Заключительную серию «Прогулок по Пушкинской» мы решили посвятить Валерию Константиновичу Марисову - первому секретарю республиканского обкома КПСС. Он работал в Доме Правительства, окнами выходящем на улицу Пушкинскую, а Центральную площадь в то время даже называли «Марисово поле». Жил он тоже на Пушкинской, в доме №200.
Должность первого секретаря Валерий Марисов занимал с 1963 по 1985 годы, и именно на эти годы, по мнению историков, пришелся период расцвета Удмуртии - создавались новые заводы, реконструировались старые, строилось жилье, больницы, детские сады. И не удивительно, что в предыдущих выпусках нашей рубрики мы то и дело встречали упоминания о Марисове. Кто-то отзывался о нем гневно, кто-то - с уважением.
Вызывал страх у подчиненных и давал им прозвища
Валерий Константинович запомнился своим подчиненным как жесткий руководитель.
Его боялись. Авторы книги «Номенклатура», изданной в Ижевске в 2005 году, рассказывают: первый секретарь обкома комсомола Владимир Евдокимов, узнав, что ему нужно будет выступать в присутствии Марисова, потерял голос и неделю разговаривал только шепотом. Он же, дожидаясь приглашения на бюро обкома партии, в приемной упал в обморок, и его вынесли из кабинета на носилках.
Вспоминают, как Марисов, выйдя к трибуне, не обнаружил своего доклада, который должен был лежать в папке. На следующем же заседании бюро обкома, продолжавшемся 5 часов, он нашел и уволил виновных.
Кстати, нам удалось отыскать того, кто стал «козлом отпущения» после ситуации с докладом. Это довольно известный в Ижевске человек, ветеран войны. Он наотрез отказался вспоминать ту историю: «Не хочу говорить о Марисове плохо - это было бы некрасиво, - но и хорошего о нем сказать ничего не могу».
Рассказывают и еще об одной характерной черте первого секретаря. Он имел обыкновения давать своим подчиненным прозвища, которыми пользовался в узком кругу, - меткие, но обидные: «Мальчишка», «Кузя Рыжий», «Естапка», «Катамаран».
Местные кадры решают все!
С другой стороны, о Валерии Марисове вспоминают как о талантливом политике, энергичном и целеустремленном.
- В те времена первый секретарь обкома КПСС фактически управлял республикой, отвечал за все, что в ней происходит, - рассказывает Николай Сапожников, в 1978 году избранный секретарем парткома Ижевского радиозавода, сейчас - депутат Государственной Думы России от КПРФ. - Валерий Константинович мог подобрать и расставить кадры на всех уровнях управления республикой - причем наши, местные кадры! Не боялся выдвигать молодых. Знаю это по себе: доверить завод с пятью тысячами рабочих человеку, которому чуть за тридцать, дорогого стоит.
- Валерий Константинович, на мой взгляд, был одним из сильнейших руководителей республики в 20 веке, - говорит Растем Заппаров, писатель, заслуженный работник МВД СССР, в те годы - заведующий промышленно-транспортным отделом Горкома КПСС в Удмуртии. - Годы его работы - это годы, пожалуй, самого бурного развития республиканской промышленности, социальной сферы, строительства. И, несмотря на то, что Марисов лично дважды «заворачивал» предложение о том, чтобы сделать меня вторым секретарем горкома, - кричал: «А, это тот хулиган, который меня вечно критикует?» - я вспоминаю о нем с уважением.
1964 год. Дмитрий Устинов (слева) и Валерий Марисов (в центре) лично контролировали, как идет строительство их совместного «детища» - Ижевского автозавода.
Фото: ГКУ «Центр документации новейшей истории».
«А позади меня шлепает по грязи глава Удмуртии!»
- Из личных качеств я бы отметил высокую требовательность к себе и к подчиненным, - вспоминает Николай Сапожников. - Он обладал цепкой памятью на события и людей. Был очень проницательным человеком. Про таких говорят «насквозь видит». Не терпел безответственности и разгильдяйства.
- Марисов не выносил неряшливости, расхлябанности в людях, - подчеркивает Растем Заппаров. - Если он назначил тебе на 10 часов 25 минут встречу, то опоздай ты на пять минут - тебя уже не примут. Его рабочий день был расписан по минутам. Это был волевой человек, не допускавший даже мысли о том, что кто-то его не послушает.
- Подчиненные уважали Марисова за личную скромность и даже некоторый аскетизм, чего сегодня не хватает многим политикам, - рассказывает Николай Сапожников. - Посмотрите газеты тех лет. Например «Удмуртскую правду». Вы не увидите даже фотографий Валерия Константиновича, не говоря о каких-либо славословиях в его адрес. Только рабочая информация о деятельности обкома и его руководства.
Валерий Марисов старался лично контролировать ключевые вопросы развития республики.
