Top.Mail.Ru
31 октября 2019 13:50
Обычный герой

«Не нужно их жалеть – станьте для них наставником»: в Удмуртии стартовал проект «Наставник» для социализации детей-сирот

Руководитель проекта о том, с какими трудностями сталкиваются выпускники интернатов

– Я не буду рассказывать вам грустные истории о ребятах из детского дома. Их не нужно жалеть – у них есть руки и ноги, они обычные, нормальные люди. Им действительно нужна наша помощь. Но это отнюдь не деньги или подарки, – говорит Татьяна Роготнева, руководитель проекта «Наставник».

Вот уже несколько лет Татьяна Роготнева и команда фонда «От сердца к сердцу» приезжает в Красногорский детский дом. Волонтеры общаются с ребятами, устраивают игры и тренинги, делают с ними уроки и жарят сосиски, словом, весело проводят вместе время. Воспитанники с нетерпением ждут этих визитов и даже устраивают для своих взрослых товарищей спектакли и праздники.

– Сначала мы помогали детям в Канифольном детском доме-интернате для умственно отсталых детей, а потом решили отправиться туда, куда волонтеры ездят редко – в дальние уголки Удмуртии. Три года назад нам посоветовали обратиться в Красногорский детский дом – там, дескать, «совсем все страшно». Когда я созвонилась с директором, то минут 15 пыталась объяснить, чего хочу – их действительно никогда раньше не навещали. Тогда мы собрали подарки и поехали. Нас было человек пять. Готовились к худшему, – рассказывает Татьяна.

Красногорский детский дом посещают порядка 15 волонтеров. Из них 5 человек делают это регулярно Фото: null

Увиденное их удивило. Интернат оказался похож на обыкновенный дом: много комнат, столовая, просторный зал. Светло, чисто. Воспитанников детского дома совсем не хотелось жалеть. Наоборот – ребята оказались классными, веселыми и интересными. Уже через час они буквально висли на гостях, требуя ласки. Волонтеры поняли, что не смогут бросить новых друзей и обязательно вернутся в этот детский дом и не раз.

Подготовка к взрослой жизни

Чем больше Татьяна и ее напарники общались с детьми, тем сильнее погружались в их проблемы, знакомились с историей каждого ребенка.

– На первый взгляд, эти дети ни в чем не нуждаются: они одеты и сыты. Но оказавшись в интернате, понимаешь, что им не хватает главного – любви и внимания. Педагоги и воспитатели физически не могут уделить достаточно времени каждому, и часто дети воспринимают их не как друзей, а как надзирателей. Мечтают лишь об одном: вырваться на свободу. Стоит только побывать в интернате, увидеть взгляд детей – взгляд одинокой души - и забыть его невозможно, - рассказывает Татьяна. – Они очень взрослые. Многие пережили страшные вещи. Стоишь рядом с ребенком, а он спокойно может рассказывать, что «папа убил маму», или что его били дома... Для этих детей это - нормально.

«Фонд ведёт свою деятельность с 2016 года. А летом 2019 мы внесли поправки в Уставе и стали Детским Благотворительным фондом «От сердца к сердцу». Основным направлением фонда является работа с детьми-сиротами», - рассказывает Татьяна Фото: предоставлено героями публикации

Выпустившись из интерната ребята оказываются не готовы к настоящей, взрослой жизни.

– В детском доме о них заботятся; и в 18 лет, переступив порог, они не знают элементарных вещей: не могут купить продукты, приготовить себе обед, записаться к врачу, – объясняет Татьяна. – Но хуже всего, они не умеют строить отношения. У них нет перед глазами достойных примеров – как дружить, как общаться в семье. Они не знают, кем хотят стать. Лишь 2% детей, покинувших интернат, находят свое место в жизни. Остальные кидаются «во все тяжкие»: парни часто начинают курить, пить, начинают подворовывать, а то и хуже. А девочки, которые не научились любить и ценить себя, связываются с плохими компаниями. Наркотики, ранние беременности… К сожалению, таких примеров много.

Именно поэтому важно, чтобы в юном возрасте у таких детей появился взрослый товарищ – друг, который подготовит их, поможет им найти свой путь и избежать ошибок. В этом-то и состоит суть проекта «Наставник».

