23 апреля сотрудникам ГУ МЧС по Удмуртии Александру Галкину, Василию Черницыну, Алексею Холмогорову и Максиму Калинину вручили награды по указу президента России за отвагу и самоотверженность при работе на месте обрушения подъезда на Удмуртской, 261. Спасатели поделились с IZHLIFE своими воспоминаниями о том дне.
Заехал в выходной на работу – отправился разбирать завалы
9 ноября 2017 года у старшего инструктора по вождению пожарной машины Александра Галкина был выходной. Но по делам заехал на работу, в пожарно-спасательную часть №3.
– Тут подбегает ко мне радиотелефонист и говорит, что срочно нужен второй подъемник (автомобиль с люлькой и стрелой. – Прим. ред.) на происшествие на улицу Удмуртскую. Никого уже не было, решил собраться и ехать.
О масштабах происшествия Александр Викторович узнал только при подъезде к месту. Но отступать поздно, нужно было подняться на подъемнике до верхних этажей и убрать опасные конструкции: плиты, мебель, холодильник, держащийся на одном проводе.
– Жутко было смотреть на часть квартир, которые остались разрушены. С одной стороны были спальни и зал, с другой – стены кухонь. Остался даже еще гарнитур, какие-то картины, обои.
Галкин до сих пор помнит минуты тишины, когда выключали всю технику, чтобы услышать живых под завалами. Но никто так и не отозвался.
Трое суток без сна
Для спасателя Василия Черницына тот день был обычным: с 08:00 развод, работа над техникой, обучение, обед. Ничего не предвещало беды, все шло по графику. Он был во внутреннем дворе вместе с коллегами, когда около 17:00 из динамиков раздался сигнал тревоги: «Удмуртская, 261. Обрушение здания».
Уже через минуту они были в автомобиле, по дороге до места распределяли, кто что с собой возьмет. Мужчина взял бензорез, лом, спасательную веревку и специальные средства защиты для пострадавших.
– А там огромная трещина во всю высоту 9-этажного дома и окна выбиты. Людей около здания было еще не так много, и штаб только начал разворачиваться. Масштаб трагедии был не так заметен. Лишь когда мы оббежали дом и увидели все это… Помню, что первая мысль была: «Вот мы влипли».
Постепенно стали подъезжать и специалисты других ведомств – Следственный комитет, Росгвардия, полиция, медики. Приехали волонтеры с чаем и кофе для спасателей. Включили фонари, поставили специальный световой столб. Василий и его коллеги в это время отправились разгребать завалы.
– Помню, что был в начале цепочки, убирал остатки бетонных блоков, арматуры, какой-то мебели, техники бытовой. Все это передавалось дальше людям, которые уже загружали мусор в грузовики. Попадались документы – их складировали отдельно, чтобы потом найти владельцев.
В какой-то момент мужчина увидел, что за строительным мусором, кажется, человек. Тут же сообщил остальным.
– Сообщил своим, стали разгребать тот участок. Осторожно, кусок за куском, пока не показался человек… Тело перенесли на носилки, а там уже подошли медики и следователи. Мы отправились дальше работать, – эти слова дались спасателю с трудом.
Через пару часов их отправили поесть в ближайшую школу и немного перевести дух. В той же самой одежде и практически в полном молчании, изредка перекидываясь фразами о том, как действовать дальше, спасатели быстро поужинали и вернулись к работам – промедление могло стоить чьей-то жизни.
В ближайшие трое суток Василий и другие спасатели не покидали зону ЧП и почти не спали. Иногда уходили в специальные палатки, но сон не шел.
– Просто лежали и размышляли о чем-то своем. У меня в тот момент никаких мыслей не было, просто слушал гудение генератора, гул от автомобилей, какие-то разговоры на улице.
12 ноября объявили о ликвидации ЧП и спасатели разъехались по своим подразделениям. Уже там, в части, впервые за все это время помылись и переоделись, а потом отправились по домам.
Василий живет в таком же многоэтажном доме. Поэтому, когда спустя несколько суток лег в кровать, еще долго смотрел на бетонные плиты потолка – точно под такими же он находил людей.
– Между собой мы (с коллегами. – Прим. ред.) не обсуждали случившееся. Все были слишком уставшие. Да и что там обсуждать? Горе есть горе.
Убирали бетонные блоки с арматурой руками
Помощник начальника караула Алексей Холмогоров и пожарный Максим Калинин тогда были на суточном дежурстве. Только вернулись с выезда, и их тут же вызвали на Удмуртскую.
– Мы выезжали на пожары, ДТП, аварии, в том числе обрушения зданий. Но такое первый раз было… Когда были около перекрестка Удмуртская – 10 лет Октября, уже видели дым, пыль не успела осесть. Куча людей металась вокруг дома, которые были просто зеваками.
Пока сотрудники полиции ограждали территорию, Алексей и Максим отправились выводить людей из подъездов, не пускали случайных прохожих. Страха в тот момент, что произойдет еще одно обрушение, не было: вокруг были испуганные люди и их нужно спасти.
Потом начался разбор завалов. Огромные бетонные блоки с торчащей арматурой убирали руками – под ними могли оказаться живые.
– Нашли одного пострадавшего без признаков жизни. Потом достали девочку… – вспоминает Алексей Григорьевич.
Так проработали сутки, потом отправились в часть.
– Бывает, что проезжаю мимо этого дома. В такие моменты что-то щемит в душе. Все-таки такие происшествия оставляют след не только в жизни пострадавших, но и всех сопричастных, – признается Максим Михайлович.
Напомним, 9 ноября 2017 года примерно в 16:40 из-за хлопка газа произошло обрушение пятой секции девятиэтажного дома №261 по улице Удмуртской. Погибло 7 человек, включая двух детей, пострадавшими признали более 400 жителей. Вскоре после происшествия задержали подозреваемого – Александра Копытова. По версии следствия, молодой человек на фоне неприязни к соседям и ведомый голосами в голове, открыл газ в своей квартире, запер окна и уехал на дачу. 11 марта 2019 года Верховный суд Удмуртии вынес свой вердикт – виновник из-за психического расстройства находился на момент совершения преступления в состоянии невменяемости и уголовной ответственности не подлежит. Его отправили на принудительное лечение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как жители Удмуртской, 261 в Ижевске отреагировали на решение суда в отношении виновника взрыва?
Год с момента трагедии: история жителей дома на улице Удмуртской