- В 1967 году мы должны были проложить от улицы Горького до цеха №23 металлургического завода огромный коллектор, 2 метра в диаметре, - вспоминает Заппаров. - В апреле началась стройка, и каждый день рабочие могли видеть такую картину: впереди я, в болотных сапогах, помогающий строителям этого комплекса, а позади меня, метрах в 500, в таких же сапогах шлепает по глине руководитель целой республики! Ему обо всем надо было заботиться: сколько сегодня ракет выпустили, как продвигаются стройки, есть ли хлеб в магазинах.
Фото из книги Р. Заппарова «Все остается людям», 2004 год.
Дружил с Устиновым и вкладывал все силы в оборонку
- Хорошие отношения с Дмитрием Устиновым у Валерия Константиновича завязались еще в начале 50-х, когда последний работал на Воткинском машзаводе, - рассказывает Растем Заппаров. - Дружбой я бы это не назвал, но как два профессионала они быстро нашли общий язык. И я почти уверен, что, когда в московском политбюро встал вопрос о том, кого назначить главой Удмуртии, за Устиновым было решающее слово.
Возможно, именно поэтому первый секретарь обкома Марисов сделал упор на оборонку. А это означало возрождение главных промышленных предприятий республики и возникновение новых.
- Развивался мотозавод, выросли электромеханический и радиозавод, заводы бумагоделательного и нефтяного машиностроения, редукторный завод, сарапульский завод «Элеконд», - перечисляет Растем Нургаямович. - Реконструировали «Ижмаш» и «Ижсталь».
А в 1965 году началось строительство автозавода, которое активно поддерживал министр обороны Устинов.
- С трудом себе представляю, чтобы иной руководитель мог в такие короткие сроки осуществить такое масштабное строительство, - улыбается Растем Заппаров. - Это, конечно, не означает, что Марисов там вместо прораба ходил… хотя, нет, вру, - и такое иногда бывало!
Дал команду проложить дорогу до Воткинска за 2 месяца
Историки пишут, что один из приездов на Воткинский завод заместителя председателя Совета министров СССР Дмитрия Устинова стал толчком к тому, чтобы наконец-то проложить нормальную асфальтированную дорогу вместо прежней «гравийки». Устинов опаздывал на самолет, вылетающий из Ижевска, и приказал водителю гнать как можно быстрее - по ямам и колдобинам. Ударившись в очередной раз головой о крышу автомобиля, Дмитрий Федорович крепко выматерился и приказал: «Чтоб через два месяца здесь было асфальтированное шоссе!»
Сидевший рядом Марисов молча кивнул. На следующее утро он собрал всех ответственных работников обкома партии, руководителей транспортных и дорожных предприятий. Каждый получил конкретное задание по выделению необходимого количества техники, материалов, людей.
- Все, кто не справится с заданием, могут оставить всякие надежды остаться на своих постах, - цитируют слова Марисова авторы книги «Номенклатура». - Работы начинаются завтра с утра одновременно от Ижевска и от Воткинска. Ровно через два месяца встреча у Июльского.
На карту была поставлена репутация и карьера первого секретаря. Парадоксально, но за эти два месяца он не столько ругал и распекал, сколько поддерживал и одобрял. Марисов не снял ни одного руководителя. Все работали не за страх, а за совесть, да и к тому же, эта дорога так всем надоела, что хотелось как можно скорее отрапортовать о сдаче объекта. И ровно через 2 месяца дорожники встретились у села Июльское.
Фото из книги Р. Заппарова «Все остается людям», 2004 год.
Лично провожал группу «Альфа» после освобождения заложников в Сарапуле
- Жесткий, требовательный, в сложных ситуациях Валерий Константинович был незаменим, - вспоминает Растем Заппаров. - 1981 год, Сарапул. Двое солдат-срочников захватывают школу, берут в заложники несколько десятиклассников. Марисов остается в Ижевске, но в Сарапул отправляет своих представителей. Он постоянно в курсе ситуации, отдает все необходимые распоряжения. И ни разу за это время он не сорвался, не высказал раздражения. Понимал, что сейчас не время давить на подчиненных.
Террористы требовали предоставить им самолет для вылета за границу. Практически сразу после того, как стало известно о захвате, Юрий Андропов дал указание направить в Сарапул сотрудников группы «Альфа». Совместными усилиями нескольких ведомств террористы были захвачены, заложники освобождены.
Генерал-майор, Герой Советского Союза Геннадий Зайцев, участвовавший в операции вместе с другими бойцами «Альфы», в одной из своих статей вспоминал, как после окончания операции спецназовцы вернулись в Ижевск:
- В аэропорту нашего прибытия дожидался 1-й секретарь Удмуртского обкома Валерий Константинович Марисов. Причем дожидался не в зале для важных персон, а прямо на летном поле, на морозе и ветру, - хотел лично поблагодарить за проделанную работу. По словам начальника местного КГБ Соловьева, подобное со стороны Марисова он наблюдал впервые. Высокими делегациями в Ижевске никого не удивишь, но ни разу партийный руководитель республики не приезжал в аэропорт, чтобы проводить гостей. Прощался в кабинете. Однако для Группы «А» он сделал исключение.
