Саша Чирков – художник, полотном для рисунков которого служат джинсовки. В новом выпуске проекта IZHLIFE «Ижевские дизайнеры» мы расскажем историю о том, как мальчик, который всегда ненавидел рисовать, стал создавать куртки, подчеркивающие индивидуальность.
ДОСЬЕ
- Саша Чирков, 26 лет
- Деятельность: дизайнер, художник, организатор мастер-классов, расписывает стены помещений
- Где найти и приобрести одежду: https://www.instagram.com/master_chirkov/
- Средний ценник: 7000-8000 рублей
- Размер одежды, которую делает: 46-48
«Я никогда не хотел стать художником»
Саша никогда не хотел быть художником. В 6 лет мальчика отправили в художественную школу. Туда он ходил через силу, постоянно прогуливал занятия, но бросить окончательно не мог – не хотел подводить родителей, которые возлагали огромные надежды на сына.
После школы молодой человек понял, что умеет только рисовать, поэтому поступил на факультет промышленного дизайна. Но и там Саше показалось невероятно скучно, тем более со стороны вузовских преподавателей не было большой поддержки. Проучившись два года, он отчислился со словами, что больше никогда не будет рисовать.
В итоге стал работать аниматором, вожатым, организатором в лагере. Но лет 6-7 назад его вновь «занесло» в искусство. А все из-за того, что не мог найти в магазинах интересные для себя вещи.
– Я начал покупать и разрисовывать дешевые шмотки из «Фамилии». После чего я и подумал, что это прикольно, и начал делать на заказ. Стали обращаться. Изначально было так: что человек хочет, то и рисую. Я придумывал эскизы, заказчик утверждал, рисовали. Потом я понял, что достаточно тяжело найти контакт со всеми людьми. Я не всех понимал и не со всеми был коннект (контакт. – Прим. ред.).
Саша отказался от идеи пошива и разработки эскизов на заказ. Клиенты стали высылать ему картинки, которые они хотят видеть на своих вещах, и молодой человек только менял в них какие-то детали, например, цвет какого-то элемента.
– Мне скидывали фото кошек, и я их рисовал. От этого я тоже очень устал, и у меня появился другой концепт. Я уже сам придумывал, создавал рисунок на вещах. Человек видел и покупал, если ему нравилось. Именно поэтому год назад появился бренд ATOM* совместно с моей подругой Сашей Салимуллиной. Она шила одежду из трикотажа, и я разрисовывал ее.
Работа в таком ритме продолжалась около четырех месяцев, но потом их пути разошлись. У молодого человека появились собственные проекты, связанные с мастер-классами и росписью стен.
– Мастер-классы по созданию одежды самые энергозатратные. Они длятся пять часов. Но ко мне приходило много людей, у которых появился огромный интерес к тому, что я делаю.
Позже ижевчанин понял, что ему не нравится ничего из своего гардероба, и решил создать вещь, которая характеризовала бы именно его. Так возродился прежний бренд.
– Подумал, что нужно задействовать не только стандартное поле джинсовки – спину. Люди обычно ограничиваются рамками этого прямоугольника. Но есть еще очень много другого пространства, где можно творить. Я сделал и понял, что это очень здорово, и я, как и все, прежде загонял себя в рамки. Я вложил в свою джинсовку, которая для меня очень важна, всю суть и историю. Она для меня и про меня. Пока не нарисую что-то, что будет характеризовать меня еще больше, эта джинсовка останется самой любимой в моем гардеробе.
Собирается создать коллекцию на тему кино
Концепция бренда ATOM заключается в том, что у каждого человека есть своя история, которую нужно рассказать.
– В одежде не видно, какой человек на самом деле. Все одеваются по веянию моды. Когда моден oversize* – все его носят, модно носить бежевый тренч – все носят бежевый тренч. Это никак не показывает индивидуальность человека. Миллионы людей так одеваются. Я подумал, что нужно показать им, как можно делать и одеваться по-другому.
Саша начал закупать джинсовки, которые сейчас являются базовым элементом гардероба.
– Я купил много джинсовок и понял, что у меня нет на них времени. Начал искать команду художников, которую набрал постом в Instagram*. Я написал о том, что ищу художников и пиарщика, откликнулось 20 человек. Кому-то я написал лично. Было нескольких встреч, просмотров портфолио, и я выбрал тех, с кем мне комфортно работать и творить. Сейчас в команде состоит Настя, с которой мы все придумываем, и Оксана Бода, занимающаяся продюсированием, пиаром и рекламой бренда. Со временем хочется набрать больше людей.
Недавно всей командой они создали несколько вещей на тему искусства.
– Мы стараемся показать людям, что так можно. Я известен в ижевских кругах, не больше, и, соответственно, моя одежда продается только здесь. Мы поставили среднюю цену, и я понял, что мы не продадим вещи в Ижевске. Поэтому начали делать упор на выходы на маркеты в других городах. Скоро хотим поехать в Уфу и Казань.
Следующую коллекцию команда художников хочет создать на тему кинематографа.
– Допустим, мы возьмем фильм «Леон» и воплотим его на джинсовке разными средствами выразительности. Не только акрилом, а, например, вышивкой, и покажем, что эта вещь – фильм. Человек будет надевать джинсовку и тем самым покажет свою любовь к какой-то кинокартине. Это будут не только популярные фильмы. Пока еще нет заказов, и мы не делаем на этом упор, но в перспективе набрать заказы. Сейчас мы создаем анкету с кучей вопросов, которые покажут нам, что представляет собой человек и чего он хочет.
