Top.Mail.Ru
21 ноября 2013 16:07
История Удмуртии

Первые лица Ижевска: Андрей Дерябин - человек, изменивший судьбу города

Чьим именем названа первая в Ижевске улица, и как деньги Ижевского завода положили начало производству нефти в России.

iz-article.narod.ru, из коллекции Сергея Селивановского
iz-article.narod.ru, из коллекции Сергея Селивановского

В рамках рубрики «Прогулки по Ижевску»мы расскажем о людях, стоявших у власти в городе и республике в разные годы.
Андрей Дерябин

Один из крупнейших в России специалистов горнозаводского дела, связанного с добычей полезных ископаемых и переплавкой руд в металлы.
Родился в 1770 году в Пермской губернии.
Закончил Тобольскую духовную семинарию, а затем - Петербургское высшее горное училище, где изучал все, что связано с добычей полезных ископаемых.
Был членом Горной коллегии, управлял заводами на Урале, причем ему удалось значительно усовершенствовать их работу.
Автор реформы Горного ведомства.
В 1807 году основал Ижевский оружейный завод, стал первым начальником завода.
С 1811 года руководил Департаментом горных и соляных дел и Горным кадетским корпусом.
В 1816 году уволился со службы, после чего находился при управлении нескольких Гомельских фабрик.
Умер в 1820 году.

Без оружейного завода не было бы города

В начале XIX века стало ясно: России не миновать войны с Наполеоном. При этом русская армия, мягко говоря, не была к этому готова. Стрелкового оружия не хватало, не было единой системы, солдаты были вооружены вразнобой, нередко трофейными или уж очень старыми ружьями. Дошло до того, что во второй половине 1800-х, в разгар Наполеоновских войн, ружья приходилось покупать в Англии.

При этом в стране было всего два оружейных завода - в Туле и Сестрорецке (под Петербургом). Строить третий задумал еще император Павел I, но воплотить замысел ему не удалось - царя убили в результате очередного дворцового переворота. Дело отца продолжил Александр I. Именно при нем на карте империи и появился Ижевский оружейный завод.

Для нашего города это стало необыкновенной удачей. К тому времени Ижевский железоделательный завод, основанный в 1760 году графом Шуваловым, пришел в упадок. Если бы не поддержка мощного молодого собрата - оружейного завода, - первый быстро бы захирел. Но все обернулось иначе, причем - случайно. Ведь изначально земли на Иже почти и не рассматривались как место строительства будущего завода.

Когда решено было строить новый оружейный завод, эту миссию поручили горному инженеру Андрею Дерябину. Он тогда уже успел сделать немало для развития горного дела на Урале. Причем поначалу даже Дерябин не мог сказать, где конкретно появится будущая кузница российского оружия. Предполагалось, что это будет бассейн Камы - Вятская или Пермская губернии. В этом случае, даже если враг проникнет вглубь страны и захватит Сестрорецк и Тулу, новый завод по-прежнему сможет снабжать армию оружием. При этом Дерябин понимал: строить завод с нуля - хлопотно и дорого, удобнее начать выпуск оружия на уже готовом производстве.

Группа учащихся Ижевской оружейной школы в форменных гимнастерках и фуражках с аббревиатурой «И.О.Ш.». Фото 1912 года и современное.
Первые лица Ижевска: Андрей Дерябин - человек, изменивший судьбу города Первые лица Ижевска: Андрей Дерябин - человек, изменивший судьбу города

Судьбу Ижевска решила пермская княгиня

Несколько лет Дерябин исследовал участки вдоль Камы, Сивы, Кильмези, Чусовой, Ижа. И вроде бы выбор Андрея Федоровича пал на Иж - по крайней мере, в одном из документов 1805 года он назвал будущий завод «Камско-Ижевским». Правда, потом планы его меняются.

Вместо Ижевского Дерябин выбирает Аннинский медеплавильный завод на реке Бабке, на территории современного Пермского края. Горного инженера все устраивает, и он отправляет необходимые документы в Петербург. И 20 февраля 1807 года Александр I дает добро на строительство завода в бассейне Камы.

Но неожиданно все срывается - к счастью для Ижевска. Оказалось, что на земли вдоль реки Бабки претендует некая княгиня Шаховская. Права ее на эту землю были, мягко говоря, сомнительными - основателю Аннинского завода она приходилась лишь дальней родственницей. Но, когда пошли разговоры о строительстве завода, поняла, что из этого можно извлечь выгоду. Еще полвека назад на притязания княгини никто и внимания бы не обратил - дело-то государственной важности! Кстати, именно так Шувалов строил Ижевский железоделательный завод - даже не поинтересовавшись, чья это земля. Но в начале XIX века времена уже были другие, и землю пришлось бы выкупать.

Скорее всего, Дерябин просто решил не ввязываться в тяжбу с Шаховской, тем более что медлить было нельзя: в феврале 1807 года Наполеон разбивает нашу армию в битве при Прейсиш-Эйлау – одном из самых кровавых сражениях Наполеоновских войн. И тогда Андрей Дерябин возвращается к Ижевскому железоделательному заводу, чтобы строить на его базе оружейное производство.