Жил скромно, любил супругу, переживал за внуков
Даже те, кто вспоминает о Марисове с неприязнью, не могут отрицать, что при всей своей внешней жесткости Валерий Константинович любил свою супругу, Зою Ивановну Федченко. Она работала в отделе кадров мотозавода. Сын Валерия Марисова, Вячеслав Валериевич, сейчас на пенсии. Его дети, внуки Валерия Константиновича, к сожалению, очень рано ушли из жизни.
- Скажу прямо: внуки Марисову житья не давали, - хмурится Растем Нургаянович. - Внук хулиганил - то одно, то другое натворит. Бывает, что с утра читаю сводку происшествий, а там знакомая фамилия. Чуть позже Марисов позвонит: «Растем, я хотел бы встретиться». Встречаемся на стадионе «Динамо», я ему рассказываю, что произошло, и чем это дело может обернуться. Он говорит: «Ну, поступайте по закону». Хотя, конечно, как-то спускали дело на тормозах - дед-то в чем виноват?
- Валерий Константинович жил в доме напротив стадиона «Динамо», а я - в доме через двор, - продолжает Растем Заппаров. - Мы часто встречались по утрам, когда шли на работу. Но дома у Марисова я впервые побывал только после его смерти, когда начал работать над книгой, где была глава о нем. Квартира у них самая обыкновенная, трехкомнатная, обычной планировки. Ни позолоты, ни каминов. Потертые ковры на полу, очень много книг. У него и дача была очень скромная - щитовой домик на три комнаты. Когда я там оказался однажды по работе, сначала принял его за сторожку.
Биография
Валерий Константинович Марисов родился 23 октября 1915 года в Астрахани.
В 16 лет пошел работать помощником машиниста парохода.
В 1940 году, после окончания Горьковского индустриального института им. Жданова, был направлен на Воткинский завод № 235 - технологом в отдел главного механика.
В том же году он вступил в партию.
В период Великой Отечественной войны Валерия Константиновича назначают начальником одного из цехов на этом же заводе.
Параллельно строится его партийная карьера: сначала в Воткинске, а с 1953 года - в Ижевске.
В 1953 году Валерий Марисов выдвинут на ответственную работу в аппарат областного комитета партии и утвержден заведующим промышленно-транспортного отдела.
С декабря 1963 года по декабрь 1985 года - первый секретарь обкома КПСС.
23 декабря 1985 года Марисов в связи с уходом на пенсию освобожден от обязанностей первого секретаря и члена бюро обкома КПСС.
Имеет несколько орденов и медалей.
В 1990 году перенес сложную операцию.
Умер 18 января 1992 года. Похоронен на Хохряковском кладбище.
Тем временем
Центральную площадь называли «Марисовым полем»
Центральную площадь Ижевска в советское время называли «Марисово поле». Причин тому, скорее всего, было две. Во-первых, строилась она (как и многие другие знаковые объекты) в годы работы Марисовым главой республики. А во-вторых, Дом Правительства, где располагался обком, выходил окнами на Центральную площадь, составляя с ней единый ансамбль.
А чуть ниже площади, в одном из «сталинских» домов на Пушкинской, был продуктовый магазин, в народе прозванный «Марисовским гастрономом». Старожилы вспоминают, что там иногда можно было купить колбасу и прочие деликатесы. Кстати, сам Валерий Константинович жил в доме №200 по улице Пушкинской.
Явление, когда городские объекты получают свои народные прозвища в честь того или иного местного политика, встречается не так уж часто. Вспоминается разве что пример с монументом «лыжи Кулаковой», который поначалу называли «штанами Сысоева» - в честь Петра Сысоева, в 1970-х занимавшего пост председателя Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР.
Главы Удмуртии с 1940 года
1940-1948 гг. |
|
Анатолий Чекинов Первый секретарь Удмуртского обкома КПСС |
8 лет |
1948-1950 гг. |
Петр Лысов Первый секретарь Удмуртского обкома КПСС |
2 года | |
1950-1957 гг. |
|
Михаил Суетин Первый секретарь Удмуртского обкома КПСС |
7 лет |
1957-1959 гг. |
Георгий Воробьев Первый секретарь Удмуртского обкома КПСС |
2 года | |
1959-1963 гг. |
|
Скулков Игорь Первый секретарь Удмуртского обкома КПСС |
4 года |
1963-1985 гг. |
|
Валерий Марисов Первый секретарь Удмуртского обкома КПСС |
22 года |
1985-1990 гг. |
|
Петр Грищенко Первый секретарь Удмуртского обкома КПСС |
5 лет |
1990-1995 гг. |
|
Валентин Тубылов Первый Председатель Верховного Совета Удмуртии |
5 лет |
с 1995 г. по настоящее время |
|
Александр Волков 1995 - 2000 Председатель Государственного Совета Удмуртии 2000 - по настоящее время - Президент Удмуртской Республики |
18 лет |
Фото: iz-article.narod.ru, udmdunne.ru