Карине Красноперовой было полтора года, когда ее мама начала подозревать у дочери глухоту: девочка не реагировала даже на свое имя. Родители отвели малышку на обследование и выяснили, что у Карины не слышат оба ушка. Врачи успокоили: слух можно восстановить с помощью кохлеарного импланта. Этот прибор устанавливают в улитку внутреннего уха, а внешнее устройство ловит звук. Благодаря этому человек может слышать даже шепот на расстоянии 6 метров.
– Операцию сделали, когда Карине было 2,5 года, – говорит мама Карины Елена Красноперова. – А через 3 месяца после подключения она, наконец, откликнулась на свое имя. Теперь ее нужно научить разговаривать. Нам хотелось бы, чтобы она пошла в обычную школу, а для этого нужно быстрее преодолеть задержку речевого развития.
Сурдопедагог Лариса Чиркова говорит, что у Карины высокие шансы догнать сверстников. Если установить слуховой аппарат в младшем возрасте и сразу начать заниматься, это отставание будет минимальным.
Потомственный педагог
Лариса Чиркова занимается со слабослышащими детьми уже 30 лет. Выбрать профессию педагога подтолкнула родословная. Дедушка – директор школы, мама – учитель начальных классов, дядя – заведующий РОНО, тетя – математик, двоюродная сестра – учитель русского и литературы.
– Тетя работала в школе для детей с нарушением слуха, устроила туда и меня, – рассказывает Лариса Чиркова. – Я втянулась и задержалась там на все эти годы. Когда у меня родилась дочь, я увлеклась ранним развитием. Испытала на ней методику Сесиль Лупан. Она предполагает разностороннее развитие детей и учитывает их интересы и наклонности. Результат – дочь научилась читать в 3 года. А после легко закончила школу и институт.
ДОСЬЕ
Лариса Чиркова
- 50 лет
- Образование: РГПУ им. Герцена, факультет коррекционной педагогики
- Место работы: Детский развивающий центр-клуб «Слушарики»
- Замужем, трое детей
Около 20 лет назад неслышащим детям стали делать операции – устанавливать кохлеарные импланты. Дети стали слышать, и появилась возможность развивать их речь наравне со здоровыми. Лариса решила применить свой опыт и открыть центр, который помог бы ребятам адаптироваться к обычной жизни. Здесь дети с нарушением слуха занимаются с логопедом, сурдопедагогом и психологом. А еще танцуют, рисуют и готовятся к школе. Есть методики для раннего развития малышей.
– Сурдопедагог – это специалист, который помогает слабослышащим детям получить образование и социализироваться, – рассказывает Лариса. – В этой профессии сочетается сразу несколько специальностей: учитель, психолог и логопед. На первом этапе мы учимся распознавать неречевые звуки: барабаны, дудочки, пение птиц, рев машин, шум воды. Потом изучаем часто используемые слова: дом, стол, хлеб, мама, папа. Дальше читаем рассказы.
У таких ребят есть сложности в склонениях слов, часто в разговоре они теряют окончания. Для них характерно разговаривать существительными. А глаголы используют в неопределенной форме или не в том роде.
Как «Слушарики» помогают услышать
Сейчас Даниилу Ромашихину 9 лет. Диагноз «глухота» ему поставили в годик. Родители сразу оформили документы – и его прооперировали. Этот возраст – идеальное время, чтобы ничего не упустить. Но семья столкнулась со сложностями.
– Ребенку, который не слышал совсем, нельзя включить сразу все звуки. Аппарат настраивают постепенно. На каждой «настройке» нам говорили, что он слышит. Когда мы поняли, что результат нулевой, поехали в Питер. Оказалось, целых два года после операции ребенок слышал только шумы. Там аппарат настроили правильно, и через полгода ребенок начал говорить первые слова.
Сильное отставание в речи надо было срочно компенсировать. Татьяна говорит, в Ижевске мало специалистов, которые работают с такими детьми. А те, кто есть, готовят ребят поверхностно, не добиваются результата. Вот уже 4 года Даниил занимается в центре «Слушарики» и сегодня учится в обычной школе. Что не понял на уроке, проходит повторно с Ларисой Петровной. Педагог созванивается с его учителем и узнает, где у Даниила пробелы.
На занятия в Центр приходят и обычные дети. Все чаще они нуждаются в помощи логопеда. Педагог отмечает: гаджеты сегодня побеждают общение с родителями. А для формирования у детей правильной артикуляции и постановки звуков необходимо общаться с ними.
– Начеку надо быть, даже если ребенок слышащий. Много таких случаев, когда не выявлено, из-за чего произошло нарушение слуха. Кто-то, например, приходит к нам после менингита с осложнениями, – рассказывает Лариса.
Экспресс-курс «Вместе весело шагать»
– Для детей после кохлеарной имплантации столичные центры предлагают 10-12-дневные курсы реабилитации по цене от 100 тысяч рублей, – продолжает Лариса. – Плюс проживание и питание. Мы же предлагаем подобный интенсивный курс на базе нашего центра, доступный всем. И у нас есть положительные результаты, дети получают огромный скачок в развитии, особенно в речи.
Проект назвали «Вместе весело шагать». С июня по декабрь дети занимаются с педагогами по 3-4 часа каждый день. Быстрая смена деятельности не дает утомиться: логопед, дефектолог, музыка, игровая гимнастика. Такой экспресс-курс у многих дал скачок в развитии. Предусмотрели и тренинги для родителей.
– Не все родители особенных детей сразу принимают ситуацию и начинают действовать. Сначала боятся поделиться своей проблемой, стесняются своих деток, мало выходят из дома. Целью проекта стала еще и адаптация родителей к особенностям своего ребенка.
Наравне с детьми с нарушениями слуха во всех событиях участвуют и здоровые дети. Совместное творчество, праздники, мастер-классы – слышащие малыши узнают о существовании особенных и учатся с ними взаимодействовать.
– Меня радует, когда я вижу хорошие результаты, – говорит Лариса Чиркова. – Детки уже не идут в школу для глухих, а учатся наравне со всеми. Ребята приучены заниматься, поэтому проблем с усидчивостью не возникает. В планах – продолжить наши инклюзивные занятия. А еще организовывать выездные мероприятия для еще большего сплочения детей и родителей.
ЗНАЙ!
Проект «Вместе весело шагать» – участник конкурса социальных проектов и их авторов «Обычный герой», организованного Общественной палатой Ижевска при поддержке медиагруппы «Центр».
На главную страницу конкурса: izhlife.ru/geroi
Смотрите другие проекты в номинации Социальное проектирование
Изучайте проекты и голосуйте в других номинациях:
- Образовательные проекты
- Здоровый образ жизни
- Благотворительность
- Городская среда
- Культура и искусство
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как ижевские мамы создают центр развития «солнечных детей»
Как пластиковые крышечки спасают детские жизни в Ижевске