Первые лица Ижевска: Андрей Дерябин - человек, изменивший судьбу города Первые лица Ижевска: Андрей Дерябин - человек, изменивший судьбу города

Сто лет назад проезд Дерябина назывался Плотинным переулком. В начале XX века на улице посадили молодые тополя, которые за это время успели вырасти в настоящую аллею.

Ижевское оружие оказалось дешевле тульского

10 июня 1807 года в Ижевске была открыта Оружейная контора, где располагалось заводское начальство, и уже осенью на заводе было создано первое оружие -солдатские гладкоствольные кремневые ружья «нумер 15», заряжать которые нужно было с дула.

Первым начальником завода стал сам Андрей Дерябин. В Ижевске он провел почти два года, и при нем будущий город начал приобретать тот облик, который нам хорошо знаком. Бок о бок с Дерябиным трудился Семен Дудин, талантливый архитектор. Именно он - автор проекта Александро-Невского собора, ижевского Арсенала и особняка протоиерея Захария Лятушевича (подробнее об этом читайте в разделе «Прогулки по Ижевску»).

Но главное их совместное творение - Главный корпус оружейного завода, первое в России многоэтажное промышленное здание. А башня, его венчающая, стала одним из символов Ижевска. К тому же именно Дерябин и Дудин первыми создали Генеральный план «города Ижа», на котором отметили не только завод, но и первое в городе кладбище (в районе Свято-Михайловского собора), и Сенную площадь, и места будущей застройки заводского поселка жилыми кварталами.

Умения, опыта и таланта Андрею Федоровичу было не занимать. Ижевский оружейный завод стал первым производством в России, где все операции были сконцентрированы в одном месте, что значительно ускоряло процесс. В Туле, например, к этому пришли только в середине XIX века. При этом ижевское оружие оказалось дешевле тульского, ничуть не уступая ему по качеству. Евгений Шумилов приводит такие цифры: себестоимость солдатского ружья, изготовленного в Ижевске, была 8 рублей 85 копеек, тульского - 12 рублей 24 копейки. Дело было не только в том, что оружейному заводу здорово помогал его старший брат железоделательный, поставлявший сырье, но и в достаточной величине пруда, вода которого без труда вращала заводские колеса.

Определил Дерябин и будущий облик ижевцев. Рабочих для оружейного производства он набирал по всем губерниям, приглашал сюда иностранцев, которые обучали наших мастеров оружейному делу.

Один из основных символов Ижевска – Главный корпус оружейного завода с 50-метровой башней – это совместное творение основателя завода Андрея Дерябина и архитектора Семена Дудина. В XIX веке ко входу в корпус от плотины вел арочный мост.
Первые лица Ижевска: Андрей Дерябин - человек, изменивший судьбу города Первые лица Ижевска: Андрей Дерябин - человек, изменивший судьбу города

Проект завода Дерябин разрабатывал сам

Историк, профессор УдГУ Евгений Шумилов – биограф Андрея Дерябина. Его книга называется «Для пользы ближних. Очерк жизни гениального человека пушкинской эпохи». Евгений Федорович называет основателя оружейного завода крупнейшей фигурой в истории Ижевска. Ведь если бы не Дерябин, был бы сейчас Ижевск поселением вроде Бемыжа в Кизнерском районе, где когда-то тоже дымили трубы завода, были пруд и плотина.

- Андрей Федорович был не просто опытным горным инженером, - рассказывает Евгений Шумилов. - Это был энциклопедически развитый деятель и реформатор, человек высокой культуры. Он не боялся масштабных преобразований, начальнические дела вел азартно, с размахом и знанием дела. По его собственным словам, он «никогда не отдавал себя вполовину, но всегда посвящал всего себя». Яркий пример этого - проектирование и основание оружейного завода в Ижевске. Дерябин сам планировал все помещения вместе с Семеном Дудиным, и с точки зрения технологии и архитектуры проект этот поражал новаторством. Андрей Федорович заботился о том, чтобы производство было как можно более рациональным, а все операции были состыкованы между собой.

Дерябину также принадлежит идея наладить в Ижевске и Воткинске производство инструментов - иначе их пришлось бы закупать в Европе.

Шесть тысяч в год и собственный дворец

В 1809 году в городе на Иже начался мор - мастеровые умирали один за другим. Штаб-лекари уверили Дерябина: это не чума, люди умирают от слабости и тяжелых условий работы. Было принято решение строить госпиталь.

«Мнение врачей… убедило меня расположить госпиталь на возвышенности, - цитирует Шумилов слова самого Дерябина. - А дабы не стеснять движения воздуха таким обширным строением, я разделил его на четыре отделения… При сем расположении я совершенно надеюсь иметь в госпитале всегда чистый и здоровый воздух».

Уже к 1810 году по проекту Дудина было выстроено несколько деревянных корпусов на современной Сенной площади.