Татьяны четверо детей: 20-ти, 15-ти, 6-ти и 2-х лет. Семья спокойно относится к тому, что мама посещает интернат, однако с ней в Красногорский детский дом они не ездят. Фото: предоставлено героями публикации
Наступает момент, когда ты понимаешь, что в твоей жизни все спокойно, все под контролем. И ты можешь поделиться с другими, сделать их жизнь лучше.
Татьяна Роготнева, руководитель проекта «Наставник» о том, кто и почему становится наставником

Взрослые товарищи

За каждым ребенком будет закреплен куратор.

– Мы будем подбирать наставников для детей от 10 до 18 лет. В первую очередь будем стараться найти их для непростых, асоциальных ребят, – объясняет Татьяна. – Задачей наставника будет подготовить своего подопечного к тому, что ждет его за пределами интерната, помочь определиться с профессией. Наставник будет вести ребенка до момента, когда он выпустится из детского дома, а при желании и готовности – какое-то время после этого.

Помимо «Наставничества», в работе фонда «От сердца к сердцу» есть еще одно направление – работа с приемными семьями

Проект «Наставник» стартовал летом 2019 года. Сейчас ведется набор кураторов – в программу уже записались несколько человек. В ближайшие недели они пройдут анкетирование и обучение (специально для этого будут приглашены специалисты, в том числе опытные психологи). После чего начнут работу с детьми.

Однако присоединиться к программе смогут не все.

– Мы не берем в программу родителей, потерявших детей; людей, у которых недавно погибли близкие; онкобольных, – говорит Татьяна. – Также наставниками не смогут стать люди, которые думают об усыновлении – в этом случае они подсознательно будут выбирать ребенка в семью.

В проект могут заявиться как родители взрослых и уже самостоятельных детей, так и работающие студенты - специальных навыков и знаний для этого не нужно. Главное - желание помочь и готовность выделять время еженедельно, на протяжении многих месяцев, а то и лет.

Всему необходимому наставников научат в рамках программы: расскажут, как вести себя с ребятами в интернате, как реагировать на сложные ситуации (например, когда дети выпрашивают подарки или пытаются «давить на жалость») и др.

Пока наставников будут подбирать для воспитанников Красногорского детского дома, но после программа будет распространяться на другие интернаты
Фото: предоставлено героями публикации

Каждый кандидат пройдет анкетирование и интервью с психологом, после которого ему подберут ребенка, которому он «подходит». Задача наставника - заинтересовать воспитанника учебой, помочь определиться с будущей профессией, рассказать об основных ситуациях, с которыми предстоит столкнуться после интерната. Например, о покупке продуктов, записи в больницу, оплате счетов и др. А еще - показать на своем примере - как именно живут и общаются вне детского дома. Для этого наставники могут пригласить воспитанника домой.

Первые два месяца куратор и подопечный будут встречаться раз в неделю (фонд «От сердца к сердцу» готов будет организовать трансфер до детского дома). После, когда связь установится, число посещений можно будет уменьшить.

– Ребята в интернате хорошие, но могут и манипулировать, – говорит Татьяна. – Поэтому мы будем готовить кураторов к тому, что их ждет. Например, всех, кто едет с нами в детский дом, мы предупреждаем, что не нужно жалеть ребят. Мы не даем им деньги и не делаем индивидуальных подарков, не сообщаем личный телефон. Но стараемся выслушать каждого, уделить им время и чему-то научить. Мы верим, что это важнее.

Когда предлагаешь людям посетить детский дом, первое, о чем думает большинство - «Нужно им что-нибудь купить». Но этим детям нужнее не подарки, а время и внимание. И шанс зажить нормальной, счастливой жизнью.
Татьяна Роготнева

ЗНАЙ

Проект «Наставник» – участник конкурса социальных проектов и их авторов «Обычный герой», организованного Общественной палатой Ижевска при поддержке медиагруппы «Центр».

На главную страницу конкурса: izhlife.ru/geroi

Смотрите другие проекты в номинации Благотворительность

Изучайте проекты и голосуйте в других номинациях:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Безопасное детство»: как общественники Ижевска помогают детям, пострадавшим от сексуального насилия 

Возраст не помеха: как устроена ижевская «Школа гидов 55+»