Top.Mail.Ru
24 апреля 2019 14:55
Обычный герой

4 истории ижевских спасателей, работавших на месте взрыва газа на Удмуртской, 261

Сотрудников ГУ МЧС по республике наградили по указу президента России

23 апреля сотрудникам ГУ МЧС по Удмуртии Александру Галкину, Василию Черницыну, Алексею Холмогорову и Максиму Калинину вручили награды по указу президента России за отвагу и самоотверженность при работе на месте обрушения подъезда на Удмуртской, 261. Спасатели поделились с IZHLIFE своими воспоминаниями о том дне.

Фото: МЧС России

Заехал в выходной на работу – отправился разбирать завалы

9 ноября 2017 года у старшего инструктора по вождению пожарной машины Александра Галкина был выходной. Но по делам заехал на работу, в пожарно-спасательную часть №3.

– Тут подбегает ко мне радиотелефонист и говорит, что срочно нужен второй подъемник (автомобиль с люлькой и стрелой. – Прим. ред.) на происшествие на улицу Удмуртскую. Никого уже не было, решил собраться и ехать.

Фото: автора

О масштабах происшествия Александр Викторович узнал только при подъезде к месту. Но отступать поздно, нужно было подняться на подъемнике до верхних этажей и убрать опасные конструкции: плиты, мебель, холодильник, держащийся на одном проводе.

– Жутко было смотреть на часть квартир, которые остались разрушены. С одной стороны были спальни и зал, с другой – стены кухонь. Остался даже еще гарнитур, какие-то картины, обои.

Галкин до сих пор помнит минуты тишины, когда выключали всю технику, чтобы услышать живых под завалами. Но никто так и не отозвался.

А ведь еще около двух недель назад до этого мы с товарищами обсуждали, что как хорошо, что до Ижевска не дошла волна этих взрывов и обрушений…
Александр Галкин, старший инструктор по вождению пожарной машины

Трое суток без сна

Для спасателя Василия Черницына тот день был обычным: с 08:00 развод, работа над техникой, обучение, обед. Ничего не предвещало беды, все шло по графику. Он был во внутреннем дворе вместе с коллегами, когда около 17:00 из динамиков раздался сигнал тревоги: «Удмуртская, 261. Обрушение здания».

Уже через минуту они были в автомобиле, по дороге до места распределяли, кто что с собой возьмет. Мужчина взял бензорез, лом, спасательную веревку и специальные средства защиты для пострадавших.

Подъехали к дому со стороны торгового центра, оставили авто с торца здания, побежали во двор

– А там огромная трещина во всю высоту 9-этажного дома и окна выбиты. Людей около здания было еще не так много, и штаб только начал разворачиваться. Масштаб трагедии был не так заметен. Лишь когда мы оббежали дом и увидели все это… Помню, что первая мысль была: «Вот мы влипли».

Постепенно стали подъезжать и специалисты других ведомств – Следственный комитет, Росгвардия, полиция, медики. Приехали волонтеры с чаем и кофе для спасателей. Включили фонари, поставили специальный световой столб. Василий и его коллеги в это время отправились разгребать завалы.

– Помню, что был в начале цепочки, убирал остатки бетонных блоков, арматуры, какой-то мебели, техники бытовой. Все это передавалось дальше людям, которые уже загружали мусор в грузовики. Попадались документы – их складировали отдельно, чтобы потом найти владельцев.

Фото: автора

В какой-то момент мужчина увидел, что за строительным мусором, кажется, человек. Тут же сообщил остальным.

– Сообщил своим, стали разгребать тот участок. Осторожно, кусок за куском, пока не показался человек… Тело перенесли на носилки, а там уже подошли медики и следователи. Мы отправились дальше работать, – эти слова дались спасателю с трудом.

Через пару часов их отправили поесть в ближайшую школу и немного перевести дух. В той же самой одежде и практически в полном молчании, изредка перекидываясь фразами о том, как действовать дальше, спасатели быстро поужинали и вернулись к работам – промедление могло стоить чьей-то жизни.

Фото: МЧС России

В ближайшие трое суток Василий и другие спасатели не покидали зону ЧП и почти не спали. Иногда уходили в специальные палатки, но сон не шел.

– Просто лежали и размышляли о чем-то своем. У меня в тот момент никаких мыслей не было, просто слушал гудение генератора, гул от автомобилей, какие-то разговоры на улице.

12 ноября объявили о ликвидации ЧП и спасатели разъехались по своим подразделениям. Уже там, в части, впервые за все это время помылись и переоделись, а потом отправились по домам.

Когда ехал, вновь проезжал через этот дом. Смотрел на него и было такое ощущение, как будто и не работал там. Как будто буквально пару часов назад там не был разбит целый городок с палатками и кучей техники. Остались только ограждение и сотрудники полиции.
Василий Черницын, спасатель

Василий живет в таком же многоэтажном доме. Поэтому, когда спустя несколько суток лег в кровать, еще долго смотрел на бетонные плиты потолка – точно под такими же он находил людей.

– Между собой мы (с коллегами. – Прим. ред.) не обсуждали случившееся. Все были слишком уставшие. Да и что там обсуждать? Горе есть горе.

Убирали бетонные блоки с арматурой руками

Помощник начальника караула Алексей Холмогоров и пожарный Максим Калинин тогда были на суточном дежурстве. Только вернулись с выезда, и их тут же вызвали на Удмуртскую.

– Мы выезжали на пожары, ДТП, аварии, в том числе обрушения зданий. Но такое первый раз было… Когда были около перекрестка Удмуртская – 10 лет Октября, уже видели дым, пыль не успела осесть. Куча людей металась вокруг дома, которые были просто зеваками.

Алексей Холмогоров и Максим Калинин Фото: автора

Пока сотрудники полиции ограждали территорию, Алексей и Максим отправились выводить людей из подъездов, не пускали случайных прохожих. Страха в тот момент, что произойдет еще одно обрушение, не было: вокруг были испуганные люди и их нужно спасти.

Потом начался разбор завалов. Огромные бетонные блоки с торчащей арматурой убирали руками – под ними могли оказаться живые.

– Нашли одного пострадавшего без признаков жизни. Потом достали девочку… – вспоминает Алексей Григорьевич.

Под завалами нашли семь человек

Так проработали сутки, потом отправились в часть.

– Бывает, что проезжаю мимо этого дома. В такие моменты что-то щемит в душе. Все-таки такие происшествия оставляют след не только в жизни пострадавших, но и всех сопричастных, – признается Максим Михайлович.

Фото: МЧС России

Напомним, 9 ноября 2017 года примерно в 16:40 из-за хлопка газа произошло обрушение пятой секции девятиэтажного дома №261 по улице Удмуртской. Погибло 7 человек, включая двух детей, пострадавшими признали более 400 жителей. Вскоре после происшествия задержали подозреваемого – Александра Копытова. По версии следствия, молодой человек на фоне неприязни к соседям и ведомый голосами в голове, открыл газ в своей квартире, запер окна и уехал на дачу. 11 марта 2019 года Верховный суд Удмуртии вынес свой вердикт – виновник из-за психического расстройства находился на момент совершения преступления в состоянии невменяемости и уголовной ответственности не подлежит. Его отправили на принудительное лечение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как жители Удмуртской, 261 в Ижевске отреагировали на решение суда в отношении виновника взрыва?

Год с момента трагедии: история жителей дома на улице Удмуртской