Андрей Дерябин жил в своей усадьбе на берегу пруда. Как пишет Евгений Шумилов, начальник получал за командование заводом шесть тысяч рублей в год, так что он вполне мог позволить себе огромный деревянный дом с флигелями и каретным сараем, целый штат лакеев и личного парикмахера и повара французов. А бульвар, спускающийся от дворца к пруду, стал прообразом современной эспланады Центральной площади.

В 1809 году Ижевский оружейный завод окончательно перешел в ведение Военного министерства. К 1810 году Андрей Федорович уехал с Камских заводов в Санкт-Петербург, уйдя на повышение – он стал начальником Департамента горных и соляных дел. То, что начинал Дерябин, блестяще осуществят его преемники в последующие годы.

Одним из преемников Дерябина стал Ермолай Грен - он управлял заводом с 1810 до 1828 года. Под его руководством, к началу Отечественной войны 1812 года, выпуск стрелкового и холодного оружия на Ижевском заводе шел уже полным ходом. Во время войны завод сумел поставить армии Кутузова более 6 тысяч «кремневок», увеличив выпуск оружия в десять раз. Во многом благодаря этому война 1812 года стала одной из немногих войн в истории России, к которым страна подошла, не уступая по уровню вооружений противнику.

Какие места в Ижевске напрямую связаны с Дерябиным?

Проезд Дерябина

В основе его - заводская плотина, так что, по сути, это та самая улица, с которой и начинался когда-то Ижевск. До революции и позже она называлась Плотинной. Решение о переименовании было принято исполкомом горсовета Ижевска 5 марта 1970 года.

Памятник Андрею Дерябину

Бюст основателя Ижевского оружейного завода был заложен на плотине, напротив Главного корпуса, больше века назад - 10 июня 1907 года, в день 100-летия завода. Надпись на памятнике гласит: «Обер-берггауптман Андрей Федорович Дерябин, строитель Ижевского оружейного завода». Это - один из старейших памятников в Ижевске. В 2007 году, к 200-летию основания завода, памятник отреставрировали и перенесли ближе к пруду.

Усыпальница Андрея Дерябина

Андрей Федорович скончался летом 1820 года в Гомеле, прах его покоился в Толгском мужском монастыре Ярославской области (под Ярославлем находилось имение родителей его супруги). Однако в 2002 году, в честь 195-летия основания Ижевского оружейного завода, частицу праха Дерябина перевезли в Ижевск и перезахоронили в усыпальнице на территории Александро-Невского собора. 

В основе российской нефтедобычи – 25 тысяч рублей с Ижевского завода

«Второе рождение» Ижевского оружейного завода историки снова связывают с войной - на этот раз с Крымской. Поражение дало понять: российское стрелковое оружие далеко от совершенства. Наша армия в основном была вооружена гладкоствольными ружьями, а противники - нарезными винтовками, которые били намного дальше и сильнее. Но оружейные заводы, принадлежавшие государству, не были «заточены» под производство винтовок.

И тогда решено было перенять опыт Франции - там заводы оставались государственными, но при этом сдавались в аренду «частникам». Те брали заказ на выпуск определенного количества оружия, сами руководили процессом производства, продавали свою продукцию государству, а прибыль забирали себе.

Ижевский оружейный завод сдали в аренду в 1867 году. Одним из арендаторов стал Петр Бильдерлинг - артиллерист и изобретатель, участвовавший в разработках стрелкового оружия. Он был хорошо знаком с Людвигом Нобелем - братом Альфреда Нобеля, премия имени которого вручается сейчас за самые выдающиеся открытия. Людвиг на пару с Петром Бильдерлингом участвовал в руководстве Ижевским оружейным заводом, занимаясь развитием производства и социально-экономическими вопросами. При них Ижевский завод сделал большой шаг вперед – был серьезно увеличен выпуск оружия, нарастал выпуск стали, были введены новые модели оружия.

В 1870-х Военное министерство прислало Ижевскому заводу очередной заказ на ружья. По стандарту, ложи ружей должны были быть выполнены из орехового дерева. А самую лучшую древесину для оружия можно было найти на Кавказе. Туда-то и отправился брат Людвига - Роберт Нобель. С собой у него были деньги - 25 тысяч рублей, - на покупку древесины.

А надо сказать, что Роберт был тем еще авантюристом. Он приехал в Баку и увидел, что местные вовсю добывают нефть. Он понял, что за нефтью будущее, что упускать такой шанс нельзя, истратил заводские деньги на покупку участка земли под месторождение и написал брату в Ижевск. Тот сначала страшно разозлился, но в итоге и сам понял, какую выгоду сулит эта сделка. Вот так поездка за орехом для ижевских ружей обернулась созданием первой в России крупной нефтяной компании - «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». И долго еще потом братья вкладывали в нефтяную отрасль средства, заработанные ими на Ижевском заводе.

Именно эта компания, куда вошли все трое Нобелей и Бильдерлинг, первой в России стала использовать для сбыта нефти танкеры, нефтепроводы, вагоны-цистерны. Вскоре «БраНобель» вытеснила с европейского рынка по продаже керосина американскую фирму «Стандарт Ойл». Кстати, первый в России нефтепровод для «БраНобель» строил инженер Владимир Шухов, автор знаменитой Шуховской башни в Москве.