. - Если я знал, что от сбора металлолома половина полученной суммы шла на наш счет, я закручивал ребят и сам грузил с ними этот металл. Проводил конкурсы профмастерства среди штукатуров, маляров, плотников, каменщиков.
Тогда же Волков учится общаться с самыми разными людьми - от простых строителей до партийного руководства. Но через два года он понимает, что соскучился по производству, и просится обратно на стройку.
В 80-х строил дороги по зарубежным методикам
- Пришел я после комсомола главным инженером на участок СУ-2, где отработал еще два с половиной года, - рассказывает Александр Александрович в книге. - Затем защита диплома инженера-строителя в Пермском политехническом институте. По возвращении мне сразу предложили должность главного инженера СУ-2. Мне было всего 26 лет.
На этой должности Волков усвоил основные принципы, которых придерживается до сих пор, лично контролируя важнейшие стройки республики: строго следить за качеством и заканчивать каждый этап строительства вовремя.
- В сентябре или в начале октября начальник стройки Виктор Лукьянович Жданов привез меня на объект, где были только стены и окна, и сказал: надо ввести к Новому году, - вспоминает президент. - Объект - хирургический корпус больницы. Виктор Лукьянович пообещал любую помощь, а передо мной поставил задачу организовать работу. Задание такой сложности пришлось выполнять впервые. Не буду объяснять, как расчеты проверялись практикой. Но к Новому году объект вступил в строй.
Строить приходилось не только больницы, жилые дома и промышленные объекты, но и дороги. Об этом вспоминает Александр Соловьев, член Совета Федерации от Удмуртской Республики:
- В начале 80-х я работал в городе Глазове начальником Глазовского дорожно-строительного управления, нам нужно было строить дорогу от Игры до Глазова, - рассказывает Александр Васильевич. - В тот период не было проезда на небольшом участке от Глазова до Яра. В весеннюю распутицу проехать там было невозможно, легковушки по грязи тащили волоком. Дорогу надо было сделать в кратчайшие сроки. И Чепецкое строительное управление распорядилось, чтобы нам помогало их подразделение «Строительное управление №2», которым руководил в то время Александр Волков. На планерках мы с ним ежедневно оценивали фронт работ и распределяли для этого необходимые ресурсы. Мы добились поставленной перед нами цели: уложить 3 км дороги за 3 месяца. Позже я побывал в Германии и видел, как там строят дороги: все этапы расписаны по часам и по минутам. Так вот, Александр Александрович в 80-х строил точно так же! У него все было расписано, каждый этап. Так что он - человек, ответственно подходящий к делу.
- С Александром Александровичем мы вместе работали в Чепецком управлении строительства, - вспоминает Владимир Перешеин, вице-премьер Правительства Удмуртии, министр информатизации и связи. - В те годы у нас было много общих увлечений, в том числе – спорт. Помню, как мы втроем - Александр Волков, Юрий Питкевич и я - собрались и уговорили начальника стройки Жданова, чтобы он дал добро на строительство спортивного зала. Тот согласился, но предупредил: деньги на это выделить не сможет. Но мы выстроили здание спортзала - своими силами, его спроектировали, привлекли своих специалистов и сами участвовали в разработке. Кстати, зал наш до сих пор пользуется популярностью среди жителей города Глазова.
Ради восстановления храма рисковал партбилетом
В 1987 году Александр Волков становится председателем Глазовского горисполкома. Убедить его занять этот пост оказалось не так-то просто - у него уже было любимое дело с достойной зарплатой, и кресло главы города его, откровенно говоря, не привлекало. После очередного отказа руководству республики пришлось напомнить строптивому начальнику управления про его обязательства перед партией.
Волков становится главой Глазова, но строительство для него - по-прежнему один из приоритетов. А потому при нем в северной столице Удмуртии возводят жилье, строят садики, школы, больницы. Тогда же восстанавливают храм - первый в Удмуртии за все 70 лет советской власти.
- В конце 80-х я служил на севере Удмуртии, - рассказывает протоиерей Виктор Костенков. - В тех краях единственным приходом было Каменное Заделье, в полусотне километров от Глазова. Места глухие: храм на берегу Чепцы, а вокруг лес. Но верующие все равно приезжали из города - кто на службу, кто ребенка крестить, хотя, конечно, в советское время это не приветствовалось.