Порвал джинсовку по заказу клиентки
Чтобы воплотить задуманную вещь в жизнь, Саша сначала продумывает концепцию новой джинсовки. Например, останавливается на стилистике кинематографа. Дальше выбирает фильм, выписывает на бумагу яркие цитаты, идеи и символы. После этого ищет референсы (вспомогательные рисунки. – Прим. ред.). Потом вырезает трафареты, поскольку на джинсовой ткани тяжело рисовать, и уже после всего этого задумка переносится на ткань.
– Я могу что-то накидать, например, чтобы определить, где и что будет расположено. Что-то меняю, вырезаю, исправляю и уже по референсу начинаю рисовать. Мы продумываем основные зоны. Когда почти все готово, обязательно смотрим, чего не хватает. Если нужна фурнитура, то используем ее.
Дизайнер использует акриловые краски для ткани. На создание одной куртки уходит всего 10 часов.
– Можно сказать, что я уже робот, для меня нанести рисунок на ткань – не проблема. Возможно, рисую не так качественно, как хотелось бы, но людям нравится. Когда меня кто-то просит помочь нарисовать, я помогаю, а если кто-то сам хочет создавать, то я не вмешиваюсь и только направляю.
Иногда приходится и экспериментировать. Например, перед тем как рисовать джинсовку с Давидом, Саша ее сварил, чтобы получить интересный эффект. Одну джинсовую куртку он разорвал по желанию клиентки.
– Сейчас я бы ни за что не стал рвать джинсовку, на которой уже что-то изображено, потому что очень страшно, может плохо получиться.
Материалы для работы – кисточки, краски, фурнитуру он покупает в «Леонардо», «Фаворите», «Художнике» и «Ван Гоге».
Помимо джинсовок молодой человек рисует еще и на футболках, тренчах, платьях, пальто, использует джинсовые, хлопковые, синтетические ткани. Но больше всего он любит устраивать фотосессии с созданными им вещами, продумывать их концепцию и идею.
«Я не смогу придумывать для всех что-то оригинальное»
У Саши в шкафу висит очень много непроданной одежды, за которую ему немного стыдно. Он считает, что не старался, создавая ее.
– Я не занимаюсь фабричным производством, рисуя с утра до вечера под копирку. Чтобы я хотел продать вещь, она должна мне нравиться и мне не должно быть стыдно за нее. Это очень важно. Может быть, эта вещь кому-то понравится, но мне-то не нравится. Это как выложить работу пятилетней давности, по которой видно, насколько она плоха.
Сейчас Саша все еще продолжает рисовать на одежде на заказ, но случается это очень редко.
– У меня не хватает времени, и мои цены для Ижевска кажутся очень большими. Но я нормально отношусь к этому. Другие проекты и мастер-классы приносят большой доход и почему бы ими не заниматься.
ATOM для ижевского художника – долгоиграющая история. Хотя еще в начале он понял, что может очень быстро перегореть.
– Если вкладываю много эмоций во что-то одно, то быстро перегораю. От этого мне становится неприятно. Сейчас я работаю в разных сферах и есть люди, которые не дают мне угаснуть. Это история не про заработок и не про мировые показы. Я понимаю, что не смогу придумать для всех людей что-то оригинальное и мое сознание не бесконечно. Я начну повторяться, поэтому не тороплюсь.
«Вдохновения не существует»
– Однажды я спорил на тему вдохновения. Вдохновения не существует. У меня его не бывает. Если я сел работать – я буду рисовать. Не бывает такого, что увидел на улице, допустим, птиц и побежал домой рисовать их. Только один раз было такое. Я вдохновился шишками и собрал их. Возможно, я вдохновляюсь какими-то идеями, но это долгосрочная история, которая не приводит меня к тому, что тут же начинаю чем-то заниматься. Я запоминаю идею, записываю в заметки, потом вспоминаю через огромный промежуток времени и рисую. Возможно, только так работает вдохновение. Раньше думал, что вдохновляюсь людьми, но нет.
У Саши нет любимых художников, но есть любимый модельер – Iris van Herpen*.
– Она делает невероятную одежду. У нее был показ, и это такой космос! Вообще из наших местных художников мне очень нравится Ирина Мамаева, и не просто как художник и дизайнер, но и как человек. Нравится то, что делает Кирилл Маркес – куратор календаря модных событий и руководитель проекта «Одежка».
Молодой человек считает, что бюджетно одевать можно и это очень легко.
– Можно пройтись по стокам, найти базовую одежу и переделать ее под себя. У меня нет вещей дороже двух тысяч по себестоимости. Кроссовки, которые стоят больше полутора тысяч, я ни за что не куплю. Просто нужно относиться хорошо к своим вещам. У нас есть классные шоурумы, как Dress Up*, например, с которым мы сотрудничаем.
Художник очень любит однотонные вещи и недавно полюбил белый цвет.
– Я придерживаюсь стиля «чтобы порисовать можно и на люди выйти», ношу вещи oversize и джинсовки, которые являются частью меня как художника и показывают мою историю. Они должны быть комфортными. Но речь не про «спортивочки и все такое».
За мировыми трендами Саша не следит, потому что ему это не интересно.
– Когда я впервые увидел узкие черные очки, подумал, что они очень крутые, и я купил бы их себе. Но когда все начали ходить в них, я понял, что это не про меня. Широкие массы носят одно и то же, и это плохо. Люди ходят с надписью «Юность» или Supreme*, и это никак их не характеризует, они просто зашли в популярный магазин и приобрели там эту вещь. Такая же история с бежевым тренчем. Я очень хотел его себе, возможно, и сейчас хочу, но все в них ходят. Хочется чего-то своего, поэтому не слежу за тенденциями, хотя они классные, но потому что они классные, они начинают нравиться всем и это не сходится с моей философией.
*Оверсайз, АТОМ, Суприм, Ирис ван Херпен, Инстаграм