Во второй половине 80-х отношение к религии, пусть и незначительно, но стало меняться. И верующие обратились к Александру Волкову с просьбой помочь в строительстве храма.
- Я хорошо помню, как он впервые приехал ко мне в Каменное Заделье, - рассказывает отец Виктор. - Зима, везде сугробы, и он - на служебной машине, вместе с уполномоченным по делам религий. Александр Александрович тогда сказал: «Храм мы сразу построить не сможем, но может, у вас есть и другие просьбы?». Я пожаловался, что людям тяжело добираться до Каменного Заделья. И Волков выделил нам автобус, который ходил из Глазова по субботам.
Дальше - больше. Александр Волков находит землю под строительство храма на окраине Глазова и помогает стройматериалами. И это несмотря на то, что за поддержку церкви он вполне мог лишиться партбилета.
- Мы попросили о помощи ветеранов, и те писали заявления на выделение им материалов якобы для строительства дачных домиков, - рассказывает отец Виктор. - Я с трудом отыскал в Татарстане старого священника, который мне рассказал, как освящают церковь на начале строительства - у нас никто этого уже не помнил! На освящение приехал и Александр Александрович. Так началось строительство храма святого великомученика Георгия Победоносца.
- Во второй раз я встретился с Александром Волковым в начале 90-х, - продолжает отец Виктор. - Тогда мы с владыкой Николаем восстанавливали Александро-Невский собор и отправились к председателю Совета министров просить помощи. Заходим - а в кабинете сидит тот самый Волков, который когда-то мне уже помог. И тут я понял, что все у нас получится.
Александр Волков выступил против указа Ельцина
В 1989 году Волкова вызывают работать в Ижевск - зампредседателем Госплана по вопросам строительства. Уже через год он сумел создать и возглавить новую структуру - Госкомитет УР по строительству. Сам будущий глава региона называет Госстрой «первым своим объектом в строительстве государственной власти».
- Я познакомился с Александром Александровичем, когда тот только переехал в Ижевск из Глазова, - вспоминает генерал-лейтенант Александр Курбатов, сейчас - советник Президента Удмуртии по вопросам строительства. - Он курировал строительную отрасль, а я работал главным инженером промышленно-строительного треста. В те годы мы строили в основном промышленные и военные объекты, и только 5% всех ресурсов выделялись на «социалку». Добиться, например, строительства садика было непросто - но Александру Александровичу это удавалось. Он находил средства, выделял рабочую силу и делал все, чтобы заводы делали стройматериалы сверх плана.
В начале 90-х Александр Волков выдвигает идею построить в республике два современных кирпичных завода, которые делали бы облицовочную плитку и черепицу по европейским стандартам.
- Приехали югославы, испытали все наши месторождения глины и выяснили, что качество будет отменным, - рассказывает Александр Павлович. - Кто же знал, что начнется распад Югославии, а российская экономика затрещит по швам? Заводы заморозили, когда они были готовы на 70%. Надеюсь, что когда-нибудь мы найдем ресурсы, чтобы их закончить.
Став политиком, Александр Волков продолжает заниматься строительной отраслью. В том числе - и на федеральном уровне.
- Мало кто знает, что в 1998 году благодаря вмешательству Волкова удалось предотвратить уничтожение Спецстроя России, - рассказывает генерал армии Николай Аброськин, депутат Госдумы. - Указ о ликвидации старейшей строительной организации страны был уже подписан Борисом Ельциным, когда Александр Волков, а с ним еще три главы регионов обратились к президенту с письмом, в котором доказывали, что Спецстрой необходимо сохранить. И у них это получилось - указ отменили.
Почему нужно было успеть разобрать старый цирк в рекордно короткие сроки? Как Александр Волков удивлял стюардесс «Ижавиа» и подбадривал членов комиссии по бюджету, заседая с ними до двух часов ночи? Продолжение «Прогулок по Ижевску», посвященных Александру Волкову, читайте в следующем номере газеты «Центр».